Коммуникативные отношения в системе управления

NovaInfo 47, с.353-355
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 14
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена анализу коммуникативных процессов в управлении. Рассматриваются две системы коммуникативных отношений.

Ключевые слова

РУКОВОДИТЕЛЬ, УПРАВЛЕНИЕ, ИНФОРМАЦИЯ, КОММУНИКАЦИЯ

Текст научной работы

Коммуникационный процесс в управлении рассматривается как обмен информацией между индивидами с целью выявления проблем и поиска путей их решения.

Информационный обмен сегодня является основополагающим для любой организации. В процессе управления участвуют все индивиды непосредственно или опосредованно. Поэтому управление можно представить как коммуникативный процесс, протекающий в формах межличностного, внутригруппового и массового информационного взаимодействия. Информационное взаимодействие вплетено во все виды и уровни управленческой деятельности. Тем самым коммуникация является механизмом интеграции, связующим и упорядочивающим процессом многообразия деятельностей в единое целое [1].

А одним из важнейших инструментов управления является находящаяся в распоряжении менеджера информация. Особое значение имеет информационная роль руководителя, в рамках которой он действует в качестве центра обработки информации [2,3]. Руководитель принимает информацию, поступающую из внешних источников, от сослуживцев, экспертов, передает ее подчиненным и во внешние организации и, наконец, сам выступает источником информации.

Американский теоретик менеджмента Питер Дракер, анализируя переход от индустриального хозяйства к посткапиталистическому обществу, особо подчеркивает изменение роли руководителя: сегодня это не просто «человек, отвечающий за эффективность и результаты работы коллектива», а «человек, отвечающий за применение и эффективность знания» [4].

Процесс управленческой деятельности предполагает две системы коммуникативных отношений. В рамках первой – информация как совокупность сведений, данных используется субъектом управления для активного воздействия на управляемую систему с целью ее оптимизации. В данной модели управления используются такие методы коммуникации как приказы, директивы, распоряжения. Коммуникация в данном случае есть субъект-объектная связь, где объект выступает в качестве пассивного получателя информации, который должен ее принять и соответственно ей поступать. Коммуникация является однонаправленным, линейно-циркулярным процессом. Полезность и эффективность информации оценивается по степени ее влияния на поведение объекта. Коммуникация строится не только по факту передачи информации, но и по личностным ее оценкам. То есть, каждый индивид имеет свой уровень интеллектуального развития, свои интересы, потребности, ценностную систему и знания. Работники также могут самостоятельно собирать, обрабатывать, систематизировать информацию, обмениваться знаниями, предложениями, вырабатывать инновационные идеи. С этих позиций управление – это диалектическое взаимодействие между субъектами, состоящее из прямых и обратных связей, а коммуникация – процесс обмена информацией между равноправными субъектами управления, где обе стороны играют активную роль [5].

Менеджеру следует помнить, что человек является главным субъектом социальной деятельности. А знания и информация выступают как цель, средство, ресурс и результат этой деятельности. Развитие интеллектуального потенциала работника, его знания, умения, образование способствуют развитию интеллектуального инновационного потенциала организации и всего общества [6].

Таким образом, задача и роль современного руководителя заключается в создании условий для получения работниками новых знаний, образования, реализации их способностей, привлечения их в управленческий процесс, использования их интеллектуального потенциала в фактор развития организации. В этом случае возможна положительная обратная связь, взаимопонимание и сотрудничество.

Читайте также

Список литературы

  1. Кунгурцева Г.Ф. Информационное взаимодействие в процессе современного управления // Человеческий капитал. – 2011. – № 10. – С. 88-91.
  2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело», 1992, с.38-39.
  3. Сорина Г.В. Принятие решений как интеллектуальная деятельность: Монография / Г..Сорина. – М.: Гардарики, 2005. – С.149
  4. Дракер П. Посткапиталистическое общество (Post – Capitalist Society. N.Y., Harper-Collins Publishers, 1995) // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология/Под редакцией В.Л.Иноземцева. – М.: Academia, 1999. – 640с. 98с.
  5. Кунгурцева Г.Ф. Интеллектуальный потенциал как базовый ресурс развития системы управления современным обществом: дис. … доктор. социол. наук [Текст] / Г.Ф. Кунгурцева. – Уфа, 2012. – 335 с.
  6. Кунгурцева Г.Ф. Социологический анализ понятий «интеллектуальный потенциал личности» и «интеллектуальный потенциал общества» // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – № 5. – С. 128-139.

Цитировать

Гельмутдинова, И.Р. Коммуникативные отношения в системе управления / И.Р. Гельмутдинова, Г.Ф. Кунгурцева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 47. — С. 353-355. — URL: https://novainfo.ru/article/6618 (дата обращения: 27.01.2022).

Поделиться