Функциональная область логистики, относящаяся именно к распределению продукции, называется распределительной логистикой. Распределение - это действия связанные с планированием, реализацией и контролем материальных потоков от производителя до конечного потребителя [1].
По мнению множества авторов - распределительные функции являются частью маркетинга фирмы. Однако отечественные исследователи считают, что основным отличием распределительной деятельности от маркетинговой является наличие хозяйственных связей по продаже готовой продукции потребителям, в то время как маркетинг нацелен на освоение новых рынков сбыта или изменения ассортимента продукции [2, 4].
В распределении продукции могут участвовать как фирмы-производители, занимающиеся сбытом, так и специализированные фирмы-посредники, выполняющие те или иные физические операций.
Принципы распределительной логистики:
- координация всех процессов и операций товародвижения;
- определение целей и контроль за распределением готовой продукции;
- адаптация к потребностям покупателей;
- системность всех элементов сбытовой деятельности;
- комплексный подход в решении проблем, связанных с удовлетворением платежеспособного спроса покупателей;
- рациональность в организации управления сбыта;
Основными задачами распределительной логистики являются:
- максимизация прибыли предприятия при полном удовлетворении спроса потребителей;
- оптимальная загрузка сбытовых мощностей заказами потребителей;
- гибкость распределения с учетом постоянно меняющейся конъюнктуры рынка.
Логистика распределения охватывает весь комплекс задач по управлению материальными потоками [7, 8]. Основной удельный вес занимают задачи связанные с продвижением материальных потоков к потребителю.
Материальный и сопутствующие ему информационный, финансовый и сервисный потоки, являются объектом изучения сбытовой логистики.
К субъектам сбытовой логистики относят участников сбытовой сети: производителей; посреднические институты, дистрибьютор, конечных потребителей [3].
На уровне предприятия, распределительная логистика ставит и решает следующие задачи:
- планирование реализации продукции;
- организация приобретения и обработки заказа;
- комплектация и упаковывание продукции
- выполнение отгрузки продукции;
- контроль и доставка готовой продукции;
- выполнение мероприятий после реализационного обслуживания.
К распределительной логистике на микроуровне относят:
- выбор распределительной схемы материального потока;
- анализ оптимального числа распределительных складов на обслуживаемой территории;
- анализ оптимального места расположения распределительного склада на обслуживаемой территории;
С развитием конкуренции на рынке, возникла необходимость применения логистики. В результате научно-технического прогресса стали применяться различные информационные программы, помогающие упростить логистические процессы на предприятии.
Главное причиной применения логистики на предприятии - стала возможно превращения рынка продавцов в рынок покупателей.
Логистика позволяет объединить в себе задачи по управлению материальным потоком [6, 9].
За счёт взаимодействия служб складирования и транспортировки со службой производства, сокращаются запасы и повышается уровень обслуживания потребителей за счёт своевременных удовлетворения спроса.
Чем выше надёжность поставок и согласованность действий, тем меньше запасов придётся создавать предприятию.
Золотыми правилами логистики является способность систем реализовать продукцию в необходимую продукцию, необходимого качества, в необходимом количестве, в нужное время, в нужное место, с минимальными затратами [1, 5]. Если выполняются данные правила, то цель логистической деятельности достигнута.
Решая задачи распределительной логистика, необходимо дать ответы на следующие вопросы:
- выбор канала распределения продукцию от поставщика до потребителя;
- способ упаковки продукции продукцию;
- выбор логистической сети для распределительных складов
- обеспечение необходимый уровень обслуживания.