Свободное программное обеспечение в составе ИОС: программа WikidPad

NovaInfo 46, с.321-330, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы использования свободного программного обеспечения в образовании. На примере программы WikidPad показаны возможности использования такого вида программного обеспечения в качестве одного из основных элемента информационно-образовательной среды.

Ключевые слова

ВИКИ-ТЕХНОЛОГИИ, ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ, ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ, СВОБОДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, АУТЛАЙНЕР WIKIDPAD

Текст научной работы

Информационно-коммуникационных технологии в настоящее время становятся одним из основных инструментов, обеспечивающих реализацию процесса обучения. Данные технологии могут быть в полной мере реализованы лишь при наличии информационно-образовательной среды (ИОС), которая представляет собой систему инструментальных средств и ресурсов [1]. К инструментальным средствам ИОС относится программное обеспечение, принадлежащее к различным классам, от операционных систем до педагогических программных средств. Чаще всего, как показывает практика, применяются программные продукты, относящиеся к проприетарному ПО. Однако использование только проприетарного программного обеспечение несёт в себе определенные риски.

Причины этих рисков могут быть различными: изменение ценовой политики фирм, создающих эти продукты; уход компаний с рынка по разным причинам; прекращение поддержки программных продуктов и т.п. Примером последнего может служить прекращение поддержки своих операционных систем Windows XP и Windows 7 корпорацией Microsoft. Кроме того в настоящее время актуализировались риски, связанные с санкционными действиями зарубежных компаний против РФ по политическим мотивам. Примером результата санкций могут быть массовые сбои в работе многих отечественных предприятий, ориентированных на развитие сферы торговли, в результате того, что зарубежные структуры, которые занимаются предоставлением программного обеспечения для этих предприятий, отказались от поддержки поставленного программного обеспечения [2]. В апреле 2016 года в Москве прошел седьмой ежегодный саммит Russian Open Source Summit (ROSS) 2016, посвященный современным открытым информационным технологиям, стандартам и платформам, а также развитию свободного программного обеспечения (СПО) в мире и России. Управляющий директор компании «Росплатформа» В. Рубанов в своем докладе «Российская виртуализация и три грани санкционной устойчивости» [3] отметил, что обеспечение «Цифрового суверенитета» включает, помимо вопросов защиты информации, юридический суверенитет и технологическую независимость. Юридический суверенитет может быть обеспечен правами на лицензированные компоненты с исходными кодами и правом на модификацию и распространение, а также на заимствованные открытые компоненты и собственные разработки.

История использования СПО в образовательном процессе российской высшей и средней школы имеет свою непродолжительную, но драматическую историю: от повсеместного внедрения (как правило, инициируемого сверху), до практически полного игнорирования. По указанным выше причинам его применение сегодня снова имеет шанс стать основным трендом информатизации образования.

В настоящее время использование СПО как в сфере развития бизнес структур так и в образовательном процессе становится актуальным, прежде всего, в связи с санкционными действиями стран запада по отношению к РФ. О важности использования свободных программных ресурсов говорит уже то, что в 2012 году был введен в действие государственный стандарт (ГОСТ Р 54593-2011 «Информационные технологии. Свободное программное обеспечение. Общие положения»), в котором отмечено, что « … свободное программное обеспечение является безопасной, надежной и финансово-привлекательной платформой для построения информационных систем в корпорациях и государственном секторе. Свободное программное обеспечение обеспечивает: технологическую независимость разработки и использования программного обеспечения от монополиста; независимость в выборе аппаратной платформы; низкую начальную стоимость оборудования; раннее обнаружение дефектов в программном обеспечении и возможность быстрого их исправления; отсутствие обязательной платы за право использования продуктов» [4].

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

В категории свободного программного обеспечения следует выделить программное обеспечение, реализующее вики-технологии. Как правило, рассматривая эти технологии, акцент делают на возможность коллективной работы над какими-либо проектами в сети Интернет. На наш взгляд к преимуществам вики-технологий следует, в первую очередь, отнести такое их свойство как быстрое создание информационных ресурсов при минимальных затратах усилий авторов образовательного контента.

Одним из перспективных образцов свободного программного обеспечения является программа-аутлайнер WikidPad [5]. Создателем этого программного продукта является Джейсон Хорман (Jason Horman), однако с октября 2005 года ведущим разработчиком выступает Майкл Бaтчер (Michael Butscher).

Аутлайнер WikidPad разработан на базе языка Python, который распространяется под свободной лицензией, позволяющей использовать его без ограничений в любых приложениях, включая проприетарные. Лицензия самого аутлайнера WikidPad относится к типу FreeWare и позволяет модифицировать данный продукт в соответствии с потребностями пользователей. Авторы данной программы обеспечили свободный доступ к исходным файлам. Программа обладает развитым и документированным API, поддерживающим создание разнообразных вспомогательных программ — плагинов на языке Python. Для ранних версий WikidPad доступна бинарная сборка с уже включённым в неё языком Python. Таким образом эта программа удовлетворяет условиям обеспечения и юридического, и технологического суверенитета.

Так как программа написанна на Python, она может работать на нескольких платформах (Microsoft Windows, GNU/Linux, Mac OS X), то есть является кроссплатформенной и, таким образом, удовлетворяет требованию, предъявляемому к образовательным программным продуктам — возможности работы в разных операционных системах.

Такое программное обеспечение может стать основой программно-педагогических средств, к которым относятся: отдельные компьютерные программы с методическими рекомендациями или инструкциями для пользователя; компьютерные (или компьютеризированные) курсы; компьютерные учебные пособия; программно-методические комплексы [6].

Как известно, к программно-педагогическим средствам предъявляется комплекс требований: дидактических, методических, эргономических, эстетических, технических [6, 7]. Очевидно, что программные продукты, на основе которых должны создаваться программно-педагогическим средства или электронные образовательные ресурсы, также должны удовлетворять в определенной степени указанным требованиям.

Рассматривая программное обеспечение как техническую основу электронных образовательных ресурсов, остановимся на технических требованиях. В работах, указанных выше, приведены технические требования к программным средствам, из которых можно выделить следующие группы: собственно технические требования (простота инсталляции программного средства, эффективность использования ресурсов компьютера, простота процедуры запуска программы и выхода из программы, возможность быстрого возобновления работы с любого места, возможность расширения и корректировки информационной базы и т.д.) и требования к интерфейсу программного обеспечения (читабельность материала и служебных сообщений, качество графического изображения, рациональность использования экранного пространства).

Рассмотрим технические свойства программы WikidPad.

Требование простоты инсталляции программного средства полностью обеспечивается программой инсталляции. При установке программы на компьютер с операционной системой Windows инсталлятор предлагает два варианта установки в среду. Первый представляет собой стандартную установку в папку Program Files, второй вариант предполагает создание портабельной папки WikidPad, которая может быть размещена в любой области на жестком диске или на флеш-карте.

Структура системы (среды) на базе WikidPad
Рисунок 1. Структура системы (среды) на базе WikidPad

В последнем случае пользователь (преподаватель, обучающийся) может создавать переносимую (мобильную) информационную среду. Информационная среда реализуется при создании нового электронного ресурса, именуемого в данной программе «Вики». Это обусловлено тем, что в основе создаваемых электронных ресурсов лежит идеология вики, и основным видом разметки является вики-разметка. При создании новой «Вики» автоматически формируется новая папка с именем данной вики. В этой папке генерируется главный файл с расширением .wiki и с таким же именем, как и папка. Кроме того создается папка data.

Структура Вики
Рисунок 2. Структура Вики
Содержание папки созданной Вики
Рисунок 3. Содержание папки созданной Вики

В дальнейшем при работе с создаваемой Вики в папке data, в зависимости от типа создаваемой базы, формируется либо один файл с расширением .wiki, либо облако файлов — соответствующих страниц вики.

Содержание папки data
Рисунок 4. Содержание папки data

Папка с созданной вики может размещаться в любом месте жесткого диска или на внешнем диске. Фактически программа относится к переносимому (портабельному) программному обеспечению и может вместе с самой вики располагаться на сменном носителе и работать с него.

Требования простоты процедуры запуска программы, возможности быстрого возобновления работы с любого места и простоты выхода из программы естественным образом обеспечивается функциональными возможностями программы WikidPad.

Вики разметка WikidPad позволяет легко и естественно создавать ссылки между страницами. Это позволяет создавать информационные среды на определенные темы. Аутлайнер поддерживает CamelCase-ссылки. Предусмотрена также возможность их отключения как на уровне одной страницы, так и на уровне всей вики.

Внешний вид интерфейса системы WikidPad приведен на рисунке 5.

Интерфейс программы
Рисунок 5. Интерфейс программы

Следует отметить, что гибкость настройки интерфейса программы WikidPad позволяет реализовать требования рациональности использования экранного пространства, качества графического изображения, читабельности материала и служебных сообщений.

Интерфейс программы WikidPad в режиме редактирования
Рисунок 6. Интерфейс программы WikidPad в режиме редактирования
Интерфейс программы WikidPad в режиме просмотра
Рисунок 7. Интерфейс программы WikidPad в режиме просмотра

Рисунки 5, 6 и 7 наглядно демонстрируют возможности адаптации интерфейса программы и возможности по отображению графических изображений.

При необходимости контент информационной среды, созданной на основе WikidPad, может быть экспортирован в формате HTML или XML.

Немаловажно и то, что в программе предусмотрена возможность подключения внешних программ — плагинов. В частности, существует возможность подключения таких программ как: Spelling checker (для проверки правописания), Graphviz (для автоматизации построения графов), (для создания написания формул в формате Latex) и двух программ Ploticus и GnuPlot (для создания двух и трехмерных графиков и диаграмм). Кроме того обеспечена возможность подключать плагины, позволяющие сортировать запланированные дела и облегчающие использование WikidPad при применении методики GTD.

Таким образом, можно констатировать, что программа WikidPad удовлетворяет основным техническим требованиям, предъявляемым к программному обеспечению, используемому в образовательном процессе, и может быть основой различных по структуре и педагогическому назначению информационных образовательных сред, например дидактических информационных сред.

Читайте также

Список литературы

  1. ГОСТ Р 53620-2009. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. М.: Стандартинформ, 2011. IV, 5 с.
  2. Компании США отказались поддерживать свое ПО в крупных ведомствах РФ. [Электронный ресурс]. URL: ria.ru/economy/20160420/ 1415622723. html (дата обращения 28.04.2016).
  3. Рубанов В. Российская виртуализация и три грани санкционной устойчивости. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pcweek.ru/ upload/iblock/eee/33%20Rubanov.pptx (дата обращения 28.04.2016).
  4. ГОСТ Р 54593-2011. Информационные технологии. Свободное программное обеспечение. Общие положения. М.: Стандартинформ, 2012. IV, 7 с.
  5. Киргинцев М.В., Нечаев С.А., Ларин А.А. Возможность применения программ-аутлайнеров для организации учебного процесса в военном вузе // Территория науки. 2014. №6 С.14-22.
  6. Клюева И. А. Требования к программным средствам учебного назначения // Среднее профессиональное образование. 2006. №3 С.23-24.
  7. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: ИИО РАО, 2010. 140 с.

Цитировать

Киргинцева, Н.С. Свободное программное обеспечение в составе ИОС: программа WikidPad / Н.С. Киргинцева, С.А. Нечаев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 321-330. — URL: https://novainfo.ru/article/6268 (дата обращения: 16.08.2022).

Поделиться