Возможности реализации актуальных моделей облачных технологий в преподавательской работе

№48-3,

педагогические науки

В статье приведен анализ выбора вариантов возможной реализации актуальных моделей облачных технологий, которые могут быть применимы в работе преподавателя высшего учебного заведения.

Похожие материалы

Применение информационных технологий при обучении студентов сегодня является неотъемлемой частью работы преподавателя как при очном обучении студентов так и при заочном и дистанционном обучении.[1, 2, 4]

Среди применяемых информационных технологий большое значение имеют те из них, которые напрямую связаны с использованием компьютерных сетей и в частности Интернета.[1, 8]

В настоящее время одним из инновационных направлений развития сетевых компьютерных технологий является применение программного обеспечения с функциями облачных технологий. Облачные технологии широко применяются как бизнесе, коммерции, производстве, так и в процессе обучения студентов, а также при организации информационного обеспечения работы вуза. [6, 8]

Поэтому мы поставили себе цель изучить возможные варианты разработки и применения облачных структур в работе преподавателя вуза с использованием методов информационно-аналитической работы. [5]

Сегодня различают следующие основные модели облачных технологий:

  1. Software-as-a-Service. Программное обеспечение, используемое в качестве услуги. Приложение размещается в облачной среде поставщика приложения, а доступ обеспечивается с помощью клиентских устройств или через браузер.
  2. Platform-as-a-Service. Платформа, используемая в качестве услуги. В этом случае пользователь размещает базовое программное обеспечение в облаке, с целью установки в дальнейшем различных приложений.
  3. Infrastructure-as-a-Service. Инфраструктура, используемая в качестве услуги. Пользователь может использовать не только вычислительную мощность, но и всю облачную инфраструктуру кроме основной физической и виртуальной инфраструктуры облака, которые контролирует провайдер. [7]

Для выбора удобной модели облачной технологии для работы преподавателя вуза существенным ограничением оказывается материальная база, связанные с возможностью приобретения необходимых ресурсов а также затрат, связанных с их обслуживанием и содержанием. В этом случае наиболее неудобными и затратными оказываются применение моделей Platform-as-a-Service и Infrastructure-as-a-Service. В этом случае модель Software-as-a-Service выглядит несколько предпочтительнее, так как позволяет осуществлять работу по интернету (Software-as-a-Service), так и с использованием локальных сетей в отдельной организации (On-Premise Software-as-a-Service) и в частном случае использовании сети Интранет. В этом случае модель принимает форму частного облака (Private cloud).[7] Кроме этого использование облачных технологий всегда связано с информационной безопасностью организации [7]. так как безопасность хранения информации на внешних серверах не контролируется ее владельцем и полностью лежит в сфере ответственности хозяина сервера. Поэтому в данном случае использовании предложенного варианта использования облачных позволяет лучше решать эту задачу.

Преимущества этой модели в преподавательской работе обусловлены следующими особенностями:

  1. Применение браузера в системе работы клиент-сервер, что позволяет избавиться от зависимости к какой-то одной определенной операционной системе, что может быть существенным, особенно в условиях импортозамещения программных продуктов.[3]
  2. Использование программного обеспечения, распространяемого по свободной лицензии для серверной части облачной технологии.
  3. Универсальность при работе с разными браузерами и разными операционными системами.
  4. Сравнительная простота организации этой облачной технологии.
  5. Решение вопросов информационной безопасности .

Таким образом можно сделать вывод, что с точки зрения материальных затрат, простоты организации, универсальности, надежности сохранности информации наиболее удобной моделью облачных технологий для реализации ее преподавателем вуза, является вариант модели On-Premise Software-as-a-Service, реализованной в форме частного облака.

Список литературы

  1. Глухих В.Р. Использование возможностей интернета для дистанционного обучения студентов / В.Р. Глухих, А.С. Новаковский // Актуальные проблемы процесса обучения: модернизация аграрного образования, материалы международной научно-практической конференции, Саратов. 2011. С. 63-65
  2. Глухих В.Р. Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Информатика» / В.Р. Глухих , А.С. Новаковский, О.В. Сечкина , В.Л Тюшина. // Издательство ИВМ ОмГАУ , Омск. 2003. 19 с.
  3. Глухих В.Р. Проблемы импортозамещения программного обеспечения, используемого при обучении студентов / В.Р. Глухих // сборнике: Вопросы образования и науки теоретический и методический аспекты: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2015. С. 27-29.
  4. Глухих В.Р. Инновационные технологии как составная часть международного бизнес-образования / В.Р. Глухих, Г.Г. Левкин // Двенадцатые "Апрельские экономические чтения" , сборник трудов международной научно-практической конференции. М-во образования и науки Российской Федерации, Омский гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского (Россия), University of Huddersfield (England). Омск, 2007. С. 214-216.
  5. Глухих В.Р. Особенности применения информационно-аналитической работы в коммерческой деятельности / В.Р. Глухих // Торгово-экономический журнал, 2015. том 2, №1, С. 55-66
  6. Никифоров О.А. Тенденции применения «облачных» технологий в образовательном процессе / О.А. Никифоров, В.Р. Глухих, Г.Г. Левкин // Инновационная экономика и общество. 2015. № 1 (7). С. 80-86.
  7. Овчинников С.А. Облачные технологии как фактор политического риска электронного государственного управления. / С.А. Овчинников, А.А. Коробов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012.№ 4 (43). С. 186-190.
  8. Степанова Т. Ю. Формирование информационно-познавательной среды вуза на основе облачных технологий / Т.Ю. Степанова, Л.В. Ламонина // Инновационная экономика и общество. 2014. № 2 (4). С. 90-95.