Субвенции как инструмент финансового обеспечения образовательных организаций в ленинградской области

NovaInfo 51, с.65-68, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются субвенции как инструмент финансового обеспечения образовательных организаций в Ленинградской области. Анализируются принципы финансового обеспечения. Выявлена проблема финансирования нормативов финансового обеспечения. Предложено введение корректирующих неучтенных коэффициентов.

Ключевые слова

РАСЧЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ, НОРМАТИВНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ, ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

Текст научной работы

Актуальность моей работы состоит в том, что на сегодняшний день в условиях бюджетирования ориентированного на результат финансовое обеспечение образовательных учреждений является приоритетным направлением государственной политики в образовательной сфере.

Право на получение общедоступного образования гарантируется государством, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", посредством предоставления органами государственной власти субъектов субвенций местным бюджетам.

Финансовое обеспечение образовательных учреждений основывается на государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативах финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения. [1]

Региональные и местные нормативы должны включать в себя специфику образовательного учреждения и являться необходимыми для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения.

Данный принцип финансового обеспечения образовательных учреждений называется принципом нормативно-подушевого финансирования, пришедшим на смену сметного финансирования и определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Механизм нормативно-подушевого финансирования муниципальных общеобразовательных школьных учреждений начался в 2006 году, а с 1 января 2014 года таким же образом финансируется образовательная деятельность дошкольных учреждений.

Согласно нормативно-правовым актам, в том числе Конституции РФ, 273 ФЗ, 131 ФЗ, полномочия в сфере образования разделяются между Российской Федерацией, Субъектами РФ и муниципальными районами.

Полномочиями РФ являются — разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования и т.д. Полномочия Субъектов РФ — финансовое обеспечение получения посредством предоставления субвенций, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг). Полномочия МР (муниципальных районов) — организационные процессы управления образовательными учреждениями.

Согласно Областному законодательству Ленинградской области производится индексирование показателей финансового обеспечения, их ежегодный пересмотр и корректировка с учетом финансовых ожиданий, согласно государственных гарантий, они утверждаются в рамках федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. При осуществлении нормативного финансирования, обучающимся предоставляются одинаковые возможности для получения высококачественного образования, на которое не влияет место жительства. Оттого насколько эффективно и целесообразно рассчитаны и распределены нормативы, а, следовательно, и субвенции, зависит бюджетная обеспеченность как регионов, так и муниципальных образований, а также граждан, проживающих на данных территориях.

Постановление Правительства Ленинградской области № 523 от 27 декабря 2013 года (с изменениями на 30 декабря 2015 года) определяет нормативы финансового обеспечения муниципальных общеобразовательных организаций, которые реализуют основные общеобразовательные программы и имеют государственную аккредитацию.

Однако расчетные нормативы не обеспечивают фактической потребности финансирования учреждения. Рассмотрим на примере Гатчинского района. При расчете норматива на одного ребенка посещающего компенсирующую группу для детей с отклонениями в развитии для расчета оплаты труда прочих педагогических работников применяется коэффициент 1,43. [2]

Фактически данный коэффициент составляет 1,81. Но в соответствии с постановлением правительства Ленинградской области от 19.10.2007 № 262 «Об утверждении штатных нормативов руководителей, специалистов, технических исполнителей (учебно-вспомогательного персонала), относящегося к категории служащих и работников для государственных образовательных учреждений, финансируемых из областного бюджета Ленинградской области» в дошкольных образовательных учреждениях на одну коррекционную группу с 10-часовым режимом работы предусмотрено 2 ставки воспитателя и 1,625 ставок прочего педагогического персонала (в т.ч. 0,25 ст. музыкального руководителя, 0,125 ст. инструктора по физической культуре, 1 ст. учителя-дефектолога (учителя-логопеда), 0,25 ст. педагога-психолога). Соотношение прочего педагогического персонала к воспитателям составляет 0,81 (1,625/2), следовательно, для расчета оплаты труда педагогического персонала должен быть применен коэффициент 1,81.

Кроме того, объем учебных расходов (6,5% от фонда оплаты труда педагогических работников составляет 567,5 тыс. руб. на 2014 г. (расходы образовательных организаций на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек расходы на хозяйственные нужды и расходные материалы (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов) (далее — учебные расходы) чаще норматив не выполняется, расходы на практике составляю не более 2%)

Исходя из вышеперечисленного объем субвенции по нормативу МБОУ "Рождественская СОШ" на 2014 год обеспечивает потребность по фонду оплаты труда на 90,5%, об учебных речь даже не идет.

Таким образом необходимо производить изменение нормативов на финансирование не только с учетом объемов финансирования предыдущего года включая индексацию показателей, но и ввести корректирующие неучтенные коэффициенты, которые покрывали бы не только текущие расходы, но и способствовали развитию образованию в муниципальном районе.

Читайте также

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант плюс».
  2. «Порядок расчета нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных организаций Ленинградской области» утвержден постановлением Правительства Ленинградской области от 27.12.2013 № 523// Справочная система «Консультант Плюс».

Цитировать

Кузнецов, А.В. Субвенции как инструмент финансового обеспечения образовательных организаций в ленинградской области / А.В. Кузнецов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 51. — С. 65-68. — URL: https://novainfo.ru/article/7726 (дата обращения: 09.08.2022).

Поделиться