Саморегуляция поведения подростков, употребляющих алкоголь, в контексте страха осмеяния

NovaInfo 47, с.299-303
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В работе представлены результаты исследования особенностей саморегуляции поведения подростков, неоднократно употреблявших алкоголь. Выявлены основные мотивы употребления алкоголя, управляющие поведением подростков. Прослежена взаимосвязь гелотофобии и социальной тревоги и выявлено их влияние на употребление алкоголя подростков в кругу сверстников.

Ключевые слова

ПОДРОСТКИ, САМОРЕГУЛЯЦИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОГА, ГЕЛОТОФОБИЯ, КОГНИТИВНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ, УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ

Публикуется при поддержке гранта РНФ (№ 14-18-01174).

В подростковом возрасте употреблению алкоголя может способствовать любопытство, желание снять стеснительность, стать более раскрепощенным, дурные примеры, стремление подражать старшим, желание повторить приятные ощущения при употреблении спиртных напитков. В состоянии опьянения подросток не испытывает дискомфорта, ему весело, он весьма общителен и активен, готов к «подвигам», ищет «приключений»,но контролировать свое поведение во время опьянения не в состоянии. Употребления алкогольных напитков среди подрастающего поколения постепенно возрастает, алкоголь особенно активно влияет на не сформировавшийся организм, постепенно разрушая его [2].

Нами было проведено исследование, цель которого выявить типологию особенностей смысловой регуляции поведения у подростков, употребляющих спиртные напитки, в контексте страха осмеяния в разных коммуникативных ситуациях. В исследовании принимали участие 25 подростков 12-16 лет, находящихся в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.

Для реализации исследования использовались методики:

  1. Опросник гелотофобии В. Рух и Р. Т. Пройер;
  2. Опросник социальной тревоги и социофобии Труевцева Д.В., Сагалаковой О.А;
  3. Шкала безнадежности А. Бека;
  4. Опросник «Когнитивная регуляция эмоций» Н. Гарнефски;
  5. Анкета на употребление алкоголя. Данные обработаны в программе Statistica 8.0.

После интерпритации полученных данных, мы выяснили, что употребление спиртных напитков подростками составляет 40% и основными мотивами принятия алкоголя служит: «легче общаться с другими людьми» (36%); «за компанию» (36%); «поднять свое настроение» (32%); «не быть трусом» (32%); «друзья тоже пьют» (32%) . Наименьшее значение, употребления алкоголя несовершеннолетними, имеют такие мотивы, как: «нравиться вкус» (8%) и «скучно» (12%). Подростки, употребляя алкоголь, ориентируются на то, что выпивая в кругу друзей, они могут поднять свое настроение и в результате чего легко и непринужденно общаться со сверстниками.

На дальнейшем этапе обработки были сопоставлены полученные данные испытуемых по опроснику «гелотофобия» с результатами по анкете на употребление алкоголя методом корреляционного анализа. В результате удалось выявить наличие достоверной положительной корреляции «не употребляю алкоголь» с «я произвожу странное впечатление на других» (r=0,55 при р=0,05); «не употребляю алкоголь» с «не могу общаться с человеком, который смеялся надо мной» (r=0,513 при р=0,009); «пробовал хотя бы один раз» с «я произвожу странное впечатление на других» (r=471 при р=0, 018). Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что такие параметры как: «не употребляю алкоголь»; «пробовал хотя бы один раз», являются наиболее значимыми при выявлении уровня страха осмеяния (гелотофобии). Такие подростки будут считать, что если я не употребляю алкоголь — буду выглядеть странно в глазах сверстников и в результате чего испытывать неловкость в общении.

Анализируя данные из графика, «когнитивная регуляция эмоций» (Рис.1), можно сделать вывод, что наибольшее значение имеет шкала «позитивная переоценка» т. е. поиск положительного смысла в произошедшем событии в целях личностного роста или приобретение нового опыта. Затем фокусирование на планировании, для этой шкалы характерно размышление о том, какие следующие шаги предпринять по отношению к случившемуся (как лучше справиться с этой ситуацией) [3].

Когнитивная регуляция эмоций
Рисунок 1. Когнитивная регуляция эмоций

Следующий этап — методом корреляции были сопоставлены полученные данные испытуемых по опроснику «гелотофобия» с результатами по «опросник социальной тревоги и социофобии». Исходя из них, можно наблюдать наличие достоверной положительной корреляции «не могу вести себя адекватно в неловкой ситуации» с «беспокойство при встрече с незнакомыми людьми» (r=0,468 при р=0,016) и с «меня отвергнут» (r=0,397 при р=0,050); «смущение при разговоре с человеком противоположного пола» с «избегание в ситуации оценивания» (r=0,518 при р=0,008); «избегаю места, где вел себя неловко» с «меня отвергнут» (r=0,463 при р=0,020) и с «смущение» при разговоре с человеком противоположного пола (r=0,487 при р=0,014); «избегаю общественных мероприятий» с «волнение» при желании пойти в гости (r=0,397 при р=0,05); «страх показаться странным» с «неловкость» когда приходится отказать просьбе знакомому (r=0,518 при р=0,008); «настораживаюсь когда в моем присутствии смеются» с «скрываю волнение» нарочито в компании (r=0,443 при р=0,027), и с «опасение критики» (r=0,464 при р=0,019).

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что шкалы «избегаю места, где вел себя неловко»; «избегаю общественных мероприятий»; «настораживаюсь, когда в моем присутствии смеются» являются наиболее значимыми при выявлении уровня социальной тревоги и социофобии [4]. Люди с данными параметрами характеризуются тем, что при возникновении непредвиденных ситуаций они испытывают затруднения при самопредъявлении в данной ситуации, не знают как вести себя, имеют нехватку социальных навыков, в особенности в напряженных ситуациях,при общении с незнакомыми людьми [4].

У большинства испытуемых выявлена легкая безнадежность (Рис. 2). т. е. для большинства подростков характерно негативное оценивание по отношению к субъективному будущему. Большинству из них будущее кажется мрачным и не перспективным, что их не ждет ничего хорошего и ничего нельзя изменить к лучшему [1].

Шкала безнадежности Бэка
Рисунок 2. Шкала безнадежности Бэка

Подводя итоги, обозначим, что большинство испытуемых при выявлении «когнитивной регуляции эмоций», склоны к «позитивной переоценке» т. е. поиск положительного смысла в произошедшем событии в целях личностного роста или приобретение нового опыта, «фокусирование на планировании», т. е. размышление о том, какие следующие шаги предпринять по отношению к случившемуся (как лучше справиться с этой ситуацией). Но если сравнивать «когнитивную регуляцию эмоций» с «гелотофобией», то видно, что подростки не зависимо от употребления алкоголя характеризуются тем, что при возникновении непредвиденных ситуаций они испытывают затруднения при самопредъявлении в данной ситуации, не знают как вести себя, имеют нехватку социальных навыков, в особенности в напряженных ситуациях, при общении с незнакомыми людьми. Основными мотивами принятия алкоголя служит: «легче общаться с другими людьми» (36%); «за компанию» (36%); «поднять свое настроение» (32%); «не быть трусом» (32%); «друзья тоже пьют» (32%).

Читайте также

Список литературы

  1. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология. – Москва: Изд-во «Ин-т практ. Психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 352 с.
  2. Копытин Н. Я., Скворцова Е. С. Алкоголь и подростки. – М.: Медицина,1985. – 254 С.
  3. Моросанова В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека / В. И. Моросанова // Психологический журнал. - 2002. - № 6. - С. 5-17.
  4. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Психология социального тревожного расстройства. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2014. – 248 с.

Цитировать

Терре, К.В. Саморегуляция поведения подростков, употребляющих алкоголь, в контексте страха осмеяния / К.В. Терре. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 47. — С. 299-303. — URL: https://novainfo.ru/article/6604 (дата обращения: 16.01.2022).

Поделиться