Индивидуально-психологические особенности, оказывающие влияние на профессиональное развитие сотрудников УИС

NovaInfo 52, с.314-318, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассмотрены индивидуально-психологические особенности, оказывающие влияние на профессиональное развитие сотрудников УИС. Обосновывается мысль о том, что индивидуально-психологические особенности такие, как склонность к агрессии и тревожности, коммуникативность, индивидуализм оказывают влияние на формирование профессиональных навыков у курсантов вузов ФСИН России. Основное внимание уделено поиску взаимозависимости между показателями, относящимися к области профессионального развития и индивидуально-психологическими особенностями курсантов образовательных организаций ФСИН России.

Ключевые слова

ИНДИВИДУАЛИЗМ, ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, ТРЕВОЖНОСТЬ, АГРЕССИЯ, УСПЕВАЕМОСТЬ, СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА, КОММУНИКАТИВНОСТЬ

Текст научной работы

Одним из основных направлений развития Федеральной службы исполнения наказаний согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года является повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой, использование инновационных разработок и научного потенциала. Поэтому, особое внимание необходимо уделять профессиональному развитию сотрудника УИС с целью повышения статуса УИС и ее совершенствования [1, 2].

Целью нашей работы было выявление индивидуально-психологических особенностей, оказывающих влияние на профессиональное развитие курсантов образовательных организаций ФСИН России.

Объектом нашего исследования выступили индивидуально-психологические особенности курсантов образовательных организаций ФСИН России.

Предметом являются индивидуально-психологические особенности курсантов образовательных организаций ФСИН России, оказывающие влияние на их профессиональное развитие.

Гипотеза: индивидуально-психологические особенности такие, как склонность к агрессии и тревожности, коммуникативность, индивидуализм оказывают влияние на формирование профессиональных навыков у курсантов ведомственных вузов ФСИН России.

Для решения поставленных задач использовался следующий методический инструментарий: метод наблюдения, экспертный опрос командиров взводов, тест на тревожность (Спилбергера-Ханина), тест на самооценку «Кто я?» (М. Кун, Т. Макпартленд, модификация Т.В. Румянцевой), ИТО (индивидуальный типологический опросник) Л.Н. Собчик.

Объективность результатов нашего исследования подтверждена результатами экспертного опроса командиров взводов и курсантов, обучающихся совместно с обследуемыми, а также методами математико-статистического анализа (корреляционный анализ, который был проведен с помощью компьютерной программы STATISTICA 6.0.).

В исследовании приняли участие 54 курсанта психологического факультета 3-го курса. Мы выделили следующие показатели, относящиеся к области профессионального развития: служебная дисциплина, успеваемость, участие в научных исследованиях и мероприятиях, участие в группах спортивного совершенствования, участие в творческих мероприятиях (КВН, спектакли, концерты и т.д.), посещение мастер-классов, тренингов по профессиональному развитию. Именно на эти показатели мы в дальнейшем обратили внимание при проведении корреляционного анализа с целью выяснения их взаимозависимости с имеющимися индивидуально-психологическими особенностями курсантов ведомственных вузов ФСИН России. Следует отметить, что ни одного курсанта, посещающего мастер-классы, тренинги по профессиональному развитию среди обследуемых не оказалось.

По итогам корреляционного анализа были выявлены следующие закономерности:

Курсанты с хорошей успеваемостью являются в основном представителями женского пола, они активно принимают участие в творческих мероприятиях, научной работе, у них хорошо развиты коммуникативные навыки, легко справляются с психологическими барьерами при построении межличностного общения, не агрессивны. Экспертный опрос командиров взводов подтвердил полученные данные. Действительно, у девушек более выражено стремление принимать участие в творческой и научной деятельности. Для них, в первую очередь, служба в УИС является базой для самоактуализации. Что касается несения службы в нарядах, то здесь прослеживается активное противоречие и недовольство, то есть для них важнее заниматься профессиональным развитием, нежели, чем выполнять служебные задачи, связанные с несением службы в нарядах.

В то же время было выявлено, что курсанты с хорошей успеваемостью относятся к гармоничным личностям.

Курсанты с плохой успеваемостью имеют низкие показатели по служебной дисциплине, не принимают участие в научно-исследовательской работе, не интересуются общественными организациями академии. Данная группа находится под особым контролем со стороны командиров взводов, учебного отдела и отделения психологического обеспечения учебно-воспитательной работы академии.

Курсанты, имеющие нарушения служебной дисциплины являются в основном представителями мужского пола, также имеют низкую успеваемость, не желают принимать участие в творческих мероприятиях и научной работе, агрессивны. Данная закономерность указывает на тот факт, что юноши стараются проявить себя в более трудных условиях несения службы. В результате экспертного опроса командиров взводов было выявлено, что юноши активно стремятся к выполнению любых поставленных служебных задач, если это будет связано с освобождением от учебных занятий, также готовы принимать участие в различных спортивно-массовых мероприятиях. Что касается низкого показателя по дисциплине, то это обусловлено тем фактом, что 70 % юношей психологического факультета проживают на территории Академии. Основными показателями нарушений по служебной дисциплине выступают: нарушение ношения формы одежды, распорядка дня, несвоевременное наведение порядка в спальном помещении.

Курсанты, не имеющие нарушений по служебной дисциплине, принимают активное участие в творческой жизни Академии, в частности в организации концертов, волонтерских движений, оказывают помощь подшефным учреждениям Академии ФСИН России, сотрудничают с вузами Рязанской области, также имеют положительные показатели по успеваемости.

Курсанты, принимающие участие в группе по спортивному совершенствованию и имеющие высокие показатели в спорте имеют высокую самооценку, низкую личностную тревожность. У них отсутствует проявление индивидуализма, т.е. такие личности являются экстравертами и для них характерны конформные установки. Данная группа курсантов ведет себя уверенно, показывая в некоторых ситуациях мнимое превосходство. Они готовы вести группу за собой, помогая в решении вопросов по физическим нормативам. Проявляют свои умения в общественной работе, выступая на различных соревнованиях за факультет и Академию. Что касается стрессовых ситуаций, то они адекватно оценивают угрожающие факторы, не создавая эмоционального напряжения.

Курсанты, не принимающие участие в группе по спортивному совершенствованию и имеющие средние (низкие) показатели в спорте имеют в основном среднюю (низкую) самооценку, склонны к проявлению индивидуализма, который формируется сочетанием интровертированности с ригидностью (т.е. у них проявляется устойчивая позиция в отстаивании собственного мнения, присутствуют неконформные установки, склонны к педантизму и настороженной подозрительности). Данная закономерность может быть связана с тем, что главной областью приложения своих сил группа выбирает саморазвитие, касающееся учебного плана, а не спортивного.

Курсанты, принимающие участие в научных исследованиях имеют отличные показатели по учебной дисциплине, не агрессивны, являются экстравертами. Для них характерна социальная активность, открытость внутреннего мира, участие в публичных выступлениях, общительность. Легко вступают в контакт с окружающими людьми (имеют широкий круг знакомств), тем самым обмениваются опытом и развивают навыки профессионального общения.

Курсанты, принимающие участие в творческих мероприятиях (КВН, спектакли, концерты и т.д.), являются экстравертами, имеют хорошие показатели по учебной и служебной дисциплине. Несмотря на то, что данный показатель напрямую не относится к индивидуально-психологическим особенностям личности, он также влияет на профессиональное развитие сотрудника УИС. Принимая участия в творческих мероприятиях, у курсантов формируется навык публичного выступления, повышаются показатели самооценки, появляется уверенность в себе, раскрываются новые возможности для развития творческих способностей.

Подводя итог, можно отметить, что индивидуально-психологические особенности оказывают влияние на формирование профессиональных навыков у курсантов психологического факультета, особенно такие, как склонность к агрессии и тревожности, коммуникативность, индивидуализм.

Процесс формирования профессиональных навыков более успешно проходит у курсантов, обладающими такими индивидуально-психологическими качествами, как высокий коммуникативный уровень, отсутствие склонности к агрессии и тревожности, наличие конформных установок.

Отдельно стоит выделить такие индивидуально-психологические особенности, характерные для спортсменов, находящиеся во взаимосвязи с умением добиваться ими высоких показателей, как способность прислушиваться к мнению других людей.

Также хотелось бы обратить внимание на такой факт, что курсанты девушки являются более тревожными, коммуникативными, конформными по сравнению с юношами.

Читайте также

Список литературы

  1. Гаврина, Е. Е. Индивидуальные особенности правосознания сотрудников уголовно-исполнительной системы / Е. Е. Гаврина, Ю. А. Костюк, Т. А. Симакова // Акмеология. – 2016. – № 1(57). – С. 143−147.
  2. Гаврина Е. Е. Специфика проявления коррумпированного поведения сотрудников правоохранительных органов // Прикладная юридическая психология. 2010. № 3. С. 64–69.

Цитировать

Гаврина, Е.Е. Индивидуально-психологические особенности, оказывающие влияние на профессиональное развитие сотрудников УИС / Е.Е. Гаврина, Д.П. Комлева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 52. — С. 314-318. — URL: https://novainfo.ru/article/8041 (дата обращения: 09.08.2022).

Поделиться