Характеристика особенностей протекания конфликтов в студенческой группе

NovaInfo 47, с.349-354
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются особенности студенческих групп и специфика протекания конфликтов среди студентов.

Ключевые слова

СТУДЕНЧЕСКАЯ ГРУППА, КОНФЛИКТ, СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

Текст научной работы

Любая социальная группа представляет собой достаточно сложное социально-психологическое явление. В ней одновременно могут функционировать формальные и неформальные системы отношений. В свою очередь неформальное отношение включает в себя ценностно-нормативную систему группы, статусно-ролевую структуру и систему межличностных связей. Кроме того, группа находится в сложной системе взаимоотношений с другими группами. Поэтому в ней могут иметь место различные виды конфликтов. Наиболее характерным из них является конфликт между группой и членом группы. В основе подобных конфликтов, как правило, лежат изменения (попытки изменений) в группе и вне её.

Изменения групповых норм – это сложный для группы процесс, связанный с внутригрупповыми противоречиями и конфликтами. Даже если большинство членов группы понимают необходимость этих изменений и соглашаются с ними, отдельные члены группы по тем или иным причинам могут оказаться в оппозиции и даже выйти из группы. Если нормы пытается изменить один член группы, без согласования его деятельности другими членами, то к нему будут привлечены соответствующие санкции, вплоть до исключения из группы [2].

Основные причины, по которым член группы нарушает групповые нормы и требования:

  • индивидуум специально нарушает групповые нормы, преследуя свои личные цели, интересы, ценности;
  • индивидуум нарушает групповые нормы случайно или в связи с тем, что ещё не усвоил эти нормы (например, новый член группы);
  • индивидуум не в состоянии по тем или иным причинам выполнять требования группы;
  • ожидания личности противоречат ожиданиям группы, например, качественные характеристики личности, её поведение не соответствуют групповым ожиданиям. Или сама группа не соответствует ожиданиям личности;
  • противоречия между личностью и группой в целях, ценностях, интересах, позициях и др.;
  • борьба за повышение своего статуса в группе, в том числе и за место лидера;
  • конфликт между личностью и группой;
  • конфликт между руководящими органами и неформальной группой;
  • поиск и нахождение реального или мифического виновника («козла отпущения») каких-либо неудач в деятельности группы.

Каждый член группы как бы «закрепляется» на соответствующем месте в групповой структуре со своей ролью, статусом и ресурсами. Попытка изменить свое место в группе порождает структурные или статусно-ролевые изменения [2].

Студенческая группа характеризуется особенностями своей композиции. Здесь наряду с относительной однородностью образования, возраста и некоторых других данных, имеются существенные межличностные и социальные различия. Сегодня в студенческих группах представлены различные социальные слои современного общества. Условно можно разделить студентов, входящих в состав академической группы по принадлежности к трём статусным слоям: высокому, среднему и низкому. Для студента, имеющего высокий статус, среднестатусные и низкостатусные однокурсники, а для студента, занимающего средний статус – низкостатусные – не являются равными как в формальном, так и неформальном взаимодействии, и, более того, иногда оказываются в подчиненном положении. Они для «вышестоящего» подчас просто непривлекательны. Высокостатусный член группы – это носитель неформальной власти. Его мнение по значимым групповым вопросам является определяющим. При этом эмоционально-личное отношение к вышестоящему студенту может быть и негативным, и позитивным. Высокостатусные студенты могут находиться в дружеских отношениях друг с другом, но могут и остро конкурировать. Среднестатусные члены студенческой группы в большинстве случаев дружат между собой. Иногда они примыкают к подгруппам последователей конкурирующих лидеров. Случается, что эта категория студентов вообще не контактирует друг с другом. Для аутсайдеров студенческое сообщество теряет свою привлекательность, контакты с сокурсниками перестают быть личностно значимыми. Это приводит к появлению референтных групп вне вуза. Таким образом, социальное неравенство оказывает свое воздействие на социально-психологический климат студенческой группы [1, с. 4].

На социально-психологический климат групп, которые состоят из студентов различных национальностей, имеющих определенные традиции, влияет этнический фактор. Студенты некоторых национальностей иногда держатся обособленно, проявляют нетерпимость в общении. Для них важна адаптация в коллективе, эффективность которой зависит от множества факторов: социально-культурной дистанции между населением принимающей среды и студентами, которые оказываются в меньшинстве; индивидуальной психологической гибкости; особенностей родной культуры, религиозных убеждений, языковых способностей и др. [5, с. 42] Правда, есть социально-психологические исследования, которые показывают, что в среднем года через два совместной учебы происходит значительное выравнивание социально-культурных различий между студентами – представителями различных экономических, социальных и национальных групп [1, с. 4].

Социально-психологический климат – это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Он проявляется в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценки условий жизни и работы личности в коллективе. Эти эффекты выражаются во взаимоотношениях, связанных с процессом труда и решением общих задач коллектива. Члены коллектива как личности определяют его социальную микроструктуру, своеобразие которой обуславливается социальными и демографическими признаками (возрастом, полом, профессией, образованием, национальностью, социальным происхождением). Психологические особенности личности способствуют или мешают формированию чувства общности, то есть влияют на формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе [4, с. 1].

В процессе складывания групповой психологии существенное значение имеет овладение навыками коллективного мышления, согласования взглядов и выработки единых мнений. Учебная группа, живущая одной жизнью и одними учебно-деловыми целями, получает большую практику в коллективном обсуждении различных проблем и быстро вырабатывает свое мнение по любому вопросу, привлекающему интерес, в результате чего легко достигается единство взглядов и действий. Наряду с несомненными достоинствами этого социально-психологического явления возможны известные издержки, торопливость, недостаточная критичность при восприятии и обсуждении информации, неустойчивость мнений [1, с. 7].

Все процессы формирования психологического климата испытывают влияние индивидуальных особенностей студентов, и их сочетание, которое способствует или мешает формированию духа общности в коллективе. Индивидуально-личностный фактор обусловливает ролевые, статусные и лидерские процессы. Одни студенты становятся более популярными, играют более значимые роли, становятся лидерами, другие испытывают трудности в групповой динамике, пребывая в течение некоторого времени в качестве аутсайдеров. Если группа для таких студентов не становится референтной, то они могут компенсировать свой низкий статус участием в других группах, более личностно значимых для него на курсе, факультете или за пределами вуза. К студентам, занимающим высокий статус, тянутся другие, и в итоге образуются микрогруппы по 3–5 человек. Каждая микрогруппа относительно обособлена, имеет свой социально-психологический климат, особый стиль отношений в зависимости от индивидуально-психологических особенностей своих членов. Студенты, входящие в микрогруппы, поддерживают друг друга, стремятся проводить вместе время. Происходит и дальнейшая дифференциация – на уровне микрогрупп. Все эти процессы и явления концентрируются, в конечном счете, в психологическом климате группы. Благоприятный климат в группе каждым человеком переживается как состояние удовлетворенности отношениями с однокурсниками, преподавателями, своей работой, обучением, процессами и результатами. Это повышает настроение человека, положительно влияет на желание учиться и развивать свои творческие навыки. Если группа успешно справляется со своими задачами, то ее члены испытывают теплые взаимные чувства и гордятся своим групповым членством и своей группой [1, с. 7].

Социально-психологический климат представляет собой полифункциональное социально-психологическое образование, которым опосредуется любая деятельность коллектива (группы) [4, с. 1–2]. Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения интереса к учебе. Недостаточно сплоченную группу трудно нацелить на решение какой-либо задачи. Неблагоприятный климат индивидуально переживается как неудовлетворенность взаимоотношениями в группе, условиями и содержание обучения. Это сказывается на настроении человека, на его посещаемости учебных занятий [1, с. 7].

Студентам часто приходится отказываться от своих привычек и установок, строить отношения на новой основе. Включаясь в коллективные отношения, студент многое приобретает и в то же время теряет частицу свободы, в чем-то становится ограниченным. Психологическая активность данного периода развития личности связана с постоянной переоценкой ценностей, которая осуществляется в процессе общения с ближайшим социальным окружением. Недостаточная мудрость и зрелость личности, неумение соответствовать требованиям коллектива может привести к возникновению в группе различных конфликтов, особенно если в одной группе оказываются два или более явных лидера, которые не смогли или не захотели поделить приоритеты. Формирование студенческого коллектива происходит медленно и нередко болезненно, поэтому необходимо создать благоприятную психологическую обстановку, особенно в процессе обучения на первых курсах [1, с. 7].

Специфика адаптации первокурсника определяется тем, что его жизненные ориентации и интересы сосредоточены в основном на обучении в вузе или остаются тесно с ним связанными. Движущим моментом социально-психологической адаптации есть определенное расхождение между личными планами, привычками, способностями студента и тем положением, которое он занимает в группе, на курсе, вузе, теми требованиями, которые относятся к нему как студента [3].

В среде студентов на первых курсах идет процесс самоутверждения в группе, особенно в начальный период. В это время на мотивацию их поведения большое влияние оказывают темперамент, черты характера и уровень воспитанности. Недостаточно высокий уровень «Я – концепции» студента может порождать конфликтные ситуации. Исследователи указывают, что первокурсников характеризует обострённое чувство собственного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравственных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения [1, с. 7–8].

Трудности во взаимодействии, которые могут вести к конфликтам, нередко возникают между студентами и преподавателями. Наиболее распространенная причина конфликтов – неадекватность оценки знаний студентов. В таких ситуациях субъективной стороной могут выступать необъективные претензии студента на более высокую оценку и субъективность преподавателя, занижающего оценку студенту. Есть преподаватели, которые почти никогда не ставят оценку «отлично», они убеждены в том, что в совершенстве знают предмет только они сами. Такой преподаватель постоянно находится в конфликтной ситуации со студентами. Влияние на оценку могут оказывать личностные качества студента, его поведение на лекциях и практических занятиях (реплики, пререкания, вступления в споры). Встречаются и другие субъективные моменты при оценке знаний студента преподавателем. Бывают сомнения в оценке – поставить «хорошо» или «удовлетворительно» студенту. В такой ситуации преподаватель ориентируется на оценки, проставленные в «зачётке». При преобладании «удовлетворительных» оценок вопрос решается в пользу оценки «удовлетворительно», «отлично» такой преподаватель не поставит студенту ни за какой ответ. Иногда студенты, в случаях неадекватной оценки их знаний, конфликтуют в открытой форме, но чаще студент уносит с собой скрытые формы протеста в виде отрицательных чувств: недоверия, ненависти, презрения, враждебности, ревности, жажды мести и т.д., которыми делится со всем своим окружением [1, с. 8].

Обращает на себя внимание многочисленность высказываний, относящихся к неуравновешенности педагогов. Описания конфликтов такого рода сводятся к тому, что «преподаватели кричат на студентов», «унижают, оскорбляют». Преподаватели характеризуются как высокомерные, «амбициозные», не стремящиеся понять студента и переносящие на него свое плохое настроение. Однако в той же невротической среде живет и другой контрагент конфликтов – студенты. Преподаватели фиксируют их «хамство», стремление словчить, безответственность и нежелание соответствовать статусу студента. Возможная субъективность взаимных характеристик не снимает проблемы профессионального поведения преподавателя. Следствием подобного рода конфликтов может быть «эмоциональное отчуждение» студентов от преподавателей. Предполагаем, что конфликтность такого рода в последние годы имеет тенденцию к росту. Вместе с тем не исключены и крайние формы студенческой реакции – жалобы в деканат, ректорат, учебную часть, требования убрать неугодного преподавателя и заменить его другим [1, с. 8].

Исходя из всего перечисленного, можно сделать вывод, что студенческая среда, состоящая, в основном, из юношей и девушек разного контингента, отличающихся по самым разным признакам, уже предрасположена к конфликтам межличностного характера. Однако протекание этих конфликтов будет уже зависеть от личностных особенностей каждого из студентов, и проявление конфликта в каждом случае будет по-своему специфично.

Читайте также

Список литературы

  1. Кузьмина В.М. Особенности протекания конфликтов в студенческих группах / В.М. Кузьмина // Электронный научный журнал «Педагогика и психология». – 2012. – №3. Том 1. – с. 3-9.
  2. Плукин С.Г. Конфликт между личностью и группой / С.Г. Плукин / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://plook.ru/index/konflikt-mezhdu-lichnostyu-i-gruppoj/
  3. Плукин С.Г. Профессиональные наклонности молодого человека / С.Г. Плукин / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://plook.ru/index/professionalnye-naklonnosti-molodogo-cheloveka/
  4. Романова А.А. Социально-психологический климат в коллективе / А.А. Романова / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2007/17/romanova_aa.doc.pdf
  5. Утлик В.Э. Психологический климат студенческой группы / В.Э. Утлик // Инновации в образовании. – 2010. – №8. – с. 32-44.

Цитировать

Куртумерова, С.С. Характеристика особенностей протекания конфликтов в студенческой группе / С.С. Куртумерова, К.А. Мартыненко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 47. — С. 349-354. — URL: https://novainfo.ru/article/6503 (дата обращения: 20.01.2022).

Поделиться