Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее также - АПК РФ) устанавливает в качестве основной задачи подготовки дела к судебному разбирательству в арбитражном суде примирение сторон (п. 3 ст. 133) и обязанность арбитражного суда по разъяснению сторонам их права передать спор на разрешение третейского суда и обращение за содействием к посреднику в целях урегулирования спора и последствия совершения таких действий (п. 2ст. 135); обязанность арбитражного суда принимать меры для заключения сторонами мирового соглашения и содействовать примирению сторон (п. 2 ст. 135 и п. 1 ст. 138); возможность отложения арбитражным судом судебного разбирательства по ходатайству обеих сторон в случае их обращения за содействием к суду или посреднику в целях урегулирования спора (п. 2 ст. 158).
Закон не определяет понятие примирительных процедур, отсутствуют перечень допустимых или рекомендованных для использования способов альтернативного разрешения споров, принципы и гарантии их использования. Под примирительными процедурами следует понимать те формы альтернативного разрешения споров, которые направлены на взаимоприемлемое урегулирование и разрешение возникшего спора на основе добровольного волеизъявления сторон. Следовательно, правоприменительные процедуры представляют собой лишь одну из форм альтернативного разрешения споров, имеющую определенные особенности. Во-первых, примирительные процедуры направлены прежде всего на мирное урегулирование спора, когда стороны и иные участвующие лица осуществляют действия по поиску взаимоприемлемых решений. Такие решения нацелены на то, чтобы прекратить существующее между сторонами противостояние и противоборство и удовлетворить интересы сторон. Урегулирование спора при использовании примирительных процедур достигается, как правило, путем взаимных уступок.
Во-вторых, обязательным и основополагающим признаком примирительных процедур является добровольность волеизъявления сторон. Однако, в отличие от других способов альтернативного разрешения споров (например, арбитража или экспертного определения), при использовании примирительной процедуры обязательно согласие всех сторон спора с условиями и порядком его разрешения. При использовании примирительной процедуры никто иной, кроме сторон, не может санкционировать окончательное разрешение спора. Понятия «примирительные процедуры» и «альтернативное разрешение споров» являются близкими, но не тождественными.
Понятие «альтернативное разрешение споров» является более широким и включает в себя примирительные процедуры. Например, третейский суд является альтернативой судебному разрешению спора и представляет собой одну из форм альтернативного разрешения споров. Однако его нельзя отнести к примирительной процедуре, поскольку он не соответствует указанным выше особенностям примирительных процедур. Так, третейское решение принимает арбитр, а не сами стороны. Решение третейского суда обязательно для сторон разбирательства вне зависимости от их согласия с ним, оно не основано на каких-либо уступках сторон (за исключением случаев, когда третейский суд утверждает мировое соглашение сторон) и принимается третейским судом на основе исследованных им доказательств и применимого права.
В российской юридической литературе понятия «примирительная процедура» и «мировое соглашение» зачастую отождествляются. Это вызвано тем, что ч. 2 ст. 138 АПК РФ предоставляет сторонам право урегулировать спор, «заключив мировое соглашение или используя другие примирительные процедуры». Таким образом, законодатель сам отождествляет мировое соглашение и примирительные процедуры, что является ошибочным. Само по себе мировое соглашение не является примирительной процедурой, поскольку не содержит в себе ни элементов рассмотрения, на элементов разрешения спора, а лишь является результатом применения какой-либо процедуры рассмотрения и разрешения споров (как правило, примирительной процедуры).
Следует отметить, что в настоящее время в отечественной юридической литературе в контексте альтернативных разрешений споров и примирительных процедур рассматриваются в основном лишь мировое соглашение и посредничество. Вместе с тем в мировой практике появилось достаточно большое количество альтернативных разрешений споров. Альтернативные разрешения споров можно классифицировать по различным основаниям. Возможно деление альтернативных разрешений споров на примирительные процедуры и иные способы альтернативных разрешений споров. К примирительным процедурам относятся все формы переговоров, примирение, посредничество, независимое разрешение и мини-процесс. Близкими к примирительным процедурам являются: установление обстоятельств, досудебное совещание и упрощенный суд присяжных. Ни арбитраж, ни экспертное определение не относятся к примирительным процедурам. Российскому законодательству и практике разрешения споров пока неизвестно большинство из существующих в мире способов альтернативных разрешений споров.
Главное достоинство примирения сторон – возможность сократить издержки и разрешение конфликта в случае обращения в суд. К достоинствам примирения можно отнести также: 1) развитие экономической свободы конфликтующих; 2) укрепление партнерских отношений конфликтующих и развитие их с другими участниками; 3) возможность избежать длительности и дороговизны судебной процедуры.
Определение на законодательном уровне порядка закрепления результатов достигнутого примирения решило все процессуальные моменты и проблемы. Однако законодателем не прописаны вопросы примирительных процедур и контроля со стороны суда за сознательностью, добровольностью и искренностью примирения. Данные моменты указывают на несовершенство института примирения в процессуальном праве России и наличие проблем консенсуальности при разрешении юридических конфликтов.
История развития примирительных процедур
Посредничество, как способ урегулирования споров, в России было известно издавна. К нему обращались для улаживания конфликтов внутри крестьянской общины. Особо было развито посредничество при разрешении как уголовных, так и гражданских дел в народных судах – суде соседей, суде стариков, громаде, братском суде и т.д. В древней Руси с помощью посредника делались попытки кончить миром княжеские ссоры-междуусобицы. Посредниками в различных конфликтных ситуациях нередко выступали представители духовенства. В период правления Екатерины II и Александра I среди судебных учреждений особо выделялся совестный суд. Разбирательство в этом суде происходило с участием посредников, целью которых было примирить стороны. Посредничество использовалось и в международных отношениях России с другими государствами.
По мнению цивилиста Д.Л. Давыденко, для того чтобы сформулировать понятие «мировое соглашение», необходимо выделить его существенные условия. Таковыми, на его взгляд, являются устранение субъективной сомнительности прав и взаимные уступки сторон.[1, с. 26-33]
Мировое соглашение как правовой институт предназначено для устранения участниками частноправового оборота неясностей в своих отношениях. Оно может применяться как для урегулирования юридических споров, так и для их предупреждения.
Мировое соглашение в арбитражном процессе характеризуется добровольным волеизъявлением сторон в споре, установлением определенности в отношениях не по закону и в соответствии с обоснованностью разногласий, а на основе взаимных уступок. Для мирового соглашения требуется взаимность уступок. Однако уступка со стороны должника представляется более проблематичной, так как он обязан исполнить свое обязательство в том виде и в те сроки, что предусмотрены законом или договором. В условиях арбитражного процесса идеальным вариантом представляется немедленное удовлетворение требований без разрешения арбитражного суда и до подписания мирового соглашения.
В дореволюционном российском праве мировое соглашение рассматривалось как институт осуществления правового оборота.[2, с. 22]
В советской российской доктрине имеется ряд определений мирового соглашения, которые относятся только к мировому соглашению, заключенному в ходе судебного процесса. Например, Овчинников Е. и Зинченко А.И. определяют мировое соглашение как «волеизъявление сторон, направленное на достижение определенности в отношениях между ними, в целях окончания процесса путем саморегулирования спора. Оно заключается в виде договора об условиях разрешения гражданско-правового спора». [3, с. 39]
Согласно положениям работ известных российских цивилистов, таких, как Пилехиной Е.В., Анохина К., можно сделать вывод, что мировое соглашение как институт урегулирования споров в арбитражном процессе действительно нуждается в исследовании. Дифференцирование понятия «мировое соглашение» позволяет утверждать о тенденции российской науки считать данный институт как договором об условиях прекращения спора, [4, с. 52]так и судебной сделкой, влекущей прекращение процесса на взаимоприемлемых для сторон условиях.[5, с. 48]
По мнению Давыденко Д.Л., мировое соглашение – договор, которым стороны устраняют неясность существующих между ними правоотношений путем взаимных уступок. [2, с. 22]
В соответствии с п. 2 ст. 140 АПК РФ мировое соглашение должно содержать согласованные сторонами сведения об условиях, о размере и сроках исполнения обязательств друг перед другом или одной стороной перед другой. Следовательно, говоря о том, что мировое соглашение заключается на определенных условиях, взаимоприемлемых для сторон, необходимо считать мировое соглашение соглашением между сторонами об урегулировании гражданско-правового спора с участием суда.
Мировое соглашение должно обладать ясностью и определенностью условий, которые не должны вызывать затруднения при их исполнении, оно не должно возлагать ответственности на лицо, не привлеченное к участию в деле, и выходить за пределы предмета спора. Арбитражный суд, в соответствии со ст. 141 АПК РФ утверждая мировое соглашение, в своем определении указывает на условия мирового соглашения. Вместе с тем разъяснения Высшего Арбитражного Суда РФ свидетельствуют о том, что условия мирового соглашения, заключенного сторонами, должны быть изложены четко и определенно с тем, чтобы не было неясностей и споров по поводу его содержания при исполнении.
Мировое соглашение, заключенное в судебном процессе, обладает свойством исполнительной силы ввиду особой формы его закрепления. Его условия включаются в определение Арбитражного суда. Условия мирового соглашения излагаются в мотивировочной или результативной части судебного акта.
Предметом мирового соглашения являются материальные права. Возникает вопрос о том. Являются ли процессуальные права предметом мирового соглашения. Данный вопрос спорен, так как по своему процессуальному значению положения, содержащиеся в мировом соглашении, приравниваются к судебному решению. В случае неисполнения данных положений они подлежат принудительному исполнению с учетом требований ст. 142 АПК РФ. Но некоторые цивилисты полагают, что мировое соглашение является актом распоряжения и материальными, и процессуальными правами. [2, с. 23] Данная точка зрения объясняется лишением истца права подачи иска по данному делу.
С данным суждением нельзя согласиться, так как стороны утрачивают право подачи иска или обжалования судебного решения не непосредственно, а как следствие уступки по мировому соглашению определенных материально-правовых прав. [2, с. 23]
Мировое соглашение обладает такими важными чертами, как возмездность, консенсуальность, основанность на компромиссе.
Мировое соглашение выполняет примирительную, регулирующую и защитную функцию. Но нельзя считать выполнение данных функций в полном объеме на протяжении всего арбитражного процесса. Учитывая недостаточность исследования института мирового соглашения. Необходимо дальнейшее его изучение. Мировое соглашение, безусловно, снимает противоречия правового характера, но оно не восполняет полностью имеющиеся в праве пробелы и не служит средством наиболее полной защиты прав и законных интересов участников арбитражного процесса.
Понимание сущности мировых соглашений позволяет эффективно принимать данный институт в урегулировании споров.
До сих пор не выработано единого понятия «мировое соглашение». Данный институт довольно плохо отождествлен в российском законодательстве.
Характерной чертой АПК РФ является особое отношение к примирению сторон как способу окончания возникшего юридического конфликта между ними. Уже в стадии полготовки дела к судебному разбирательству суд выполняет соответствующую задачу, принимая меры для заключения мирового соглашения, содействует примирению сторон (ч. 3 ст. 133, ч. 2 ст. 135 АПК РФ).
Особенности мирового опыта развития института примирительных процедур
Альтернативные способы разрешения споров особенно развиты в англосаксонской системе права. Так, результаты опроса 1000 крупнейших американских корпораций показали, что 88% из них в течение последних трех лет использовали посредничество, 79% обращались к арбитражным механизмам, 81% назвали посредничество более приемлемой формой, нежели судебная процедура, 59% отметили, что она позволила сохранить в последующем партнерские отношения между участниками спора.[6, с. 116]
В рамках Европейского сообщества в последнее десятилетие наблюдается тенденция обращения к альтернативным способам разрешения спора как одной из возможности обеспечения защиты прав, свобод и интересов участников общественных отношений. В частности, в 2002 г. Европейской комиссией была разработана Зеленая книга по вопросам альтернативного разрешения споров в гражданском и коммерческом праве. [6, с. 117]
Популярность внесудебных процедур разрешения правовых конфликтов объясняется, с одной стороны, несовершенствами в судебном порядке разрешения спора (загруженность судов, длительность судопроизводства, возрастание судебных расходов), [7]а с другой стороны – возможностью сохранения деловых, личностных отношений после рассмотрения дела, поскольку в результате рассмотрения спора в рамках внесудебной процедуры происходит примирение сторон, достигается приемлемое для обоих участников спора соглашение, которое, как правило, не нуждается в дальнейшем принудительном исполнении.
Действующее законодательство, возлагая на суд задачу примирения сторон, не предусматривает сам порядок осуществления примирительной функции. В связи с этим возникает вопрос: а в чем должны проявляться действия суда при применении примирительных процедур? Должен ли суд оказывать содействие в выработке условий мирового соглашения или достаточно его рекомендаций по обращению к посреднику, который окажет сторонам помощь в определении взаимоприемлемых условий разрешения спора?
В мировой практике известны различные варианты. Так, в США в соответствии с Федеральными правилами гражданского процесса судьям рекомендовано содействовать сторонам в урегулировании конфликта на досудебных слушаниях. В одних судах попытки достичь компромисса осуществляются после того, как дело полностью подготовлено к слушанию, в других – урегулирование спора предшествует действиям по организации процесса. В третьих – оба действия проводятся одновременно. Некоторые суды заранее планируют проведение недели до урегулирования споров. В течение этого периода все или большинство судей откладывают свои дела и с помощью адвокатов занимаются исключительно работой по достижению соглашений между сторонами.[8, с. 148]
В американском гражданском процессе урегулирование спора может проводиться как судьями, которые помогают сторонам выработать устраивающие обе стороны варианты разрешения спора, так и специалистами или магистратами, которые назначаются судьей для проведения досудебных совещаний. Специалистами являются судебные помощники, которые, с одной стороны, обеспечивают управление делами, находящимися в производстве у судьи, а с другой – содействуют урегулированию спора. Обычно в качестве специалиста назначается лицо, которое взаимно избрано сторонами, назначение оформляется постановлением судьи, который будет рассматривать дело. В постановлении судья также указывает срок, в течение которого специалист должен представить план по совершению действий, необходимых для досудебного урегулирования спора.[8, с. 151]
Большинство гражданских процессуальных кодексов стран европейского пространства предусматривают обязательное досудебное урегулирование спора при помощи примирительных процедур. В Бельгии и Франции суд должен предложить сторонам урегулировать разногласия при помощи механизмов альтернативного разрешения спора, но при этом необходимо соблюдение принципа обоюдного согласия участников спора. В Испании и Италии судья обязан предпринять все меры, чтобы убедить стороны обратиться к примирительным процедурам. В Англии суд вправе наложить на участников спора финансовые санкции в случае, если они отказались от примирительных процедур. В Германии судопроизводство не начинается, пока стороны не предпримут попытки урегулировать спор в рамках альтернативного разрешения спора. В Греции рассмотрение дел, подсудных суду первой инстанции, не допускается, если стороны не предприняли попытки разрешить дело путем примирения.[6, с. 120-121]