Проблемы развития малого бизнеса в инновационной экономике

№5-1,

Экономические науки

Разразившийся финансовый кризис, повлекший за собой экономические и социальные потрясения, с одной стороны, и экономическая политика вхождения страны в инновационную стадию развития с другой сосредотачивают все большее внимание как государства, так и структур гражданского общества на решении проблем развития малого предпринимательства.

Похожие материалы

«Малый бизнес, интеллектуальный потенциал граждан – это мощная конкурентоспособная составляющая экономики»

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ

С. М. Миронов

Разразившийся финансовый кризис, повлекший за собой экономические и социальные потрясения, с одной стороны, и экономическая политика вхождения страны в инновационную стадию развития с другой сосредотачивают все большее внимание как государства, так и структур гражданского общества на решении проблем развития малого предпринимательства.

До последнего времени процесс перехода к инновационной экономике связывали с деятельностью крупных госкорпораций, в основном связанных с оборонной отраслью, где по традиции были сосредоточены разработка и производство высокотехнологичной продукции. Однако в последнее время ситуация изменилась: в обществе появилось понимание того факта, что изобретатель нового рецепта пирожного – тоже инноватор и труд его по достоинству оценят тысячи человек. Таким образом, одним из главных резервов инновационного процесса становится малый бизнес – мобильный, чутко реагирующий на запросы потребителя, максимально к нему приближенный.

В индустриально развитых странах предпринимательству принадлежит производство примерно половины ВВП и такой же части рабочих мест, что формирует так называемый средний класс, представляющий собой устойчивую социальную среду, которую всячески поддерживают государство и институты гражданского общества. В Европе малый бизнес формирует около 50% ВВП, в США - до 53%, в Японии – до 70%, в Российской Федерации – всего 13-14 %. Представители малого предпринимательства и независимые изобретатели в перечисленных странах выдают до 90 % всех открытий, всех новаций и технологических разработок. А доля нашего инновационного малого предпринимательства во внутреннем валовом продукте – от 1,5 до 3 % максимум. Если говорить о переводе на инновационные пути, то быстрее всего этого можно было бы достичь за счет малых предприятий. Однако вместо этого, малый бизнес, по сути, душится неразумно принимаемыми мерами, либо их отсутствием. В первую очередь, здесь имеется виду огромная банковская ставка для получения кредита. Уменьшение ставки рефинансирования привело бы не только к активизации деятельности малого бизнеса, но и всей экономики в целом. Многие страны, несмотря на финансовый кризис, так и поступают, только Россия, увы, идет своим путем. Требуется также упрощение процедуры и кардинальное снижение процентных ставок.

Имеются недоработки и в законодательной сфере. Например, принят закон, который позволяет теперь создавать малые предприятия при высших учебных заведениях, а также научных организациях. Это шаг в верном направлении. Однако закон принят, а для его реализации требуется значительное количество подзаконных актов, которых нет.

Наиболее мощным инструментом развития экономики является налоговое стимулирование инноваций. Неоднократно подчеркивалось экономистами необходимость налоговых каникул на 3 – 5 лет для малых и средних предприятий. Но до практики дело не дошло.

Одной из проблем является отсутствие спроса на инновацию. Во всем мире основным заказчиком инноваций является промышленность, а в России промышленные гиганты игнорируют малые фирмы. Необходимо добиваться, чтобы российские крупные компании активно вовлекали в свою деятельность малый бизнес. Следует проработать систему мер и стимулов, позволяющих повернуть нашу промышленность к проблемам малых предприятий. По словам, С. М. Миронова, председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ , подготовлен целый пакет законов, который уже два года лежит без движения, но необходим хотя бы «рамочный» федеральный закон.

Для обеспечения спроса необходим госзаказ, и государство могло бы продемонстрировать свою позицию по этому вопросу путем осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.

Очевидно, все шире будут использоваться электронные торги в разных регионах нашей страны. Но любые шаги, направленные на развитие высоких технологий, будут оправданы только при условии востребованности этих наработок. Иначе события будут выстраиваться по хорошо известной цепочке, когда талантливый изобретатель не находит возможность производить свою продукцию в России, стучась во все двери и получая отказы, и в результате этот продукт оказывается за рубежом. Затем в России этот продукт покупается за гораздо более высокую цену, и таким образом, Россия платит дважды: за финансирование новой продукции и за её выкуп из-за рубежа.

В инновационном процессе должна быть четко отстроена вся логическая цепочка: «идея – НИОКР - производство и сбыт конечного продукта». Причем, каждое из звеньев имеет важнейшее значение, но в этой цепочке ключевым является сам предприниматель. И здесь важна подготовка кадров, особенно в сфере профессионального образования. Начальное профессиональное образование, то что раньше было системой ПТУ, полностью развалено. Сейчас наблюдается огромный спрос на высококвалифицированных рабочих на всех предприятиях, так что государству пора вернуться к разрешению этой ситуации.

Когда речь идет о инновационном малом бизнесе, нельзя забывать о таких вопросах, как развитие инновационной инфраструктуры, создание благоприятных условий для экспорта интеллектуальных продуктов и услуг, формирование единой информационной базы инноваций по всем субъектам федерации и, конечно, необходимо снизить административное давление на бизнес.

Закончить хотелось бы словами С .М. Миронов: «Малый бизнес, интеллектуальный потенциал граждан – это мощная конкурентоспособная составляющая экономики и, уверен, неотъемлемое слагаемое успеха нашей страны».