Кризис у детей трёх лет

NovaInfo 46, с.373-377, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В жизни каждого родителя наступает момент, когда его любимое чадо начинает вести себя иначе, чем раньше: разбрасывает недавно собранные игрушки, кричит, не слушается старших и даже дерётся .Нет, это не означает ,что вы плохие родители или что-то упустили в воспитании ребёнка. Просто начался сложный для него период-кризис трёх лет. В чем заключается суть этого кризиса и как с ним справиться подробнее в данной статье.

Ключевые слова

СВОЕВОЛИЕ, ОБЕСЦЕНИВАНИЕ, СТРОПТИВОСТЬ, НЕГАТИВИЗМ, УПРЯМСТВО, КРИЗИС, ДЕСПОТИЗМ

Текст научной работы

В жизни каждого родителя наступает момент, когда его любимое чадо начинает вести себя иначе, чем раньше: разбрасывает недавно собранные игрушки, кричит, не слушается старших и даже дерётся .Нет, это не означает ,что вы плохие родители или что-то упустили в воспитании ребёнка. Просто начался сложный для него период-кризис трёх лет. В чем заключается суть этого кризиса и как с ним справиться подробнее в данной статье.

Кризис трех лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение устоявшейся системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Знаменитый кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе "О личности трехлетнего ребенка". Ею были выделены несколько важных симптомов этого кризиса:

Негативизм-это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание бывает и в более раннем возрасте.

Упрямство-это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались

Строптивость- близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость, носит более генерализованный и более безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома.

Обесценивание- в глазах ребенка обесценивается то, что раньше было привычно, интересно, дорого. Могут обесцениваться нормы поведения (ребенок вдруг начинает грубить и ругаться), старые привязанности к вещам (ребенок может сломать недавно любимую игрушку), и т.п.

Своеволие-стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок всё хочет делать сам. Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах - о самостоятельности намерения, замысла

Деспотизм-это деспотическая власть по отношению ко всему окружающему и изыскание для этого множество способов.

Западноевропейские авторы выделяют в кризисных явлениях негативные моменты ребенок уходит, отстраняется от взрослых, рвет социальные связи, которые его раньше объединяли со взрослым. Л. С Выготский подчеркивал, что такая интерпретация неправильна. Ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими. Как считал Д. Б. Эльконин, кризис трех лет - это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего "Я". Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действии и отношений в окружающем мире. Феномен "Я сам" означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей.

Если вы спросите, сколько длится кризис 3 лет у ребенка, то ни один специалист не даст вам точный ответ. Так как продолжительность кризисного периода зависит от каждого отдельного случая, а еще – от правильного поведения родителей. Если вы сможете достойным образом вести себя с капризным трехлеткой, то кризис минует гораздо быстрее. А поэтому к нему нужно быть готовым заранее. Но все же примерные возрастные рамки есть: кризис может происходить в период с двух с половиной и до трех с половиной лет. У более активных деток с хорошо развитой речью кризисный возраст более ранний и первые его признаки проявляются приблизительно в 2 годика и 6 месяцев – 2 годика 8 месяцев.

Многие родители задаются вопросом, как же вести себя с ребёнком во время этого периода. Выделим несколько важных моментов:

  • предоставьте ребенку свободу выбора. Дети в три года ожидают от окружающих, а особенно от родителей признания их самостоятельности и независимости, даже не смотря на то, что сами к э тому еще не готовы. Поэтому для ребенка в этом возрасте очень важно чтобы с ним советовались и интересовались его мнением. Не ставьте малышу ультиматумы, подойдете к постановке своих просьб или пожеланий изобретательнее. Например, если ребенок изъявляет желание одеваться самостоятельно, пусть, в этом нет ничего плохого, просто предусмотрите это и начните собираться на четверть часа раньше;
  • предложить ребёнку выбор между несколькими вариантами, например, есть с красной или желтой тарелки, гулять в парке или на детской площадке и т.д. Неплохо работает прием переключения внимания. К примеру, вы собираетесь навестить сестру, но подозреваете, что на ваше предложение малыш может ответить отказом, тогда просто предложите ребенку выбрать одежду, в которой он поедет в гости. В итоге вы переключите внимание крохи на выбор подходящего наряда, и он не будет думать ехать ему с вами или нет;
  • дайте малышу почувствовать себя самостоятельным. Всегда кризис трех лет у ребенка проявляется возросшей самостоятельностью. Малыш пытается все делать сам, даже не смотря на то, что его возможности далеко не всегда соответствуют его желаниям. Родителям необходимо отнестись с пониманием к подобным стремлениям;
  • -научитесь справляться с истериками ребенка. В связи с кризисом, истерики у ребенка 3 лет – очень частое явление. Многие родители просто не знают, что делать и как вести себя в подобных ситуациях. Не обращать внимания, жалеть, выполнять капризы или наказать разбушевавшееся дитя. В данной ситуации единого совета, который бы подошел абсолютно всем, к сожалению, дать невозможно. Родители сами должны выбрать правильную линию поведения или стратегию борьбы;
  • -научитесь отказывать. К сожалению, это делать могут далеко не все родители. Тем не менее, уметь говорить четкое «Нет» — необходимо каждому взрослому. В любой семье должны быть установлены границы, за которые выходить никак нельзя и ребенок должен о них знать.

Кризис трех лет – это, наверняка, не первое и далеко не последнее испытание с которым придется столкнуться каждому родителю. Чтобы узнать фактические закономерности в поведении детей, выявить воспитательную и педагогическую стратегии родителей в момент переживания их детьми данного кризиса, а также определить, изучить влияние, успешность и эффективность данной стратегии. В исследовании принимали участие 20 человек: родители детей, переживающих кризис 3-х лет, а также 3 педагога —специалисты по работе с детьми дошкольного возраста.
Накопленные в современной психологии данные о кризисе трёх лет, а также особенности его протекания и их анализ уже позволяют сделать несколько заключений и выводов.

Первым делом следует заметить, что временные рамки вхождения в кризис 3-х лет хоть и ограниченны, но определённо широки. Это было подтверждено наглядно — среди участников исследования встречались дети как 2,5 так и дети 3,5 лет. Кроме того, подтвердилось и то, что нет ничего удивительного в том, что теоретическое содержание касаемо кризиса трёх лет у разных авторов может отличаться, а психологическое содержание может рассматриваться по-разному. Действительно, при рассмотрении случаев у разных испытуемых было выявлено, что признаки, проявляемые в тех или иных ситуациях и условиях, не являются едиными для каждого случая, и были выражены в разной степени.

Итак, на первом этапе проводилась беседа с родителями и воспитателями. Данная беседа выявила 3 разных стратегии воспитания, применяемых на детях. Эти стратегии можно классифицировать и разделить на:

  • индифферентную, когда родитель\воспитатель осуществляет воспитательную функции ровно также, как и до вхождения ребёнка в данный кризис, т.е. ничего не предпринимает, не меняет и не заостряет никакого особого внимания на изменения в поведении ребёнка;
  • стратегия, основанная на строгости, близкая к «авторитарному» стилю родительского поведения, когда родитель\воспитатель категоричен и строг к любым проявлениям подобным капризу;
  • либеральная стратегия, когда родитель/воспитатель поощряет любые проявления скверного поведения у ребёнка.

Следующее, что изучалось в ходе беседы — успешность осуществляемой родителем или воспитателем стратегии. Следует заметить, что 75% опрашиваемых считают свою стратегию недостаточно эффективной.

Следующим этапом было наблюдение, предметом которого являлись в большей мере поведенческие проявления, попытка выявить наиболее лидирующие среди них, и изучение взгляда родителя или воспитателя на те или иные симптомы кризиса. Наблюдение за детьми осуществлялось в разных условиях: например, на улице, в период, когда ребёнок играл сам по себе, при взаимодействии с родителем\воспитателем и при взаимодействии с другими детьми. Некоторые наблюдения проводились родителем непосредственно. При наблюдениях учитывались обстоятельства, при которых и проводился эксперимент. Данное наблюдение выявило степень проявления тех или иных симптомов у разных детей, закономерности в сравнении которых практически не отслеживается, что свидетельствует о том, что проявление симптомов кризиса трёх лет варьируется и является скорее индивидуальным.
Однако можно заметить, что дети, воспитываемые по более вольной, а также индифферентной стратегии, более ярко и активно осуществляют выражение большего числа симптомов данного кризиса.

Родители и воспитатели также осуществляли оценку степени проявления всех симптомов (строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание, деспотизм) у детей. Не все данные соответствовали данным, полученным при самостоятельном наблюдении со стороны. Выявленная закономерность оценки родителями выраженности симптомов касается аспекта типа воспитания. Таким образом, родители и воспитатели, придерживающиеся одной или максимально схожей стратегии воспитания занижают и завышают зачастую одни и те же показатели (в сравнении с объективными).Итак, наблюдение позволило с лёгкостью выявить то, что проявление симптомов кризиса трёх лет напрямую зависит от стратегии воспитания родителя (воспитателя), что быть может ребёнок и без того, так или иначе, но будет обладать данными симптомами, однако степень проявления этих симптомов варьируется в зависимости от влияния старшего, от подхода к воспитанию.

Следует принимать данный результат во внимание. Наряду с этим следует помнить, что дети данной возрастной группы стараются подыгрывать взрослому и, что немаловажно, способны действовать в «чужой», в ещё незнакомой, непривычной ситуации буквально копируя взрослого. Так, это в очередной раз подтверждает значимость воздействия взрослого.

Читайте также

Список литературы

  1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб., 1997.
  2. Журнал «Вестник Российского государственного гуманитарного университета», выпуск 1, 2006; Разина Наталья Викторовна.

Цитировать

Абубекерова, Д.О. Кризис у детей трёх лет / Д.О. Абубекерова, А.С. Гаранина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 373-377. — URL: https://novainfo.ru/article/6271 (дата обращения: 15.08.2022).

Поделиться