Оценка бюджетных рисков на примере городских округов ХМАО — Югры

№47-1,

экономические науки

В данной статьи оцениваются бюджетные риски городских округов с целью определения бюджетной устойчивости и безопасности территорий.

Похожие материалы

Для эффективного исполнения бюджетов городских округов необходимо не только планирование и прогнозирование ключевых показателей, но и оценка бюджетных рисков. Для оценки бюджетных рисков используется комплекс разнообразных методов: статистические методы, дерево решений, имитационное моделирование, анализ чувствительности, метод Монте-Карло, метод экспертных оценок и др. Однако та методическая база, которая используется для оценки рисков в экономике, не может применяться для оценки рисков местного бюджета. Методика должно основываться на возможностях учета специфики бюджетного процесса муниципального образования. [1]

Далее на примере 13 городских округов ХМАО - Югры произведена агрегированная оценка бюджетных рисков городских округов с целью определения бюджетной устойчивости и безопасности территорий, основанную на статистических методах и представленную следующим алгоритмом:

  1. В состав Ханты – Мансийского автономного округа – Югры входят 13 городских округов, 9 муниципальных районов, 26 городских поселений, 58 сельских поселений.
  2. Примем в качестве основных бюджетных рисков муниципальных образований следующие: риск снижения доходной части бюджета, риск превышения расходов над доходами (дефицит) и риск низкого фактического исполнения расходной части бюджета. Оценка будет проведена на примере одного индикатора – дефицита бюджетов городских округов.
  3. Для оценки рисков и зависимости устойчивости бюджета от фактических показателей бюджета используется статистический метод оценки. Для этого определяется коэффициент вариации (формула 1) по 13 городским округам за 2013–2015 годы, отражающий сравнительную оценку единиц совокупности и рассчитываемый следующим образом:

V = \frac{\sigma}{r}\cdot100\%, (1)

где V – коэффициент вариации; r – среднее ожидаемое значение показателей исполнения бюджета; σ – среднее квадратичное отклонение показателей исполнения бюджета. На основе полученной информации был составлен временной ряд, и с помощью статистических показателей были найдены коэффициенты вариации для каждого городского округа ХМАО – Югры. [2]

  1. Для детального анализа причин возникновения бюджетных рисков необходимо провести кластеризацию городских округов по полученным данным коэффициентов вариации на основе шкалы оценки для доходной и расходной частей бюджетов (таблица 2). В таблице 1 отражены коэффициенты вариации 13 городских округов ХМАО – Югры за период 2013-2015гг, рассчитанные по формуле (1).

Таблица 1. Коэффициент вариации городских округов ХМАО – Югры за период 2013-2015гг.

Городской округ

Коэффициент вариации

Когалым

196,7

Лангепас

120,9

Мегион

240,3

Нефтеюганск

126,2

Нижневартовск

97,1

Нягань

181,2

Покачи

52,7

Пыть - Ях

129,4

Радужный

96,7

Сургут

321,8

Урай

238,3

Ханты – Мансийск

97,1

Югорск

101,2

На основании таблицы 1, выполнена группировка коэффициента вариации. В связи с этим на основании группировки определены три уровня риска (кластера): низкий, средний и высокий.

Таблица 2. Кластеризация городски округов ХМАО – Югры за период 2013-2015гг.

Коэффициент вариации

Уровень риска (кластер)

52,7-139,1

низкий

139,1-225,5

средний

225,5-340,7

высокий

На основе вышеуказанных таблиц, 8 городских округов (Лангепас, Нижневартовск, Покачи, Пыть – Ях, Радужный, Ханты – Мансийск, Югорск) имеют низкий уровень риска, 2 городских округа (Когалым, Нягань) – средний, 3 городских округа (Мегион, Сургут, Урай) – высокий. Необходимо отметить, что общая сумма бюджетного дефицита 13 городских округов ХМАО – Югры имеет мультипликативный эффект, отражающий тенденции исполнения доходов и расходов бюджетов. Полученный результат показывает, что в период с 2013 по 2015 год более крупный дефицит имеют городские округа с низкой долей безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов. Таким образом, современный процесс оценки рисков бюджетного процесса муниципальных образований должен основываться на консолидации территории, учитывать особенности протекания бюджетного процесса каждого городского округа и муниципального образования в целом, и не должен ограничиваться только оценкой бюджета самого муниципального образования. Соответственно, механизм оценки бюджетных рисков должен базироваться на научных методах оценки, позволяющих использовать современные технологии в сфере бюджетного менеджмента.

Список литературы

  1. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций / А.С. Шапкин, В.А. Шапкин. - 8-e изд. - М.: Дашков и К, 2012.
  2. Право: прогнозы и риски: Монография/Ю.А.Тихомиров - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015.
  3. Финансы: Учебное пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. - М.: ИНФРА-М, 2012.