Особенности научного познания

№50-2,

философские науки

В статье рассматривается специфика научного познания. Особое внимание обращается на критерии научности знания. В статье утверждается также важность религиозного познания.

Похожие материалы

Наука «это сфера культуры, включающая в себя деятельность по производству теоретически систематизированных знаний о мире и человеке, а также результаты этой деятельности» [1, с. 5]. Она представляет собой систему эмпирически знаний , но это и особенная область деятельности человека по выработке новых знаний со своими методами, формами, инструментами познания, со своей системой организаций и учреждений.

Существуют следующие виды познания: обыденное, художественное, религиозное, научное. Из перечисленных, первые три называют вненаучными формами познания. В современной культуре господствует научное познание. Чем отличается научное познание от обыденного?

  1. Для научного познания важны факты. Чем больше фактов, тем больше оснований считать информацию научной. Обыденное познание нередко также имеет дело с фактами, но зачастую они плохо проверены, основываются на слухах и эмоциональной оценке.
  2. Результат научного познания – научное знание – обладает логичностью и систематичностью. В обыденном познании нет логической последовательности, его результаты не систематизированы.
  3. Предметом научного познания являются объекты особого рода: наночастицы, фосфаты, ДНК, черные дыры и т.п. Предметами обыденного познания, как правило, являются вещи и отношения, встречающиеся в быту: пища, ссора, погода, цены на товары обихода и т.д.
  4. Научное познание всегда ориентировано на познание сущности предметов и процессов. Обыденное познание обращает внимание на поверхностные характеристики познаваемых объектов (красота, функциональность, размеры, цена и т.п.).
  5. В научном познании используются специальные языки, особые термины (хлорофилл, дифференциал, бифуркация и т.п.). Научное познание довольствуется терминами естественного языка.
  6. В научном познании используются специальные, присущие только ему, методы исследования и формы организации научного знания. Например, методами научного познания являются формализация, дифференцирование, интегрирование, аксиоматический метод и др., которые в обыденном познании не применяются. Не применяются в обыденном познании и такие формы организации знания, как теория, гипотеза, проблема и т.д.
  7. Научное познание характеризует планомерность, доказуемость, обоснованность результатов исследования. При обыденном познании эти характеристики знания менее выражены.
  8. Для научного познания характерны такие методы обоснования знания, которые не применяются вообще или применяются лишь в редких случаях при обыденном познании. Это касается таких методов обоснования, как эксперимент, научное наблюдение, моделирование [2].
  9. При научном познании стремятся к объективности. В обыденном познании часто господствуют эмоции, субъективные оценки, навешивание ярлыков своим оппонентам.
  10. Научное познание тесно связано с образованием. Оно не только дает материал для учебного процесса, но и получает от системы образования людей, способных пополнить ряды науки [3].
  11. Современная наука сама разрабатывает и способы внедрения своих идей в производство. Для этого она применяет визуализацию как способ упрощения и доступности научного знания [4; 5; 6; 7].

Основные компоненты и особенности науки как сложного социального явления особо отчетливо выявила современность, когда наука превратилась в непосредственную производительную силу. Сейчас уже невозможно утверждать, что наука – это содержание книг и библиотек. Но эта система является не только средством для производства новых знаний, но важнейшим социальным институтом со своей мощной инфраструктурой и большим количеством работников. Она выполняет в современном обществе не только познавательную роль, но у нее есть и мировоззренческие, и социальные, и воспитательные функции. Особо следует отметить функцию современной науки выступать в качестве непосредственной производительной силы. Ныне она соединилась с производством, с одной стороны питая его новыми идеями, материалами и технологиями, с другой, получая от производства средства для новых исследований. Важна роль науки и для решения глобальных проблем, в особенности, в сфере экологии [8].

Важно отметить и то, что современная наука уже не открещивается от признания важности религиозного познания, которое ориентировано на несколько иные критерии. Ныне среди ученых довольно большое количество верующих людей. Они признают роль откровения и экстрасенсорного восприятия в познании окружающего мира и человека, возможность существования инопланетного разума. Они допускают их правомерность наряду с научным объяснением мира [9; 10; 11; 12].

Список литературы

  1. Рахматуллин Р.Ю. Методология науки и научного познания: пособие для аспирантов. Уфа: Восточный университет, 2004. 112 с.
  2. Рахматуллин Р.Ю. Особенности научного познания // Молодой ученый. 2014. № 16. С. 211-213.
  3. Давлетгаряева Р.Г. Образование как самоорганизующаяся система // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2009. № 1. С. 58.
  4. Семенова Э.Р. Принцип развития в эпистемологии // Молодой ученый. 2016. № 2 (106). С. 985-987.
  5. Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Место образа в научном познании // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 7-1 (69). С. 132-134.
  6. Рахматуллин Р.Ю. Герменевтическая функция образа в процессе обучения // Вестник Карагандинского университета. 2012. № 4. С. 74-79.
  7. Рахматуллин Р.Ю. Визуализация как способ трансформации и развития научного знания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 3-2 (53). С. 163-165.
  8. Давлетгаряева Р.Г. О необходимости становления экологически ориентированной системы образования // Учитель Башкортостана. 1998. С. 36.
  9. Рахматуллин Р.Ю. Религия и наука: проблема взаимоотношения (на примере ислама) // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 793-795.
  10. Рахматуллин Р.Ю. О метафизических основаниях внеисторического в праве // Молодой ученый. 2013. № 11. С. 549-552.
  11. Рахматуллин Р.Ю., Хидиятов Н.Б. Иррационалистическое направление в философии: учебное пособие. Уфа: Уфимская высшая школа МВД России, 1995. 99 с.
  12. Рахматуллин Р.Ю. Al-Ghazali's gnoseology // Вестник ВЭГУ. 2015. № 5 (79). С. 147-156.