К вопросу о защите прав осужденных прокурором

№50-2,

юридические науки

В статье автор анализирует воcтребованность и эффективность защиты прав лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы посредством обращений в органы прокуратуры. В результате исследования автор констатирует, что в настоящее время, несмотря на существование разнообразных форм и способов защиты прав гражданами, отбывающими наказание в местах лишения свободы, обращение за такой защитой в органы прокуратуры остается востребованным и достаточно эффективным.

Похожие материалы

Огромную роль в выполнении задачи защиты прав граждан, и в особенности осужденных, играют органы прокуратуры РФ. Из 5 млн. нарушений, выявленных органами прокуратуры за 2015 год, почти 3 млн. - нарушения прав и свобод человека и гражданина. Обращение граждан в прокуратуру за защитой своих прав не прерывно возрастает с каждым годом.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, а также администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Эта отрасль прокурорского надзора не только непосредственно связана с укреплением законности в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в целом. В не меньшей мере она состоит в реальной защите и обеспечении прав и законных интересов осужденных, которые в силу изоляции от общества остаются наименее защищенными.

По результатам обращений осужденных в 2015 году прокуратурой было проведено 37765 проверок, что на 3,4% больше, чем в 2014 году. В ходе данных проверок было выявлено 138713 нарушений закона. Случаев привлечения к дисциплинарной ответственности по представлению прокурора насчитывается 25295.

Основной тематикой поступающих письменных обращений являются просьбы осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и их родственников:

  • о переводах в исправительные колонии ближе к месту жительства – 6117 (30 % от всех поступивших за 2015 г.);
  • переводы в другие ИУ в целях личной безопасности – 859 (АППГ - 1090);
  • по вопросам медицинского обслуживания в исправительных колониях и следственных изоляторах, установления или восстановления группы инвалидности, освобождения по состоянию здоровья – 6178
  • (АППГ – 4434);
  • об условно-досрочном освобождении из мест лишения свободы и помиловании – 2253 (АППГ – 1117, увеличение на 50 %).

Продолжает увеличиваться количество обращений от осужденных и их родственников на неправомерные действия сотрудников УИС – 1766 (АППГ – 1122, увеличение на 57 %). Из общего количества: подтвердились факты, изложенные - в 33 обращениях, частично подтвердились - в 59, не подтвердились - в 757 обращениях.

Остается высоким уровень поступления жалоб на нарушение законности сотрудниками УИС – 2415 (АППГ – 1355, увеличение на 78 %), в том числе на:

  • злоупотребление служебным положением руководителями УИС - 128 (АППГ – 103);
  • незаконное применение спецсредств, рукоприкладство - 816 (АППГ - 380);
  • незаконное водворение в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ - 864 (АППГ - 627).

Из них: подтвердились факты, изложенные - в 34 обращениях, частично подтвердились - в 75, не подтвердились - в 1003 обращениях.

Деятельность прокуратуры по работе с обращениями граждан, в том числе осужденных, осуществляется на основании Конституции Российской Федерации и Федерального Закона “О прокуратуре РФ”. Конкретизация деятельности органов прокуратуры по рассмотрению и разрешению обращений содержится в Инструкции о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приёме граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ № 45 от 30.01.2013г.

В статье 32 Федерального Закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом ее надзора является законность нахождения осужденных в исправительных учреждениях, соблюдение установленных законодательством их прав и обязанностей. Пристальное внимание, при осуществлении надзора, уделяется соблюдению норм Уголовно-исполнительного кодекса РФ, определяющих правовое положение осужденных.

Существенное место в реализации деятельности органов прокуратуры занимает рассмотрение поступающих жалоб, заявлений и писем. Обращения в данном случае являются не только средством реагирования граждан и осужденных на нарушения законов, но также служат источником информации о состоянии законности в местах лишения свободы.

Для посещения исправительных учреждений, опроса осужденных, ознакомления с документами, на основании которых они были осуждены и отбывают наказание, с оперативными материалами, прокурору не требуется никакое специальное разрешение.

В соответствии со статьей 15 УИК РФ осужденные имеют право на предъявление предложений, заявлений и жалоб по вопросам, связанным с нарушением их прав и законных интересов. Обращения могут быть как индивидуальные и коллективные. Они могут подаваться в письменном виде или излагаться устно, к примеру, на личном приеме прокурором осужденных или при опросах осужденных, проводимых во время прокурорской проверки. Обращения, поданные в письменном виде, регулируются в специальной части или канцелярии учреждения. Они же, не позднее одних суток направляются администрацией учреждения, исполняющего наказание, в вышестоящие органы управления учреждениями, исполняющими наказание, суд, прокуратуру, органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты осужденных.

Для осужденных создаются все необходимые условия, для того, чтобы они могли беспрепятственно направлять свои обращения в прокуратуру. Для этого на территории жилой зоны исправительного учреждения размещается специальный ящик для жалоб и заявлений, который не реже одного раза в сутки просматривается администрацией учреждения. Пересылка обращений осужденных осуществляется за счет средств, имеющихся на лицевых счетах осужденных, а в случае, если данные средства отсутствуют, то за счет средств мест лишения свободы.

Прием устных жалоб администрация исправительного учреждения осуществляет на личном приеме осужденных. Данный прием осужденных предусмотрен Правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения. Он осуществляется начальником исправительной колонии, его заместителями, начальниками отрядов - ежедневно, а начальниками службы не менее двух раз в неделю. Устные жалобы фиксируются в журнале личного приема, в котором указывается кто, когда и кого принимал, коротко излагается содержание обращения, приводится принятое по ним решение и делается отметка об их исполнении. Результаты рассмотрения и разрешения обращений, не позднее чем в трехдневный срок, под расписку доводятся до осужденных и подшиваются в личные дела.

Обращения осужденных, которые адресованы в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений, исполняющих наказание, не подлежат цензуре и должны быть отправлены администрацией учреждения по принадлежности не позднее одних суток. В свою очередь государственные органы и общественные организации, их руководители и другие должностные лица обязаны принять и в соответствии со своими полномочиями разрешить полученные от осужденных обращения. Однако, бывают случаи, когда полученные обращения не относятся к компетенции того органа, в который они поступили. В таких случаях данные органы должны направить обращение в соответствующее учреждение не позднее 5-дневного срока. Об этом заявитель должен быть оповещен.

Обращения осужденных, свидетельствующие о грубых нарушениях закона со стороны персонала учреждений уголовно-исполнительной системы, берутся прокурором под особый контроль. Поступившие предложения, заявления и жалобы осужденных должны быть рассмотрены прокурором в установленные законом сроки, далее принять необходимые меры, а о своем решении сообщить лицам, их подавшим. Обращения, которые носят наиболее серьезный характер, проверяются с выездом на место. Такие обращения должны разрешаться в срок до одного месяца, а обращения, которые не требуют дополнительной проверки и изучения подлежат немедленному рассмотрению, но все же не позднее 10 дней со дня их поступления в прокуратуру. Однако, если есть необходимость в проведении специальной проверки, истребовании материалов или же принятии других мер, сроки разрешения могут быть продлены, но не более чем на 1 месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему жалобу.

Большим плюсом для осужденных является то, что в отличие от адвокатов, оказывающих юридическую помощь осужденным, прокурор осуществляет помощь бесплатно. Также, обращения в прокуратуру не требуют оплаты государственной пошлины и иных процессуальных расходов. Более того, в случае нарушения прав и свобод осужденных, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств, нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. В этом случае осужденный освобождается и от значительных материальных затрат. Не случайно осужденные, когда они считают, что их права нарушены, обращаются главным образом в прокуратуру. Когда у прокурора нет полномочий по разрешению возникшей проблемы, он разъясняет осужденным, куда они могут обратиться за защитой своих прав, тем самым оказывая им юридическую помощь в виде устных советов и справок.

Основанием для проведения проверки прокурором в исправительном учреждении может быть не только личная жалоба осужденного, но и факт нарушения указанный в средствах массовой информации.

Таким образом, в настоящее время, несмотря на существование как юрисдикционных, так и неюрисдикционных форм и различных способов защиты прав гражданами, отбывающими наказание в местах лишения свободы, обращение за такой защитой в органы прокуратуры остается наиболее востребованным и достаточно эффективным. Посредством использования данной формы защиты прав осужденных параллельно реализуется не только непосредственно защита их нарушенных субъективных прав, но им оказывается доступная и квалифицированная юридическая помощь, а также осуществляется надзор за законностью деятельности органов, исполняющих уголовные наказания.

Список литературы

  1. Денеко В.В. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения //Прокурор.- М., 2014, № 6. – С. 16-19
  2. Коптяева О. Роль прокуратуры в обеспечении юридической помощи осужденным // Законность. - М., 2006, № 12. - С. 31-33
  3. Официальный сайт Генеральной Прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://genproc.gov.ru/smi/publications/ (дата обращения : 13.12.2015г.)
  4. Официальный сайт ФСИН России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fsin.su/ (дата обращения : 13.12.2015г.)
  5. Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 (ред. от 09.12.2015) "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации"// Законность, № 4, 2013.
  6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // СЗ РФ 13.01.1997, № 2, ст. 198.
  7. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"// СЗ РФ 20.11.1995, № 47, ст. 4472.