Роль Демокрита в античной философии

№52-2,

философские науки

В статье рассматриваются философские взгляды Демокрита. Особое внимание уделяется изложению его атомистической теории.

Похожие материалы

Учение об атомах, принадлежащее Левкиппу (V век до н.э), дошло до современного читателю в очень усеченном виде. Немного больше известно об атомистической концепции Демокрита (V–IVвека до н.э). Но именно с последним связывают атомистический материализм античной философии. Следует в этой связи вспомнить ленинское определение материализма как «линии Демокрита», которая, по мнению вождя мирового пролетариата противостояла «линии Платона», то есть идеализму. Карл Маркс называл Демокрита «эмпирическим естествоиспытателем» м первым энциклопедическим умом Древней Греции.

Главной заслугой Демокрита в истории науки и философии, конечно же, является создание им атомистической теории. При этом нужно обратить внимание на такую особенность древнегреческой философии, как разнообразие точек относительно устройства природы и структуры материи, появившихся за сравнительно короткий срок и выдвинутых мыслителями, знакомыми теориями друг друга.

Отсутствие экспериментального исследования природы в древнегреческой науке предопределило тот факт, что различные теории, высказанные древнегреческими философами относительно структуры природы, материи, оставались лишь гипотезами, или даже умозрительными догадками, не получившими опытно–экспериментального подтверждения. Одной из таких умозрительных догадок была в сущности и атомистическая концепция Демокрита. Однако существенное преимущество этой концепции по сравнению со всеми другими состояло в том, что она позволила великому материалисту античности дать наиболее убедительное в тогдашних условиях объяснение важнейших явлений природы, включая человека, что и сделало ее самым ярким проявлением материализма в античной философии. Говоря об атомистической концепции Демокрита важно понять ее теоретические источники, взаимоотношения с философией элеатов, а также Эмпедокла, Анаксагора и с некоторыми воззрениями софистов [1].

Переходя к выяснению натурфилософских воззрений Демокрита, следует прежде всего рассматривать его космогонические взгляды, обратив особое влияние на учение о бесчисленности составляющих вселенную миров.

В космогоническом учении Демокрита особенно ярко обнаруживается и его понимание естественной необходимости, порождаемой движением атомов и выступающей как господство всеобщей причинности, исключающей случайность. Несмотря на многие недостатки, это было прогрессивное учение в условиях античности.

Рассматривая учение Демокрита о причинности, следует обратить внимание вопросу о предвосхищении его атомистическим материализмом некоторых существенных принципов механистического материализма, возникшего и процветавшего в Европе в Новое время (в XVII – XVIII вв.). Однако при этом нужно постоянно иметь в виду присущие философским воззрениям Демокрита черты антропоморфизма, наивного еще подхода к природе. Отсутствие каких бы то не было принципов механики, как науки, в эпоху Демокрита не позволяет определять материализм Демокрита как материализм механистический.

В учении Демокрита о причинности содержится важная идея о всеобщем характере причины, не оставляющей, казалось бы, места случайности. Случайность определяется Демокритом как непознанная необходимость. Отсюда вытекает и неожиданная трактовка свободы как непознанной необходимости, которую позднее сформулировал Б. Спиноза. Но, как видим, такое определение свободы вытекает из гносеологической трактовки Демокритом случайности как непознанной необходимости [2].

Натурфилософия Демокрита тесно связана с его философской антропологией, в которой на первый план выступает его учение о душе. Образы, возникающие в душе (в сознании) Демокрит объяснял особенностями предметов излучать свои копии (эйдосы, «видики»). Эти эйдосы, по мнению античного автора, попадали в глаза и через них проникали в сознании и воспринимались нами в виде объективно существующих предметов. Заметим, что такая примитивная трактовка природы образных представлений все-таки была попыткой уяснить их семантическую роль в познании внешнего мира [3; 4; 5; 6].

В свою очередь, демокритовское учение о душе тесно связано с его гносеологией. Здесь он уделяет серьезное внимание роли чувственного познания и разума в постижении мира, отдавая предпочтение разуму [7, с. 5-6]. Именно разум дает знание «по истине», а чувства лишь «по мнению», считает Демокрит. Интересным моментом в теории познания Демокрита является то, что он задолго до Дж. Локка предвосхитил существование «первичных» и «вторичных» качеств познаваемых объектов. Конечно, это вовсе не следует, что он стоит у истоков европейского эпистемологического конструктивизма, но вполне возможно, что Локк был знаком с гносеологией Демокрита [8].

Для уяснения места Демокрита в науке и философии большое значение имеет также и его учение о постепенном развитии человеческого общества – от дикого состояния к состоянию культуры и государственности, и о роли нужды и подражания в этом процессе [9]. В связи с рассмотрением взглядов Демокрита на развитие общества целесообразно уяснить и особенности его атеистических взглядов, характерных для него как античного материалиста. К социологическим воззрениям Демокрита примыкают его этические и общественно–политические взгляды, в которых он выступает как убежденный сторонник рабовладельческой демократии.

Список литературы

  1. Асмус В.Ф. Демокрит. М.: Изд-во МГУ, 1960.
  2. Пивоваров Д.В., Тульчинский Г.Л., Максимов А.М., Артемов В.М., Рахматуллин Р.Ю., Беляев И.А. Многомерность свободы // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2015. № 4. С. 90-97.
  3. Жуковский В.И., Пивоваров Д.В., Рахматуллин Р.Ю. Визуальное мыш-ление в структуре научного познания. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988. 180 с.
  4. Рахматуллин Р.Ю. Герменевтическая функция образа в процессе обучения // Вестник Карагандинского университета. 2012. № 4. С. 74-79.
  5. Рахматуллин Р.Ю. Визуализация как способ трансформации и развития научного знания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 3-2 (53). С. 163-165.
  6. Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Место образа в научном познании // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 7-1 (69). С. 132-134.
  7. Рахматуллин Р.Ю., Хидиятов Н.Б. Рационалистическое направление в философии. Министерство внутренних дел Российской Федерации; Уфимская высшая школа. Уфа, 1993. 75 с.
  8. Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Генезис эпистемологического конструктивизма в европейской философии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 4-1 (66). С. 151-153.
  9. Рахматуллин Р.Ю. Личностный образец как фактор социализации // Вестник ВЭГУ. 2013. № 3 (65). С. 114-121.