Импортозамещение: необходимость содержание, механизмы обеспечения

NovaInfo 47, с.223-227, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье показана необходимость, содержание и механизмы обеспечения импортозамещения в современных условиях экономики России.

Ключевые слова

МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ, ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ, НЕОБХОДИМОСТЬ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Текст научной работы

В современных условиях импортозамещение относится к числу необходимых элементов рыночной экономики. Оно играет особую роль в решении проблем основных отраслей экономики.

Импортозамещение — активный процесс замены импорта отечественными товарами или услугами, то есть произведенными внутри страны.

Чаще термин применяется к государствам, которые по различным причинам принимают решение в сжатые сроки уменьшить долю импортных товаров и услуг в товарообороте страны. Как правило, импортозамещение происходит за счет увеличения объема собственного производства, развития фокусных отраслей и тарифного таможенного регулирования импортных закупок. Реже термин применим к предприятиям, отдельным отраслям производства.

Правительством страны в 2014 году, была выявлена острая необходимость в импортозамещение, когда против России западными государствами был введен ряд торгово-экономических санкций. 4 августа 2015 года были созданы правительственные комиссии по импортозамещению.

Программы Правительства являются основными механизмами обеспечения импортозамещения. Вопросом продовольственной безопасности власти страны озадачились еще в 2012 году. Одна из целей «Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013–2020» импортозамещение. Однако быстро введенные западные санкции заставили правительство посмотреть на проблему значительно шире и сформировать масштабную программу, охватывающую гораздо большее количество отраслей, в которых задача импортозамещения стала актуальной. Программа Правительства по импортозамещению вылилась в утверждение новой редакции Государственной программы №320 «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», а затем и в ряд других законодательных актов, целью которых является более четкое позиционирование роли государства в процессе импортозамещения. Подробнее о всех документах:

  • Государственная программа №328 «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» от 15.04.2014

Документ задуман как основной стержень процесса локализации и развития отечественного производства, и с 15 апреля 2014 года фактически регламентирует правила игры в распределении финансовых ресурсов, необходимых нашей промышленности для ускоренного развития.

Программа представляет собой правовой фундамент процесса импортозамещения в России, и не подразумевает содержания перечня конкретных шагов для реализации. Основа программы – цели, задачи критерии успешности их достижения, ответственные исполнители и наблюдатели.

  • Программа поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования от 11 октября 2014 года №1044

Программа на законодательном уровне создает условия для применения мер по стимулированию экономического роста в части принятия нормативных правовых актов, направленных на расширение применения компаниями и коммерческими банками механизма проектного финансирования.

Проектное финансирование — это финансирование инвестиционных проектов, при котором источником обслуживания долговых обязательств являются денежные потоки, генерируемые проектом. Специфика этого вида инвестирования состоит в том, что оценка затрат и доходов осуществляется с учётом распределения риска между участниками проекта. Эта финансовая дисциплина, которая за последние 20 лет получила широкое распространение в развитых странах мира и последние 10 лет активно применятся в России.

Программы импортозамещения в сегментах экономики:

  • Сельское хозяйство

Успех в реализации программы импортозамещения в сельском хозяйстве позиционируется государством как дело особой важности, ведь в результате мы можем обеспечить продовольственную безопасность страны, дать мощный толчок в развитии, как крупного сельского хозяйства, так и среднего и мелкого фермерства. В итоге, к 2020 году мы должны увидеть Россию, которая на 90% себя кормит, а может быть, еще и соседа.

  • Информационные технологии

Достижение успеха в импортозамещении программного обеспечения, по нашему мнению, является одной из самых интересных и нетривиальных задач, поставленных в рамках общего тренда по замещению импорта со стороны государства. С одной стороны, зависимость от импортного ПО в России крайне высока: операционные системы Windows, iOS, Android вряд ли дадут шанс каким-либо другим российским аналогам заполучить хотя бы 10% рынка.

  • Машиностроение

Импортозамещение в российском машиностроении началось в 2005–2006 годах, и наилучшего момента для старта кампании придумать было трудно: экономика на подъеме, спрос на автомобили растет, Россия к тому времени членом ВТО ещё не являлась. Принятые в эти года меры по импортозамещению способствовали развитию конкуренции на рынке, а не к укреплению на нем позиций одного лишь АвтоВАЗа. Результатом стала двукратный рост производства автомобилей к 2010 году.

Проблема эффективного импортозамещения в Российской экономике не нова, и периодически поднимается в правительственных и бизнес кругах. Задача, которая была озвучена озвучена президентом: увеличить долю присутствия отечественных товаров на внутреннем рынке за счет требуемого качества продукции и приятных для покупателя цен.

Размыто, весьма неконкретная задача, верно? А если в цифрах:

Отрасль

Текущая доля импорта

Цель к 2020 году

Гражданское самолетостроение

более 80%

40%

Тяжелое машиностроение

порядка 70%,

35%

Нефтегазовое оборудование

60%,

40%

Энергетическое оборудование

около 50%,

30%

Сельхозмашиностроение (в зависимости от категории продукции)

от 50% до 90%

20%

Возникает вопрос, как этого добиться? То есть не просто записать в таблицу цели, а через 4 года вернуться к ним и констатировать, что, увы, не получилось, давайте ещё раз попробуем. А добиться по-настоящему! И с правильным результатом, а не как в Латинской Америке «импортозаместили» в 60-х годах. При этом, важно понимать, что у нашей страны было уже две попытки дать сильный толчок импортозамещению в стране: в 1998 году и в кризис 2008-2009. Однако, сказать, что мы справились с этой задачей с успехом нельзя: доля импортных товаров и комплектующих в производстве у нас по-прежнему высока.

Почему нам это интересно?

Деньги и качество жизни рядовых граждан России.

Да, именно эти два фактора. Минимум торжественных речей про сильное самостоятельное государство, самообеспечение и гипотетическую китайскую возможность рано или поздно стать независимыми от Запада. Успех в реализации программы импортозамещения открывает огромную возможность для многих граждан России заработать и улучшить уровень собственной жизни.

Будущие же поколения, действительно, получат государство с сильной экономикой.

Кто получит выгоду?

Как?

Рядовые граждане России

  • Планомерное увеличение количества рабочих мест в регионах развития;
  • Конкуренция среди работодателей – повышение заработной платы;
  • Востребованность специалистов узкой специализации на рынке/

Малый и средний бизнес

  • Увеличение доли предпринимателей за счет развития сельского хозяйства, другого малого бизнеса;
  • Получение субсидий от государства;
  • Увеличение объемов продаж за счет увеличения доли рынка в России;
  • Налоговые льготы для бизнеса на несколько лет.

Банки

  • Увеличение прибыли за счет роста количества заемщиков.

Государство

  • Рост ВВП, увеличение налоговый отчислений;
  • Снижение зависимости от западных товаров, развитие внутреннего рынка.

Чем еще полезен для России успех в текущем процессе импортозамещения?

  1. Улучшение качества отечественной продукции,
  2. Снижение стоимости для конечного потребителя,
  3. Гордость за страну и за ее промышленность.

Как прийти к цели?

  • Зафиксировать конкретные и измеримые цели в каждой фокусной для государства и бизнеса отрасли. Цели зафиксированы на законодательном уровне.
  • Отслеживать последовательность позиции государства в реализации программы.
  • Отслеживать последовательность бизнеса в исполнении взятых на себя обязательств.
  • Хвалить всех, кто добился успеха: глобального, локального. Каждый шаг приближает нас к итоговому результату. Говорить об этом следует громко.
  • Создать и поддерживать в тонусе общую информационную площадку для всех заинтересованных в программе лиц: чиновников, бизнеса, наблюдателей.

Читайте также

Список литературы

  1. Бурко Р. А. Роль импортозамещения в экономике России // Молодой ученый. 2013. №11.
  2. Перегородиева Л.Н. Стратегия импортозамещения в России. // Экономика. 2012. №1.
  3. https://zimport.ru/

Цитировать

Белова, П.В. Импортозамещение: необходимость содержание, механизмы обеспечения / П.В. Белова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 47. — С. 223-227. — URL: https://novainfo.ru/article/6496 (дата обращения: 18.08.2022).

Поделиться