Становление профессиональной идентичности сотрудника ФСИН России

№53-2,

психологические науки

Автор рассматривает вопросы профессиональной идентичности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Поскольку существуют противоречия между запросами практики, выражающиеся в необходимости формирования профессиональной идентичности как фактора повышения продуктивности профессиональной деятельности сотрудников ФСИН России и недостаточностью теоретических знаний по представленной проблематике, в том числе отсутствием операционализации новых понятий, необходимостью корректировки уже имеющихся. Поэтому необходима проработка существенного ряда механизмов развития идентичности применительно к сфере профессиональной деятельности сотрудников ФСИН России.

Похожие материалы

Становление профессиональной идентичности, как развитого интегрального качества личности сотрудника уголовно-исполнительной системы, становится приоритетной задачей на пути
к эффективному функционированию персонала в своей профессиональной области.

В то же время все чаще приходится сталкиваться с другим понятием – кризисом идентичности, которое отражает негативное состояние личности, состояние внутреннего кризиса, потери жизненных ориентиров и в целом отсутствие психологической готовности к изменяющимся условиям
в профессиональной деятельности. Поэтому постановка задачи развития профессиональной идентичности будет являться важным этапом в построении крепкого внутреннего фундамента личности, обретения надежной опоры в виде собственного профессионализма на пути формирования профессионализма сотрудников УИС высокого мастерства и.

Понятие идентичности, по мнению Дэвида Майерса, является показателем уровня зрелости личности, развитости ее внутренних психологических структур, с гармонично интегрированными потребностями, желаниями, устремлениями и готовностью максимально быть полезным обществу.

Отечественные психологи все чаще обращаются к изучению профессиональной идентичности как феномена, возникающего
и получающего развитие в ходе успешного прохождения сотрудником ряда кризисных моментов, связанных с профессиональной деятельностью.

"...Если истолковывать “идентичность” как понятие уникальной природы, самобытности человека, продуцированное ментальной рефлексией по поводу истории человека, становления личности, сознания и самосознания, то его истоки восходят к философской мудрости Сократа, Платона, Протагора, И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, Ф. Достоевского, П. Флоренского, С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, М. Шелера, А. Шопенгауэра, П. Рикера, М. Фуко, В. Библера, М. Бахтина, А. Лосева, М. Мамардашвили и других. Антропологический контекст рассмотрения сущности человека обнаруживается в трудах таких авторов, как М. Бубер, Л. Леви-Брюль, И. Кант, П. Тейяр де Шарден, Ж.-П. Сартр, К. Леви-Стросс, К. Маркс, Л. Фейербах, Э. Фромм, М. Шелер, М. Фуко, М. Хайдеггер....".

Наиболее значительные работы в данной области принадлежат Е.П. Ермолаевой, Л.Б. Шнейдер, Ю.П. Поваренкову, Н.Л. Ивановой, М.М. Абдуллаевой и др., продемонстрировавшим, что специалисту развитая идентичность в профессиональной сфере помогает легко ориентироваться в новых рабочих задачах и успешно выполнять свои профессиональные функции. Проблемы профессионализма и профессионального самоопределения представлены в отечественных работах Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова, А. К. Марковой, А. Ф. Бондаренко, К. А. Абульхановой-Славской, В. В. Овсянниковой, М. В. Молоканова, В. Ф. Петренко, и др.

В большинстве же случаев неспособность развить профессиональную идентичность связана изначально с фактом затрудненной адаптированности к новым специфическим условиям деятельности в пенитенциарном учреждении, а также с отсутствием целостности и упорядоченности ежедневной деятельности человека. Следствием этого обычно является отсутствие выносливости к колебаниям, вызванных изменяющимися требованиями служебной сферы сотрудников УИС. Это дезадаптирует человека, вносит деструктивный настрой в порядок его работы. Чаще всего данная проблема не решается, а приводит лишь к усугублению трудностей в адаптации и развитию слабой профессиональной идентичности. С другой стороны, успешное формирование у сотрудников множественности адаптивного реагирования в ходе выполнения служебных задач, как того требует профессия, также не всегда является положительным фактором в конструировании устойчивой профессиональной идентичности.

Если рассмотреть период обучения, становление профессиональной идентичности будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы в ведомственном вузе, проходит следующий ряд этапов: первый – приобщение к профессии (I-II курсы), второй – первичная идентификация с профессией (III курс), третий – начало формирования профессиональной идентичности (IV-V курсы). Развитие профессиональной идентичности неразрывно связано с социально-психологической компетентностью. Красной нитью через все этапы проходит идея развития самомобилизации личности, ответственности, самосознания, самоопределения, самоорганизации и персонализации. Данные понятия включают в себя способность и готовность обучающихся к самостоятельному, взвешенному, разумному планированию своего свободного времени, наличие способности к самоубеждению, самоприказу и самоободрению (выносливость, готовность к действию, имеющийся опыт успешного преодоления сложных препятствий).

Изменения профессиональной идентичности сотрудников
ФСИН России на различных этапах становления проявляются в характеристиках, демонстрирующих вклад каждой из образующих в формирование целостной идентичности. В качестве основных характеристик выступают: интерес и вовлеченность в деятельность, профессиональные ценностно-смысловые ориентации, совпадающие с характером службы в УИС, структура профессионально-ролевых идентификаций, а также временная согласованность профессионального образа «Я», соответствующая требованиям профессиограммы будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы.

Значимыми для становления профессиональной идентичности являются внешние и внутренние условия, которые определяют центральное противоречие («драму» и некое «несогласие с тем или иным условием») каждого периода, связанное с необходимостью согласования служебных и профессиональных ролей. Базовым для формирования сотрудником своей идентичности является определение им своего отношения к «чужим» и, соответственно, «своим».

В действительности окружающий мир выступает перед каждым человеком в виде набора конфликтующих возможностей установления своей идентичности (главным образом, профессиональной), заставляющих личность самоопределяться по отношению к ним. Особое внимание уделено концепциям Э. Эриксона, а также Л.С. Выготского, согласно которым человек на протяжении жизни переживает ряд психосоциальных кризисов. Так, например, Э. Эриксон выделяет восемь стадий развития идентичности, на каждой из которых человек делает выбор между двумя альтернативными фазами решения возрастных и ситуативных задач развития. Характер выбора сказывается на всей последующей жизни в смысле ее успешности и неуспешности.

Выбор той или иной идентичности будет как результат внутреннего самоопределения.

Одна из стадий, как стадия становления идентичности личности (25-55/60 лет), занимающая львиную долю человеческой жизни, связана с противоречием между способностью человека к развитию, которую он получает на основании приобретенного на предыдущих стадиях опыта, и стремлением к устойчивости, то есть комфорту, который порой выглядит как личностный «застой» и медленный регресс в процессе обыденной жизни.

Согласно Эриху Фромму, человек становится конформным автоматом – абсолютно таким, как все другие, и ведет себя так, как общепринято, потому что чаще всего в поведении не имеет автономности, является зависимым, подконтрольным с высоким уровнем страха оказаться инаковым. «Индивидуум прекращает быть самим собой; он превращается в такой тип личности, какого требует модель культуры, и поэтому становится абсолютно похожим на других – таким, каким они хотят его видят». Как животные с защитной окраской, люди с конформностью автоматов и толерантным приспособлением становятся неотличимыми от своего окружения. Они разделяют те же ценности, преследуют те же карьерные цели, приобретают те же продукты, мыслят и чувствуют как почти каждый в их культуре.

Фромм считал, что люди могут быть автономными и уникальными, не теряя при этом ощущения единения с другими людьми и обществом. Он называл вид свободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него, позитивной свободой. Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни, кроме этого высокой степени сопротивляемости внешним неблагоприятным воздействием, сильного личностного ядра, так называемого боевого (но не воинствующего) характера. Он отмечал, что спонтанную активность мы наблюдаем у детей, которые обычно действует в соответствии со своей внутренней природой, а не согласно социальным нормам и запретам. Помимо этого, по его убеждению, в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности, которые не имеют ничего общего с социальными и агрессивными инстинктами. Ученый утверждал, что конфликт между стремлениями к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей.

Парадоксально, но именно независимость, непосредственный интерес, свобода мышления и спонтанная активность в совокупности с высоким уровнем адаптивности и личностной устойчивости формируют в дальнейшем социально-психологическую компетентность, поскольку набор данных качеств позволяет лучше узнать себя, свои способности, свои мотивы поведения, направленность и цель.

Стремление к саморазвитию само по себе не всегда способствует успешному профессиональному самоопределению и профессиональной адаптации. Здесь необходимо говорить о таком качестве, как умение длительное время держать себя в физическом и умственном напряжении, другими словами, умение сосредотачиваться и концентрироваться на нужном объекте или задаче.

Что касается структуры социально-психологической компетентности, то профессиональная идентичность определяется как целостное, динамическое, психологическое образование, проявляющееся в формировании определенной системы ценностей, форм поведения, особенностей самосознания личности в ходе профессиональной деятельности, определяющее степень отождествления человека с профессией, заключающееся в переживании своей профессиональной целостности и определенности.

Поскольку явления профессиональной идентичности носят комплексный, системный, процессуальный характер, то представляется закономерным ее рассмотрение с точки зрения акмеологической концепции, предметом которой является взрослый человек, личность профессионала, его внутренние характеристики в теснейшем взаимодействии с конкретным профессиональным пространством, личностно и профессионально развивающей средой, способствующей формированию необходимых качеств в профессиональной деятельности, становлению профессионала.

Существует целый ряд механизмов развития идентичности применительно к сфере профессиональной деятельности сотрудников ФСИН России: осознания своей тождественности с профессиональной культурой, оценки психологической значимости членства в ней, своеобразной ментальности, ощущения своей причастности к общему делу, переживания своей профессиональной целостности и определенности. В связи с этим обнаруживаются противоречия между запросами практики, выражающимися в необходимости формирования профессиональной идентичности как фактора повышения продуктивности профессиональной деятельности сотрудников ФСИН России и недостаточностью теоретических знаний по представленной проблематике, в том числе отсутствием операционализации новых понятий, необходимостью корректировки уже имеющихся. На данные противоречия в сочетании со спецификой профессиональной деятельности сотрудников ФСИН России с особой остротой влияют актуальность проведения акмеологически ориентированных исследований развития взаимосвязи профессиональной идентичности и социально-психологической компетентности, разработки различных психолого-акмеологических моделей достижения сотрудниками ФСИН России профессионального и творческого подъема в профессиональной деятельности.

Здесь уже целесообразнее будет сказать о важности рассмотрения такого понятия, как аутопсихическая компетентность (в структуре профессиональной идентичности сотрудника УИС), дающая возможность субъекту воспринимать свою профессию как опыт продолжительности и непрерывности сознания, единства жизненных целей и повседневных поступков, действий и их значений, которые позволяют действовать последовательно и сопровождаться ощущением личностно-профессиональной определенности, тождественности и целостности.

Аутопсихическая компетентность включает следующие характеристики: в сфере профессионального самосознания – осознанность профессиональных трудностей как производных от существующих личностных проблем, наличие субъектной, личностной, профессиональной позиции; в социальном самосознании – открытость изменениям, система ожиданий, осмысление своих социальных ролей, осознание системы межличностных отношений как важных для успешной профессиональной деятельности, сбалансированность процессов социальной самоидентификации и рефлексии; в сфере самоуправления – способность к анализу и своевременной корректировке своего поведения на основе обратной связи и в соответствии с поставленными целями, входящих в профессиональную деятельность; в сфере самоактуализации – достижение значимых профессиональных результатов на основе оптимального использования талантов, способностей, возможностей, проработка и осознание своих собственных страхов (страх одиночества, близости, открытости, ответственности и т.д.).

Таким образом, оптимизация процесса развития профессиональной идентичности сотрудника в структуре его социально-психологической и аутопсихической компетентности обеспечивается внедрением акмеологических технологий. Данные технологии обеспечивают возможность достижения более высокой ступени индивидуального развития, что имеет особое деонтологическое значение для профессиональной системы в целом, а также способствуют повышению степени ответственности и самоотождествления с профессией. Формируется восприятие сотрудником себя как профессионала, отношение к себе как к профессионалу на основе эмоционально-оценочных показателей, самоощущения себя в профессии.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, надо отметить, что высокий уровень социально-психологической и аутопсихической компетентности выступает как детерминанта формирования успешной профессиональной идентичности и отчасти является результатом самоуважения, самопознания, саморазвития, самоподдержки и самореализации личности.

Список литературы

  1. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004.
  2. Ермолаева Е.П. Психология социальной реализации профессионала. – М.: ИП РАН, РАН
  3. Ефрюшкина О.В. Я-концепция личности в контексте организационной культуры // Вестник Читинского государственного университета. Серия: Психология. – 2009. - № 2(53). – С. 118-123.
  4. Акбиева З.С., Терновская О.П., Шнейдер Л.Б. Психология карьеры и профессионально-релевантное специалиста. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2008