Барьеры общения и пути их преодоления

№50-2,

Психологические науки

В статье рассматриваются барьеры общения. Различные коммуникативные барьеры препятствуют взаимопониманию собеседников. Для преодоления данных барьеров необходимо определить причину их возникновения.

Похожие материалы

Общение – намеренное влияние и воздействие на поведение, состояние, установки партнера. При общении происходит обмен информацией, взаимовлияние, взаимооценка, сопереживание, формирование убеждений, взглядов, характера и интеллекта.

Общение свойственно всем живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами[1; 3].

Каждый день человек, желая того или нет, общается, ведёт беседы, узнаёт что-то новое, отрицательную и положительную информацию. Как распоряжаться ею человек решает сам. Но не мало важный фактор – это окружающее его общество.

В общении выделяются: содержание, цель, средства, функции, формы, стороны, виды и барьеры.

Одной из главных проблем в общении являются именно барьеры, о которых мы будем вести речь. И эта проблема была и будет актуальна всегда.

Все люди разные. На нашей планете есть множество народов, языков, культур, мировоззрений, взглядов. Каким бы умным и образованным не был бы человек, он всегда будет сталкиваться с барьерами общения [2; 4; 5].

Для решения этой проблемы, нужно выявить не только саму проблему, но и все возможные пути её решения.

Рассмотрим классификацию барьеров общения, представленную Г.Г. Камардиной. Она выделяет следующие барьеры:

  • Барьер темперамента.
  • Барьер характера.
  • Барьер акцентуации характера.
  • Барьер самооценки.
  • Барьер манеры общения.
  • Барьер отрицательных эмоций [11].

Л. Л. Попова описывает следующую классификацию барьеров отрицательных эмоций:

  • Барьер страдания.
  • Барьер гнева.
  • Барьер презрения.
  • Барьер страха.
  • Барьер вины и стыда.
  • Барьер плохого настроения [6 ].

Люди отличаются по характеру, темпераменту, своим понимаем и взглядом на мир. Порой, человек, сам того не понимая, ставит те или иные барьеры. В большинстве случаев это связано напрямую с психологией общения и поведения.

Психологическое воздействие включает в себя множество взаимосвязанных содержательных, структурных и функциональных компонентов, целей, средств, форм и методов коммуникации.

В процессе психологического воздействия задействованы две субъектные стороны – оказывающая воздействие и подверженная воздействию. И чем сильнее психологическое давление, тем труднее будет убрать барьер [7; 8].

Итак, коммуникативные барьеры – это психологические трудности, возникающие в процессе общения, служащие причиной конфликтов, или препятствующие взаимопониманию или взаимодействию.

Как же преодолеть барьер?

Разберём этот вопрос немного подробнее.

Правило цепи для устранения барьера основано на том предположении, что содержание общения не может быть бесформенной грудой разнообразных сведений, оно должно быть каким-то образом выстроено, соединено в цепь «перечислено». Любая цепь, упорядочивая, связывая, организуя содержание, как и рамка, выполняет сразу две задачи: во-первых, позволяет улучшить запоминание, во-вторых, помогает структурировать информацию в соответствии с ожиданиями собеседника. Возможны следующие варианты перечисления:

  • Простое перечисление «во-первых, во-вторых, в-третьих…»;
  • Ранжирование «сначала о главном, теперь о составных элементах, наконец, менее существенное…»
  • Логическая цепь «если это то, тогда можно предположить, что…, а, следовательно…». Логическое построение сообщения должно вести собеседника от привлечения внимания к интересу, от интереса к основным положениям и вопросам, от возражений и вопросов к заключению, а от заключения к призыву действовать [9].

Некой разновидностью барьера непонимания является барьер логического непонимания который возникает, если человек, с нашей точки зрения, говорит или делает что-то в противоречии логики; тогда мы не только отказываемся его понимать, но и эмоционально воспринимаем его слова отрицательно. При этом неявно предполагаем, что логика есть только одна правильная, т.е. наша.

Однако ни для кого не секрет, что существуют разные логики. Каждый человек думает, живет и действует по своим мыслям, но вот в общении, если только эти мысли не соотнесены или если у человека нет ясного представления о мыслях, а так, же и логике партнера, возникает барьер логического непонимания.

Преодоление логического барьера возможно при соблюдении следующих условий:

  1. Учет логики и жизненной позиции собеседника. Для этого необходимо примерно представляет себе позицию партнера, собеседника (кто он, на каких позициях стоит и др.), а также индивидуальные и социально-ролевые особенности, так как приемлемость или неприемлемость той или иной логики для партнера в основном зависит от его исходной направленности;
  2. Правильная аргументация [10].

В заключении хотелось бы отметить, что общение является одним из видов деятельности. Без этого, невозможны ни какие другие действия (будь то любая сфера деятельности). А рассматривая понятие «барьер в общении» делаем вывод, что барьеры в общении не являются результатом сознательной, произвольной и направленной защиты от воздействия информации, их действие противоречиво [12].

Иногда барьеры играют и отрицательную роль. Например, тяжело изложенная, но нужная информация, не воспринимается или воспринимается с искажением и неполно. Человек, знающий решение, но не имеющий авторитета, может быть не услышан.

И стоит помнить, что общение с человеком зависит и от нас самих. От нашего поведения, настроя, настроения, манерой общения. Конечно же, существует множество факторов, не зависящих от нас, которые мы не контролируем, но есть и то, над чем нам необходимо работать.

Список литературы

  1. Измайлова М.А. Деловое общение [текст]: Учебное пособие / М.А.Измайлова. – М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2009. – 252с.2
  2. Кузнецов, И.Н. Деловое общение [Текст]: учебное пособие / И.Н. Кузнецов. – М.: Юнити-Дана, 2005 г. – 203 с.
  3. Игебаева Ф.А. О методах формирования коммуникативной компетентности выпускника аграрного университета // Гуманизация образования. 2015. № 6. С. 65-70.
  4. Игебаева Ф.А., Леонтьева М.С. К вопросу о необходимости изучения курса «Деловое общение» в аграрном университете. / /Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в агропромышленном производстве Материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XVII Международной специализированной выставки "АгроКомплекс-2007". 2007. С. 251-254.
  5. Игебаева Ф.А Актуальные аспекты многоуровневой подготовки в вузе
  6. Гулякин Д.В., Донкова И.А., Игебаева Ф.А., Майер Р.В., Москвин К.М., Пряхина Е.Н., Фадеев А.С., Цой Г.А., Цебренко К.Н., Цымбал М.В., Шпырня О.В.// Коллективная монография / Министерство образования и науки Российской Федерации; Георгиевский технологический институт (филиал); Северо-Кавказский государственный технический университет. Георгиевск, 2011. Том Книга 4.
  7. Мухаметгалиева Ч.И. Теория самоактуализации личности студента и студенческая жизнь // Студент и аграрная наука. Материалы VIII студенческой научной конференции . 2014. С. 137-139.
  8. Назаров Т.З. Социальная самоидентификация представителей малого бизнеса // Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Уфа, 2005.
  9. Бикметов Е.Ю., Назаров Т.З. Социальная самоидентификация как фактор развития малого предпринимательства // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. Материалы Международной научно-практической конференции. Магнитогорск, 2009. С. 41-44.
  10. Игебаева Ф.А. Технология построения собственного позитивного имиджа // Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах. Сб. статей 2-й Международной научно-практической конференции в 2-х томах, Том 1. – Курск, 2013. – С.170 –173.
  11. Игебаева Ф.А. О задачах курса «Деловые коммуникации» в системе экономического и управленческого образования // Экономика, социология, право. Журнал научных публикаций. Материалы XXIII научно-практической конференции «Экономика, социология, право: новые вызовы и перспективы». Москва, 28-29 декабря 2015г. Институт стратегических исследований. Москва, 2015. - С.53-54.
  12. Васильева Д. Н. Основы культуры речи. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1990. – 236 с.
  13. Барьеры общения и пути их преодоления. Понятие о барьерах общения – / [Электронный ресурс] / http://www.studfiles.ru/