Развитие научной и философской мысли в эпоху средневековья

№52-1,

философские науки

В статье рассматриваются достижения научной и философской мысли в Средние века. Особое внимание уделяется достижениям арабо-мусульманской культуры.

Похожие материалы

В Средние века наблюдается заметное изменение античных идеалов культуры, что особенно видно по отношению к научной мыли. Если в античную эпоху можно было развивать любые идеи, критиковать богов, сомневаться в истинности существующих картин мира, то с наступлением средневековья религиозная картина мира стала господствующей. Это особенно хорошо видно в европейской культуре, в которой апологеты христианства в своем рвении защитить устои христианства дошли до инквизиции. Научные исследования христианской Европе в эту эпоху не приветствовались. Любая научная теория признавалась легитимной лишь в том случае, если она не противоречила Библии. Как в период патристики (I-VIII вв.), так и схоластики (IX-XIII вв.) такие научные методы как наблюдение, эксперимент, измерение выводились за пределы науки, считались отнюдь не научными. Возобладали в это время умозрительные рассуждения, дедуцирование из определенных начал (как правило, теологических) отдельных выводов. Особенно это заметно в работах Фомы Аквинского (XIII век), который построил свою философскую систему синтезировав христианское вероучение с аристотелевской метафизикой и формальной логикой. Его центральная работа «Сумма теологии» является образцом схоластики. В ней имеет место скрупулезный анализ онтологических, гносеологических, этических и эстетических проблем, осуществляемый с использованием аппарата формальной (аристотелевской) логики. Правда, Фома Аквинский не призывал сжигать ученых. Более того, он не отрицал важность науки. Провозглашенный им принцип гармонии веры и разума направлен на устранение противоречий между наукой и религией, но при доминировании религиозного знания [1]. Признавая разум божественным даром, которым из всех земных существ обладает только человек, Аквинат выступает сторонником религиозного рационализма [2]. Конечно, этот рационализм существенной отличается от научной рациональности, прежде всего, в решении вопроса об онтологических основаниях логического мышления [3; 4].

Рассматривая развитие научной и философской мысли эпоху европейского средневековья можно выделить два периода: а) период регресса, который длится до X века; б) период прогресса, который охватывает ХI–ХV века.

Эта периодизация касается только европейской научной и философской мысли. Что касается Востока, то здесь наблюдается следующая картина. В VII веке на территории современной Саудовской Аравии образуется мощное мусульманской государство – Арабский Халифат. В этом государстве господствует мусульманская идеология, которая, в отличие от христианской, поощряла занятия наукой. Основатель этого государства Мухаммад говорил, что время занятия наукой равносильно времени отданному молитве. Образованный на территории современной Испании и Португалии в Х веке как эмират Арабского Халифата Кордовский халифат в то время был самым развитым культурным образованием Европы. Там впервые переводились с греческого труды Аристотеля, Платона и неоплатоников, была развитая медицина, математика, физика, химия и другие науки. В IX веке именно в Кордовском Халифате в г. Кордова был открыт первый в Европе университет, в котором обучались примерно 10000 человек! В отличие от других европейских городов практически все жители Кордовы умели читать и писать

Такая же картина развития научной мысли наблюдается и в других частях Арабского Халифата. Математик, астроном, географ аль Хорезми (IX век), создал классификацию квадратных и линейных уравнений, разработал методы решения этих уравнений, ввел в числовой ряд нуль. С него начинается такая математическая наука, как алгебра.

Появление экспериментальной науки также начинается на Востоке. получил развитие также и экспериментальный метод. Его основателем следует считать среднеазиатского ученого-энциклопедиста аль Бируни, живший в X-XI веках [5]. Бируни критиковал Аристотеля и его современных последователей за пренебрежение опыта, считая, что только опытная проверка научных идей должна претендовать на их достаточное обоснование. В области физики он создал метод определения плотности металлов, определил удельный вес многих драгоценных минералов, создал свою классификацию лекарственных растений, разработал многие положения тригонометрии [6]. По сути, он опередил Коперника, указав, что геоцентрическая модель Солнечной системы содержит ошибки, и предположил, что в ее центре должно находиться Солнце. Правда, это была гипотеза, которую он не успел превратить в теорию [7]. Его перу также принадлежит многочисленные работы по географии, геометрии, минаралогии, истории.

В Х-ХI веках жили и другие выдающиеся представители науки и философии. Так, в оптике хорошо известно имя аль Хайсама (Альхазена). Его перу принадлежат семь книг по оптике, в которых он опровергает античную концепцию зрения, согласно которой глаза испускают лучи, при помощи которых они «ощупывают» предметы и таким образом мы их видим.

Другим известным учёным средневекового Востока был ибн Сина (Авиценна), который прежде всего известен как выдающийся врач. Но известны и его философские произведения [8].

Вслед за Кордовским университетом стали открываться университеты в Болонье, Оксфорде, Кембридже и других европейских городах, явившиеся в то время центрами научной и культурной жизни. Правда, там главным образом преподавались религиозные дисциплины, но изучалась и математика, логика иностранные языки. Это постепенно приводило к сближению религиозной и научной картины мира [9].

Несмотря на засилье религиозной идеологии, нельзя однозначно оценивать Средние века как темную полосу в истории человечества. Даже небольшой анализ этого периода, сделанный в нашей статье, показывает, что средневековая эпоха была интересным временем развития человеческого духа, временем поиска тех истоков, на которых покоится мир человека. На этом пути поиска люди приходили к мнению важности научного знания, рационального мышления [9]. Конечно же, в мировоззрении этой эпохи доминировала религиозная картина мира, религиозная модель человека [10].

Список литературы

  1. Rakhmatullin R., Semenova E. Thomism of the unity of the religious and scientific knowledge // Nauka i studia. 2015. Т. 10. С. 288-291.
  2. Рахматуллин Р.Ю., Хидиятов Н.Б. Рационалистическое направление в философии // Министерство внутренних дел Российской Федерации; Уфимская высшая школа. Уфа, 1993. 75 с.
  3. Рахматуллин Р.Ю. Дух как категория религиозной онтологии // Молодой ученый. 2015. № 2. С. 651-653.
  4. Рахматуллин Р.Ю. Об онтологических основаниях логического мышления // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 9-2 (47). С. 148-150.
  5. Рахматуллин Р.Ю., Хабибуллин Р.М. Эксперимент в научном познании // Молодежь. Образование. Наука. Материалы VI Российской ежегодной научной конференции аспирантов и молодых ученых. Уфа: Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия ВЭГУ), 2011. С. 36-38.
  6. Розенфельд Б. А., Рожанская М. М., Соколовская З. К. Абу-р-Райхан Ал-Бируни. М.: Наука, 1973. 272 с.
  7. Рахматуллин Р.Ю., Хабибуллин Р.М. Гипотеза как форма научного знания // Молодежь. Образование. Наука. Материалы VII Российской ежегодной научной конференции аспирантов и молодых ученых. Уфа: Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия ВЭГУ), 2012. С. 190-193.
  8. Ибн Сина. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1980. 554 с.
  9. Рахматуллин Р.Ю. Религия и наука: проблема взаимоотношения (на примере ислама) // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 793-795.
  10. Мударисов Р.Р., Семенова Э.Р. Религиозная модель человека (на примере суфизма) // Вестник научных конференций. 2016. № 2-5 (6). С. 87-88.