Проблемы формирования организационной культуры муниципальной образовательной организации

NovaInfo 52, с.291-294
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы формирования организационной культуры муниципальной образовательной организации.

Ключевые слова

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Текст научной работы

На сегодняшний день, в большинстве муниципальных организациях существует проблема формирования организационной культуры. Сложившаяся ситуация, наводит на необходимость исследования этой области и выяснении проблем для дальнейшего их решения.

Для начала разберемся с понятиями. Организационная культура (или, как ее часто называют, корпоративная культура) представляет собой важный компонент и условие существования организации. Под формированием организационной культуры понимается конструктивное влияние на социально-психологическую атмосферу коллектива, поведение участников образовательного процесса, так как организационная культура это социальный механизм с системой связей, действий, взаимодействий и отношений, регулирующих поведение сотрудников в организации, через совокупность основных убеждений [1].

В образовательном учреждении организационная культура очень эффектный и жесткий инструмент управления поведением людей, формирования модели поведения сотрудников организации, который необходимо использовать [2].

Вместе с тем, Ушаков считает, что культура организации – это параметр, которому присущ слабый динамизм. Именно поэтому руководитель, обладающий, с точки зрения своих работников, наибольшей властью и свободой, имеющий возможность максимально оказать влияние на культуру возглавляемый им организации [3].

Управление организационной культурой образовательного учреждения представляет собой осознанный и целенаправленный процесс, который должен быть соответствующим образом спланирован, организован, контролируем, мотивирован, а также ориентирован на формирование и развитие традиций, корпоративных ценностей, норм и правил поведения, благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе как составляющие ядра организационной культуры [3].

Организационная культура имеет свою структуру и процессы в ней происходящие. Анализ структурных составляющих у различных ученых не имеет единых составляющих, но их можно классифицировать по блокам:

  • организационное сознание – мировоззрение, ценности, миссия организации;
  • организационное мышление – цели, стратегия, нормы и правила, соблюдение ритуалов, традиций, символов организации;
  • социально-психологический – мотивации сотрудников, внутренний климат организации;
  • обратной связи –рефлексия, систематическое отслеживание уровня сформированности организационной культуры.

Приведенный выше перечень характеристик организационной культуры не является исчерпывающим, но наличие характеристик из указанных блоков, присутствуют у таких ученых как А.Н. Занковский, В.А. Спивак, Е.Г. Молл и др. Каждая из них может являться проблемой для исследования.

На основе этого было проведено анкетирование, куда вошли вопросы, касающиеся каждого блока. Анкетирование проводилось для изучения организационной культуры в коллективе одной из школ Омской области.

Исследование показало, что данное учреждение не занимается формирование организационной культуры на научном уровне. Это говорит о том, что категория организационной культуры не находит достойного места в организационно-управленческой деятельности руководителя данной образовательной организации [8]. Но уровень приобщения сотрудников к организационной культуре составил весьма средний уровень – 12,5%. Данные говорят о том, что на организационную культуру в учебном заведении слабо уделяется внимания. Однако, несмотря на столь низкие результаты, следует отметить, что любой организации присуща организационная культура, как необходимый компонент. Более того, необходимо признать, что в советский период была развита довольно сильная организационная культура на предприятиях и в учебных заведениях, особенно ее знаковая составляющая. Почти каждое предприятие имело «музей трудовой славы», «доски почета», широкое распространение получили обряды посвящения, проводы, проведение совместных праздников и другие. Что помогало формировать у сотрудников чувство общности, гордость за принадлежность своему коллективу. Данные позволяют заключить, что руководители по инерции используют видимый уровень организационной культуры.

Таким образом, изучение литературы по организационной культуре и проведенное исследование, позволяют выделить следующие проблемы по ее формированию:

  • проблема осознания руководителем сущности организационной культуры;
  • проблема выстраивания адекватного стиля деятельности и руководства;
  • проблема формирования элементов организационной культуры, с ее поэтапным формированием;
  • проблема, с привлечением сотрудников в процесс формирования организационной культуры.

Читайте также

Список литературы

  1. Буева И.И. Формирование корпоративной культуры педагогических сообществ // Мир образования – образование в мире. – 2007. – №3. – С.73 – 79.
  2. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология» – М.: Флинта: МПСИ, 2000. – 648с.
  3. Ушаков К.М. Организационная культура – рискованный объект управления // Директор школы. – 2009. – №3. – С. 20 – 26.
  4. Муравченко В.Б. Правовое регулирование муниципальной службы различными отраслями права // Черные дыры в Российском законодательстве. – 2010. – № 3.
  5. Муравченко В.Б. Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации // Вопросы правоведения. – 2010. – № 3.
  6. Муравченко В.Б. Предмет регулирования законодательства о муниципальной службе // Российский юридический журнал. – 2009. – № 6.
  7. Муравченко В.Б. Некоторые аспекты правового регулирования муниципальной службы в федеральном законе "О муниципальной службе в Российской Федерации // Современное право. – 2007. – № 12.
  8. Катунина Н.Н. Определение понятия муниципальная служба / Статья в открытом архиве № 2798092 от 20.05.2016.

Цитировать

Сембаева, Н.М. Проблемы формирования организационной культуры муниципальной образовательной организации / Н.М. Сембаева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 52. — С. 291-294. — URL: https://novainfo.ru/article/7920 (дата обращения: 22.01.2022).

Поделиться