Неизбежны ли войны? Их цивилизационные, духовные причины

NovaInfo 46, с.270-275, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Просмотров за месяц: 13
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассмотрена проблема неизбежности войн в мире. Проанализированы причины войн, их цели, средства достижения целей войны, их видоизменение в процессе цивилизационного развития общества. Выявлены современные методы ведения войн, их цивилизационные и духовные причины. На основе проведенного исследования автором предлагается выделить объективные причины войн: противоречия социального неравенства, классовые, конкурентные рыночные отношения, политическое и экономическое соперничество.

Ключевые слова

ПРОТИВНИКИ, НЕИЗБЕЖНОСТЬ, ВОЙНА, ПРИЧИНЫ ВОЙНЫ

Текст научной работы

Война… Как много говорит это слово. Какой страшный смысл хранит оно в себе? Война – это экстремальное явление общественной жизни, великая трагедия общества, феномен духово-культурной жизни человечества. Для общества война – крайнее, наиболее зверское, антигуманное принуждение, так как оно не только не позволяет обществу и его членам действовать в соответствии со своими целями, убеждениями и интересами, но и уничтожает возможность для такого действия. В войне нет победителей. Любой военный конфликт чреват тяжкими последствиями и большими потерями среди населения. Но неизбежны ли войны?

Начиная с древнейших времен и по сегодняшний день, войны на Земле не прекращаются. Не случайно в любую эпоху война осуждается, считается не свойственной природе человека. Общество всегда развивается неоднородно. Жажда богатства и господства человека над другими людьми возрастает, он пытается навязать противнику свою волю, идеи. Опьянённые силой и властью политики стремятся к мировому превосходству, не понимая самого главного, что каждый человек на Земле имеет право на жизнь.

Всякая война – событие, прежде всего духовное. Люди, подобно марионеткам, которыми управляют политики, но чтобы люди были не против этого, прежде всего им надо внушить идею войны. Один человек – это личность, много человек – это толпа, а толпой, как известно, легче управлять. Относясь нейтрально к какой-либо нации, во время войны люди готовы уничтожить её.

«В убийстве человека есть нечто последнее и страшное; мы все это остро чувствуем, но лишь с трудом можем сказать, что именно ужасает в нем нашу мысль и вызывает в нас чувство такого давящего гнета. По-видимому, три основных мотива имеют здесь решающее значение.

Во-первых, глубина и таинственность самого процесса жизни и смерти. Жизнь — это легкое, естественное наше состояние, столь привычное и столь незаметное, пока ничто близкое и острое ему не угрожает, столь простое, что никто из нас не сумел бы даже рассказать, в чем оно состоит и что это мы делаем, чтобы «жить», как «это» нам удается, — жизнь в самой сущности своей, в самом качестве своем неразложима ни на какие составные элементы, но и в начале, и в конце, и во всем течении своем остается перед нами реальной тайной, которую легко испытывать, но трудно исследовать, которую можно без конца описывать, которую мы можем разрушить, но которую мы не можем воссоздать.

Второй мотив, заставляющий нас тяготиться всяким убийством, есть исключительная и абсолютная нелюбовность этого акта.

Именно со вторым в теснейшей связи стоит третий мотив, пугающий и угнетающий наше сознание при каждом убийстве: это полная и безусловная непоправимость того, что имеет произойти и потом происходит. Правда, абсолютно говоря, непоправимо все, что происходит во времени: прошлое безразлично поглощает все, что совершается, и не в наших силах вообще сделать что-нибудь состоявшееся небывшим. Убийство, наоборот, по самой сущности своей носит характер безвозвратности; духовный отрыв и духовное восстание получают в нем окончательное, непоправимое выражение в виде телесновещественного разрушения [1].

Действительно, на такие ужасающие действия людей могут мотивировать только духовные стереотипы. Они считают, что враждующая сторона это зло и думают, что это их мнение. Но на самом деле это является внушенным им мнением, людей, которые заинтересованы в войне, толпа, в этом случае, является «живой управляемой силой».

По формулировке Клаузевица, «война есть продолжение политики иными, насильственными средствами». «Война есть не что иное, как расширенное единоборство. Если мы захотим охватить мыслью как одно целое все бесчисленное множество отдельных единоборств, из которых состоит война, то лучше всего вообразить себе схватку двух борцов. Каждый из них стремится при помощи физического насилия принудить другого выполнить его волю; его ближайшая цель — сокрушить противника и тем самым сделать его неспособным ко всякому дальнейшему сопротивлению» [2].

Основным средством достижения целей войны служит организованная вооруженная борьба, как главное и решающее средство, а также дипломатические, экономические, информационные средства борьбы.

«С войной, полагает Гегель, будет то же, что было со смертной казнью. Она видоизменится. Уже теперь военное искусство и цивилизация вместе работают над смягчением её варварских приемов. Но в смягченном и измененном виде она будет продолжать существовать, как одно из необходимых средств развития политической идеи. XIX веку принадлежит честь выработки, ясного взгляда на войну, в которой видят не временное удовлетворение каприза властелина, а неизбежный в развитии идеи кризис. Настоящая, законная, необходимая война – война из-за идеи, война, служащая разуму – составляет, по мнению Гегеля, особенность современного ему девятнадцатого века. Это не значит, что в древности и в средние века не сражались из-за идей, но тогда ещё не было сознания моральной сущности войны. Идеи сталкивались прежде подобно слепым силам, а современное человечество осознает причину, из-за которой оно проливает кровь. Прежде воевали животные страсти, теперь борются ясно сформулированные начала» [3].

Войны неизбежны. Люди всегда хотят жить лучше, результат этого при эволюции очень «растянут», а при революции люди достигают своих желаний в короткие сроки. В любой битве есть побеждённые и победившие, но исход этого неизвестен. Основной цивилизационной причиной войн являются геополитические и экономические противоречия между странами. Войны, в основе которых находится духовная причина, отличаются своей жестокостью и серьёзностью. В настоящее время основной духовной причиной войны являются религиозные противоречия. В таких войнах люди не обращают внимание ни на что, кроме причины войны, они готовы уничтожить всю нацию или религию.

В современном обществе, по мнению Валентина Юрьевича Катасонова «война нужна прежде всего для того, чтобы обнулить долги. Как говорил И.В. Сталин: «Нет человека - нет проблем». А с точки зрения экономики «нет держателя долгов – нет и долга». Уничтожили держателя суверенных или корпоративных долгов, просто физически уничтожили, государства не стало, и проблемы нет, долг обнулён» [4].

Сейчас мировая экономика достаточно хорошо развита, многие страны продают какой-либо продукт, природные ресурсы другим странам в долг, предоставляют им кредиты. Но справившись с трудностями, экономическая проблема никуда не исчезает, а только увеличивается. Спустя даже минимальное время, страна не сможет вернуть долг, а проценты растут с немыслимой скоростью. У многих стран внешний экономический долг становится настолько большим, что выплатить его просто нереально. И тогда задолжавшие страны приходят к одному решению (озвученному В. Катасоновым) уничтожить страну, предоставившую ей кредит. Эта цель войны очень актуальна сейчас, ведь большая часть мировых отношений – это экономическая.

В настоящее время появляются и реализуются новые виды войны как вооруженного противостояния стран - гибридные войны. Это противостояние, возникшее как следствие технологического развития, технического роста уровня оборонительных инструментов, наступательных вооружений, иными словами, технологий противоборства. «Основной составляющей войны является информационно-психологическая подготовка. И если народ придёт к власти, то все средства, полученные политическим лидером, станут принадлежать народу[4]».

«Гибридная война – это использование военных и невоенных инструментов в интегрированной кампании, направленной на достижение внезапности, захват инициативы и получение психологических преимуществ, используемых в дипломатических действиях; масштабные и стремительные информационные действия; прикрытие и сокрытие военных и разведывательных действий; в сочетании с экономическим давлением[5]».

Гибридные войны начинаются организацией массовых информационных вбросов в социальные сети, в которых дискредитируются органы власти той страны, против которой ведется война, их внешнеполитический и экономический курс, социальная политика, затем раскачивается социально-политическая ситуация. Экономические институты государства подвергаются давлению, вводятся экономические санкции, закрываются возможности для нормальной внешне-экономической деятельности. Активизируются оппозиционные силы внутри страны, организации, средства массовой информации, содержащиеся на иностранные гранты и тем самым, выступая в роли «пятой колонны», проводящие в жизнь идеи агрессора.

Безусловно, на информационно-психологическую подготовку к войне правительство тратит огромные средства. Людей информируют только о том, что они должны знать о конкретной войне, предоставляя информацию так, чтобы народ поддержал мнение и дальнейшие действия правительства. Им не рассказывают о целях войны и всех реальных событиях, которые происходят в эпицентре войны. Информацию очень правильно внушают людям и они поддерживают все военные действия. Но в реальности, большая часть обещанных средств переходят стране, затеявшей эту войну и если данные средства переходят народу, то только для того, чтобы установить политику или какие-либо взгляды на мировые отношения той страны.

«А что могло бы быть, скажем с нашей страной, если бы не было этого события? Все остальные варианты хуже. Удивительным образом, Господь даёт нам самый лучший из всех плохих вариантов[6]». Те или иные события, произошедшие с нашей страной, улучшали её, хоть и через страдания и войны. Общество не может жить всегда одинаково, оно должно развиваться, но порой толчком к прогрессивному развитию общества может быть только война.

«Во время войны денег не считают. Тут уже такая логика коммерческого расчёта, она не действует. В сражение бросаются любые ресурсы, кредиты берутся под любые проценты, главное стать победителем. Если ты стал победителем, ты отобьёшь всё. Не только всё, но еще и с большим прибытком. Вот этого мы не понимаем. Нас приучили к коммерческому расчёту и мы даже во время войны занимаемся этим коммерческим расчётом [6]».

Не меньший ущерб во время войны противники наносят друг другу. В итоге, после войны, страны, неважно победители или побеждённые, остаются с огромными кредитами и ужасающими цифрами от ущерба. Порой для восстановления благополучной жизни в государстве, стране-победителю не хватает ресурсов.

В результате анализа, объективными причинами войн являются противоречия социального неравенства, классовые, конкурентные рыночные отношения, политическое и экономическое соперничество. Ничто не возникает спонтанно, одни действия порождают другие дальнейшие действия. Величайшие бедствия, суть последствий войны, это не только последствия произошедшей войны, но и непрерывно увеличивающиеся приготовления к будущей. «Противники не являются друг для друга чисто отвлеченными лицами; не могут они быть отвлечёнными и в отношении того фактора в комплексе сопротивления, который не покоится на внешних условиях, а именно — воли. Эта воля не есть что-то вовсе неизвестное; ее «завтра» делается сегодня. Война не возникает внезапно; подготовка ее не может быть делом одного мгновения. А потому каждый из двух противников может судить о другом на основании того, что он есть и что он делает, а не на основания того, чем он, строго говоря, должен был бы быть и что он должен был бы делать.

Человек же вследствие своего несовершенства никогда не достигнет предела абсолютно совершенного, и таким образом проявление недочетов с обеих сторон служит умеряющим началом[2]».

В современном мире действия таковы, что один противник воспринимает действия другого ошибочно, относя их к сильной агрессии, что только усугубляет конфликт.

«Пока человек лично не ознакомятся с войной, он не поймет, в чем заключаются трудности дела, о которых постоянно идет речь, и каковы задачи гения и выдающихся духовных сил, необходимых полководцу. Всё представляется чрезвычайно простым: необходимые знания — банальными, комбинации — незначительными; по сравнению с ними заурядная задача высшей математики производит внушительное впечатление своим научным величием. Но тому, кто видел войну, все понятно; несмотря на это, крайне трудно указать, что изменяет это простое в трудное, и описать этот невидимый и тем не менее всюду действующий фактор[2]».

Читайте также

Список литературы

  1. Ильин. И. Основное нравственное противоречие войны [Электронный ресурс] // Вопросы философии и психологии. - М., 1914. - Год XXV, кн. 125 (V). - С. 797-826 [сайт]. URL: http://relig-library.pstu.ru/modules.php?name=167 (дата обращения: 20.05.2016).
  2. Карл фон Клаузевиц. О войне [Электронный ресурс] // Военная литература ч.1, гл.1 [сайт]. URL: http://militera.lib.ru/science/clausewitz/index.html (дата обращения: 15.05.2016).
  3. Гегель о войне/ Гегель – философия истории [Электронный ресурс] // Русская историческая библиотека [сайт]. URL: http://rushist.com/index.php/philosophical-articles/2630-gegel-filosofiya-istorii (дата обращения: 05.05.2016).
  4. Интервью В. Ю. Катасонова «Будет ли Третья Мировая Война?» [Электронный ресурс]. URL: http://концептуал.рф/budet-li-tretya-mirovaya-voyna (дата обращения: 05.05.2016).
  5. Издание Лондонского Международного института стратегических исследований// «Military Balance 2015»
  6. В. Ю. Катасонов «Большая война ближайшего будущего (Познавательное ТВ) [Электронный ресурс] // Российское экономическое общество [сайт]. URL: http://reosh.ru/video/valentin-katasonov-bolshaya-voi%cc%86na-blizhai%cc%86shego-budushhego-poznavatelnoe-tv (дата обращения: 15.05.2016).

Цитировать

Кабанова, А.С. Неизбежны ли войны? Их цивилизационные, духовные причины / А.С. Кабанова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 270-275. — URL: https://novainfo.ru/article/6340 (дата обращения: 19.08.2022).

Поделиться