Факторы определяющие структуру физической работоспособности студентов

NovaInfo 46, с.318-321, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 6
CC BY-NC

Аннотация

В работе выявлены наиболее значимые факторы, определяющие структуру физической работоспособности и двигательной подготовленности студентов.

Ключевые слова

СПОРТСМЕНЫ, ОБРАЗОВАНИЕ, СТУДЕНТЫ, ФИЗКУЛЬТУРА, ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ, ЗДОРОВЬЕ

Текст научной работы

Сегодняшний период характеризуется растущим воздействием науки все без исключения области существования человека. Решительные перемены тронули не только лишь области материальной и духовной жизни мира, но и подобную сферу равно как спортивную деятельность управления учебным процессом спортсменов. Его существенной чертой явилось изучение сложных систем различной природы, в том числе включающих понимание функциональных особенностей построения целого организма в свете развития физической работоспособности спортсмена [1].

Во время изучения спортивной деятельности в самую первую очередь появляются трудности взаимодействия двигательных способностей и функциональных систем организма. Огромное количество физических упражнений, используемых в практике, и сложность их взаимовлияний во взаимодействии с функциональными особенностями построения целого организма приводят к поиску общего подхода, который позволит представить в сжатом виде многообразие отношений между ними.

В концепции физического воспитания изобретена теория физических качеств. В это определение входит комплекс двигательных возможностей, которые проявляются сходным образом в разнообразных движениях. Зациорский В.М. выделил четыре основных физических качества: быстроту, силу, ловкость и выносливость [2,3].

Во время изучения двигательных возможностей студентов используются методы многомерного статистического анализа и, как правило, показатели двух тестов: энергетические и эргометрические. Энергетические критерии характеризуют уровень развития аэробных и анаэробных возможностей, а эргометрические характеристики отражают степень развития различных двигательных качеств [3].

Реализуя проект двигательной активности в рамках процесса физического воспитания, преподаватель старается подтолкнуть организм обучающихся к мобилизации функциональных резервов, что только и может привести к адаптационным перестройкам. Важная задача при этом - получать в качестве обратной связи дифференцированную информацию о различных сторонах адаптационного процесса. Только при наличии такой информации корригирующие воздействия (прямая связь) могут приобретать функции управления.

Главным нюансам проявления мобилизации функциональных запасов, а следовательно, адаптированности следует признать физическую работоспособность (ФР). Уровень ФР в принципе может служить одним из критериев оценки адаптированности. Более того, дифференцированная количественная оценка эффективности функционирования основных механизмов обеспечения ФР - анаэробного и аэробного - позволяет контролировать адаптационный потенциал различных функциональных систем [4,5].

Объём общей физической работоспособности можно определить по средствам теста PWC170. Тест PWC170 расшифровывается как физическая работоспособность при пульсе 170 ударов в минуту. Величина PWC170 соответствует такой мощности физической нагрузки, которая приводит к повышению ЧСС до 170 уд/мин. Физическая работоспособность наиболее объективно отражает уровень физического состояния, для его оценки могут использоваться и другие методы [5,6].

Для того чтобы уроки физкультуры проходили с наибольшей пользой необходимо строго соблюдать интенсивность и продолжительность каждого занятия. Подбор оптимальной начальной нагрузки должен осуществляться строго с учетом уровня физической работоспособности занимающегося и только потом, по мере роста физической подготовки, возможно переходить на другой, более высокий уровень интенсивности занятий. В зависимости от уровня физического состояния все занимающиеся могут быть условно разделены на пять групп (по вышеописанному тесту PWC170).

На сегодняшний день хорошо известно, что небольшая и активная физическая активность снижает риск возникновения таких заболеваний, как гипертония, рак толстой кишки, инсулин-независимый диабет, остеопороз и депрессивные состояния. Установлено, что малоподвижный образ жизни является основным независимым фактором риска ишемической болезни сердца. Однако, несмотря на обширную информацию о пользе физически активного стиля жизни большая часть городского населения не занимается физическими упражнениями для здоровья и остается в значительной степени сидячей. В Казахстане эта проблема становится еще более актуальной, поскольку физическая активность носит выраженный сезонный характер и во многом зависит не только и не столько от волевых усилий, сколько от степени адаптации человека к резким перепадам температуры и атмосферного давления, недостатку кислорода в тканях и дефициту ультрафиолета [2].

Практика свидетельствует, что степень физической деятельности может быть изменена с помощью психолого-педагогических воздействий. Но воздействия должны быть достаточно эффективными, поскольку более 50% людей, начинающих занятия физическими упражнениями, прекращают их в пределах последующих месяцев. Переменные, влияющие на степень приобщенности к физически активному стилю жизни, их вклад в осуществление процесса изменения социальных установок в отношении к регулярной оздоровительной тренировке и ее систематическому выполнению до сих пор не совсем понятны. Не ясны также объем и интенсивность повседневной физической активности в различных природно-климатических и экологических условиях [7].

Выявление и обоснование таких переменных могло бы помочь в разработке более эффективных воздействий с целью восприятия поведения, связанного с регулярным выполнением физических упражнений и воспитанием привычки к ним среди неорганизованного населения и студенческой молодежи.

Читайте также

Список литературы

  1. Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.Д. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. посо¬бие для студ. высш. пед. учеб. заведений // Академия, 2002.- 131 стр.
  2. Виленский М.Я., Минаев Б.Н. Двигательная активность студентов в режиме учебно-трудовой деятельности, быта и отдыха // Теория и практика физ. культуры №3, 1973. – 64 стр.
  3. Евсеев Ю.И. Физическая культура // Феникс, 2014. – 443 стр.
  4. Кузина Е.Н., Мозжухина Л.И., Кондратьева Г.А. Оценка показателей физического здоровья детей дошкольного и школьного возраста с острой и хронической респираторной патологией с помощью функциональных методов исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://elibrary.ru/download/29915139.pdf
  5. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте // М.:Медицина,1990.-192с.
  6. Шишковская А. В. Особенности физического я спортсменов разной спортивной специализации [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://elibrary.ru/download/18945290.pdf
  7. Попов А.Л. Спортивная психология // ФЛИНТА, 2013. – 159 стр.

Цитировать

Таныгин, А.В. Факторы определяющие структуру физической работоспособности студентов / А.В. Таныгин. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 318-321. — URL: https://novainfo.ru/article/6256 (дата обращения: 16.05.2022).

Поделиться