От портала дистанционного образования к электронной системе дистанционной поддержки обучения

NovaInfo 39, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 1

Аннотация

В российских образовательных учреждениях используются дистанционные технологии организации учебного процесса. Портал дистанционного образования является универсальной точкой доступа ко всем дистанционным сервисам обучения. В данной статье сделана попытка взглянуть на портал дистанционного образования как на электронную систему дистанционной поддержки образования.

Ключевые слова

ПОРТАЛ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВЕБИНАР, ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Текст научной работы

Бурное развитие компьютерных технологий оказало огромное влияние на систему образования, обозначив в ней две системообразующих составляющих – реальную и виртуальную [1]. Во многих учебных заведениях нашей страны используется устойчивое словосочетание – «Портал дистанционного обучения», который по задумке должен был стать центральным элементом системы дистанционного образование организации. Но сегодня это понятие не в полной мере отражает контекст использования данного инструмента. Портал используется для: хранения электронных учебно-методических материалов, для внедрения элементов дистанционного образования в традиционный учебный процесс, для организации доступа обучающихся к учебному контенту (независимо от формы обучения), для промежуточной аттестации в форме компьютерного тестирования.

Использование дистанционных технологий под общим агрегирующим понятием – портал дистанционного обучения не совсем правильно, поэтому предлагается обозначить этот комплекс информационных, технических, организационных средств как систему дистанционной поддержки обучения. И развивать ее уже в этом направлении. Рассмотрим три основных составляющих электронной системы дистанционной поддержки обучения и тех инновациях, которые можно туда внести.

Поддержка создания учебного контента

Система дистанционной поддержки обучения является удобным инструментом размещения контента в учебной среде и управления доступа к нему. В настоящее время большинство образовательных учреждений нашей страны используют СДО Moodle [2].

В направлении поддержки создания учебного контента возможно расширение функциональных возможностей системы: установка новых модулей для работы с педагогическим контентом, а также усиление методической составляющей. В план мероприятий по развитию электронной системы дистанционной поддержки обучения можно включить разработку и интеграцию в среду видео-уроков, которые описывают все аспекты создания и управления педагогическим контентом через электронную систему, а также построение системы онлайн-консультаций.

Организация учебного процесса

Организация учебного процесса в системе дистанционной поддержки обучения предполагает создание специальных комплексных объектов – курсов. Каждый курс включает в себя обязательные элементы: учебный контент, способы и технологии для управления учебным контентом, и непосредственно участников курсов: преподавателей (учителей) и обучающихся, которые взаимодействуют с учебным контентом. Многие преподаватели (учителя) университета достаточно давно и успешно используют электронные курсы в учебном процессе. Основная задача в этом направлении – создание условия для трансляции этого положительного опыта в преподавание других дисциплин. Для этого необходимо расширение функционала системы.

Одним из способов решения этой задачи является внедрение облачного инструментария [3].

Облачный инструментарий – это совокупность web-сервисов, которые могут быть использованы в учебном процессе, а их применение способно существенно повысить мобильность студента и преподавателя.

Облачный инструментарий будет формироваться из доступных web-сервисов, разного назначения: онлайн-редакторы, виртуальные рабочие столы, системы нелинейных презентаций и т.д. Все сервисы будут абсолютно бесплатными и не требующими регистрации. У всех сервисов будет единая точка входа – электронная система дистанционной поддержки обучения.

В последнее время большую популярность приобрели системы, позволяющие использовать современные информационные системы в гуманитарных исследованиях и при преподавании гуманитарных дисциплин [4, 5, 6].

Также в электронной системе дистанционной поддержки обучения эффективно будет развернуть платформу для организации и проведения вэбинаров. Платформа позволит организовать и провести вэбинар любому авторизированному преподавателю (учителю) системы дистанционной поддержки обучения, как с внутренними, так и с внешними участниками.

Поддержка возможности аттестации

Про возможности компьютерного тестирования через портал дистанционного образования многие современные учителя знают и активно используют такие тесты в учебном процессе. Начинают внедряться адаптивные технологии [7]. Но в этой части статьи необходимо затронуть другой вопрос.

В последнее время многие учебные заведения стали проводить различные предметные олимпиады (как правило, это мероприятия внутренние). Организация такой олимпиады требует достаточно большого объема работы и ресурсов.

Предлагается в электронной системе дистанционной поддержки обучения развернуть платформу для организации и проведения онлайн-олимпиад. Благодаря платформе можно превратить любую внутреннюю олимпиаду в мероприятие регионального или всероссийского уровня.

Читайте также

Список литературы

  1. Голубев О.Б., Никифоров О.Ю. Смешанное обучение в условиях цифровой школы // Современные проблемы науки и образования. –2012. –№ 6. –С. 374–374.
  2. Голубев, О.Б. Информатизация учебно-методической деятельности университета / О.Б. Голубев, О.Ю. Никифоров // Альманах современной науки и образования. – Тамбов: Грамота, 2012. –№ 6 (61). –С. 28–30.
  3. Никифоров О.Ю. Развитие информационно-технического потенциала сети Интернет в аспекте генерация сетевых обучающих систем /О.Ю. Никифоров, Т.А. Корепина//Современная техника и технологии. 2014. № 4.
  4. Никифоров О.Ю., Ястреб Н.А. Проект открытой информационной системы «История философских идей». // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2013. №2. С. 68-73.
  5. Никифоров О.Ю. Подход к автоматизации научных исследований в области философии // Перспективные информационные технологии (ПИТ 2015) труды Международной научно-технической конференции. Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва, 2015. С. 373-375.
  6. Никифоров О.Ю., Ястреб Н.А. Обобщенная структурная модель информационной системы “История философских идей” // Человек в технической среде сборник научных статей. Министерство образования и науки РФ, Вологодский государственный университет; Под ред. Н.А. Ястреб. Вологда, 2015. С. 90-93.
  7. Никифоров О.Ю. Использование адаптивных систем компьютерного тестирования // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4.

Цитировать

Никифорова, Е.И. От портала дистанционного образования к электронной системе дистанционной поддержки обучения / Е.И. Никифорова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 39. — URL: https://novainfo.ru/article/3984 (дата обращения: 10.06.2023).

Поделиться