Проектирование образовательной программы магистратуры: современные подходы

NovaInfo 46, с.304-308, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются основные документы, регламентирующие содержание образовательной программы магистратуры по направлению подготовки «Педагогическое образование» и требования к ней. Описывается европейская модель TUNING, адаптированная к российским реалиям, которая помогает в проектировании образовательной программы ВУЗа.

Ключевые слова

ПРОЕКТИРОВАНИЕ, МАГИСТРАТУРА, ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Текст научной работы

При проектировании образовательной программы составитель руководствуется ФЗ «Об образовании в РФ (от 29.12.2012 № 273-ФЗ)», Федеральным государственным образовательным стандартом актуального поколения, Федеральной целевая программой развития образования на 2016-2020 г. (ФЦПРО) и другими нормативными актами. Но даже при соблюдении требований всех регламентирующих документов далеко не все образовательные программы соответствуют идеям и тенденциям развития образования в высшей школы, которые изложены в ФЗ «Об образовании в РФ», Федеральном государственном стандарте высшего образования (ФГОС 3+) и ФЦПРО.

Целью данного исследования является изучение теоретической основы и разработка рекомендаций по проектированию образовательной программы, отвечающей современным требованиям высшего образования, выпускники которой будут конкурентоспособны на рынке труда.

21 ноября 2014 года Министерством образования РФ был подписан приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 педагогическое образование (уровень магистратуры)» (ФГОС 3+).

В настоящее время сотрудники отделов, занимающихся проектированием образовательных программ в высших учебных заведениях, уже имеют определенный опыт по разработке учебных планов, отвечающих требованиям ФГОС 3+.

ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 педагогическое образование (уровень магистратуры) содержит требования к содержанию и объему программы магистратуры в зачетных единицах:

« – Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы магистратуры, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы магистратуры, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ)».

– Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы магистратуры, практики (в том числе НИР) определяют направленность (профиль) программы. Набор дисциплин (модулей) и практик (в том числе НИР), относящихся к вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)" и Блока 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)" программ академической или прикладной магистратуры, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся направленности (профиля) программы набор соответствующих дисциплин (модулей), практик (в том числе НИР) становится обязательным для освоения обучающимся» [2].

Таблица 1. Требования ФГОС 3+ к образовательной программе [2]

Структура программы магистратуры

Объем программы магистратуры в зачетных единицах

Блок 1

Дисциплины (модули)

57 - 66

Базовая часть

9 - 18

Вариативная часть

48

Блок 2

Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)

45 - 57

Вариативная часть

45 - 57

Блок 3

Государственная итоговая аттестация

6 - 9

Объем программы магистратуры

120

В отличие от 3-го стандарта ФГОС 3+ не содержит даже примерных названий дисциплин в определенном блоке и не имеет «прикрепленных» к учебным циклам компетенций (во ФГОС 3 например в базовом профессиональном цикле были «прикреплены» компетенции ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОПК-1, ПК 1–4, ПК 8–10, ПК 13–21).

В ФГОС 3+ «при разработке программы магистратуры все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа магистратуры, включаются в набор требуемых результатов освоения программы магистратуры; при разработке программы магистратуры организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом ориентации программы магистратуры на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности» [2].

Таким образом, ВУЗы получили практически полную свободу в выборе дисциплин и прикреплению к ним определенных компетенций.

Это обосновано и одной из задач Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 г. "Создание и распространение структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании", реализация которой «обеспечит совершенствование моделей обучения по программам аспирантуры и магистратуры, модернизацию образовательных программ, технологий и содержания образовательного процесса в среднем профессиональном и высшем образовании через внедрение новых вариативных образовательных программ на основе индивидуализации образовательных траекторий, а также технологий проектного обучения» [3].

Таким образом, современный ВУЗ, создавая образовательную программу магистратуры, должен обеспечить возможность обучения по индивидуальным образовательным траекториям, а также активно внедрять технологии проектного обучения. Проектируя дисциплины, которые будут реализованы в рамках данной образовательной программы магистратуры ВУЗ должен удостовериться в их актуальности для современного работодателя.

Разработать современную образовательную программу магистратуры можно, воспользовавшись опытом, описанным в статье зам. проректора МГУ им. М.В. Ломоносова Е.В. Караевой [1].

Евгения Владимировна рассматривает возможность внедрения европейской модели TUNING для разработки образовательной программы в России адаптировав ее под российские реалии. Всего для разработки образовательной программы необходимо проделать 10 шагов [1].

Мы не будем перечислять все 10 пунктов, а подробно остановимся на тех, которые необходимо оперативно внедрить каждому ВУЗу для повышения конкурентоспособности реализуемого профиля подготовки.

1. Определение востребованности программы. Обеспечение доступа к необходимым ресурсам.

На этом этапе необходимо провести опросы заинтересованных сторон (работодателей, абитуриентов, студентов, преподавателей) для определения необходимости в разработке новой образовательной программы. Определить требует ли программа открытия нового направления подготовки или может осуществляться в рамках уже существующего, но с открытием нового профиля. Затем необходимо оценить имеющиеся в ВУЗе кадровые, материально-технические и финансовые условия с точки зрения возможности обеспечить реализацию новой программы. Пи этом если ресурсов не достаточно, необходимо рассмотреть возможность привлечения ВУЗов-партнеров.

2. Определение основных параметров программы, общих и профессиональных компетенций.

Необходимо обеспечить максимальное участие потенциальных работодателей в дополнение требуемого набора компетенций выпускников актуальными компетенциями (помимо компетенций, прописанных ФГОС 3+). Затем необходимо описать данные компетенции по уровням освоения (или этапам) и планируемым измеримым результатам обучения, например, путем составления «карты компетенций».

3. Проектирование первого варианта структуры программы.

Современному ВУЗу необходимо создавать рабочие группы, состоящие из методологов и потенциальных преподавателей программы для проектирования рабочего варианта структуры программы, основываясь на результатах, полученных в пункте 1. Затем необходимо полученную программу внимательно изучить на предмет качества получаемого по ней образования. Рассмотреть выбранные образовательные технологии, методы преподавания и организации самостоятельной работы обучающегося, виды и формы контроля (аттестации) и убедиться, что все заявленные в программе компетенции могут быть достигнуты студентом в случае добросовестного освоения образовательной программы. В случае выявления несоответствий между запланированными результатами обучения по всем элементам программы и заявленными компетенциями выпускника программы необходимо внести изменения, которые скорректируют программу и обеспечат соответствие результатов обучения с заявленными компетенциями.

4. В процессе реализации образовательной программы необходимо производить регулярный мониторинг реализации программы и ее отдельных компонентов (посредствам анкет для студентов и преподавателей). Необходимо убедиться, что зачетные единицы распределены в соответствии с реальными трудозатратами студента, а также что программа может быть освоена в запланированные сроки. При любых результатах данного мониторинга программа должна постоянно актуализироваться под современные требования работодателя.

Если образовательная услуга будет соответствовать требованиям бизнес-сообщества, то она будет востребована и у абитуриентов. На современном этапе содержание образования зависит от требований работодателя конкретного региона, а не от жестких требований ГОС старых поколений.

Читайте также

Список литературы

  1. Mosicheva, I.A., Karavaeva, E.V., Petrov, V.L.. Implementation of Post(Graduate Programs in the Context of the Federal Law “On Education in the Russian Federation”. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 8(9), pp. 3-10 – 2015.
  2. Приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 N 1505 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2014 N 35263). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/440401.pdf
  3. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг. URL: http://dopedu.ru/64-gosudarstvennaya-politika-v-sfere-dop-obrazovaniya/619-federalnaya-tselevaya-programma-razvitiya-obrazovaniya-na-2016-2020-gg.html

Цитировать

Котельников, А.В. Проектирование образовательной программы магистратуры: современные подходы / А.В. Котельников. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 304-308. — URL: https://novainfo.ru/article/6325 (дата обращения: 14.08.2022).

Поделиться