Особенности организации самостоятельной работы студентов по высшей и прикладной математике

№54-3,

педагогические науки

В центре внимания статьи особенности организации самостоятельной работы студентов бакалавриата по высшей и прикладной математике. Рассмотрены принципиальные возможности современных педагогических и информационных технологий в решении разнообразных проблем в области обеспечения качества и эффективности самостоятельной работы студентов.

Похожие материалы

В условиях развития Болонской системы, существенного сокращения часов на аудиторную нагрузку, продолжающегося уменьшения количества лекционных занятий, отводимых на математическую подготовки бакалавра, внимание преподавателей высшей школы смещается в сторону организации самостоятельной работы студентов, в том числе в рамках образовательных областей «Высшая математика» («Линейная алгебра» [15], «Аналитическая геометрия», «Теория чисел», «Математика» [16], «Математический анализ», «Теория вероятностей», «Теория меры») и «Прикладная математика» («Математические модели и методы внутримодельных исследований», «Теория игр», «Теория риска» [22], «Теория оптимальных решений», «Исследование операций», «Теория алгоритмов», «Вычислительная математика» [21], «Методы моделирования и прогнозирования экономики», «Эконометрика», «Математическая статистика»).

Традиционно в качестве самостоятельной работы студентов мы воспринимаем с одной стороны аудиторную деятельность (как правило, в рамках имеющихся учебных часов на проведение практических занятий). С другой стороны, к самостоятельной работе студентов относится и внеаудиторная деятельность, направленная на более углубленное усвоение знаний, умений и формирование ключевых и предметных компетенций по математике, математическим методам и моделям. Именно внеаудиторная деятельность по математике требует особого внимания со стороны преподавателя математических дисциплин, так как осуществляется без его непосредственного участия, в отличии от аудиторной деятельности.

Реализация современных педагогических технологий (технология целеполагания [4], технология визуализации [7], технология проектирования интерактивных образовательных ресурсов [1, 18], технология проектирования методической системы обучения, технология проектирования учебного процесса, технология проектирования индивидуальной образовательной траектории студента и др.) и современных информационных технологий (профессиональные математические пакеты [2], набор вычислительных алгоритмов и база знаний WolframAlpha [9, 14] на факультете дистанционного образования Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова позволяет основной акцент делать на организации качественной внеаудиторной самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы студентов по различным разделам чистой и прикладной математики. Мы пришли к необходимости создания и поэтапной реализации модели управления качеством организации самостоятельной работы студентов по высшей и прикладной математике, мотивационным компонентом которой выступает внедренная бально-рейтинговая система оценки результатов обучения. В качестве одного из условий повышения качества самостоятельной работы студентов бакалавриата по математике мы рассматриваем новые возможности, которые предоставил нам плавный переход на систему управления обучением LMS Moddle, значительно освобождающую преподавателя от рутинной работы по дозированию и диагностике самостоятельной работы студентов по высшей и прикладной математике.

Актуальные методические и дидактические вопросы, связанные с методическими особенностями организации прикладной математической подготовки, созданием новых технологий проектирования педагогических объектов, повышения качества самостоятельной научной и учебной работы студентов бакалавриата, организационно-педагогических условий, способствующих повышению эффективности управленческих воздействий преподавателя математических дисциплин, проблемы инструментальной реализации компетентностного подхода, принципы интеграции информационных и педагогических технологий в системе прикладной математической подготовки и др. рассмотрены в контексте подготовки бакалавров менеджмента [10], бакалавров экономики [11], бакалавров политологии [12].

Реализуя систему самостоятельной работы студентов по высшей и прикладной математике на факультете дистанционного обучения РЭУ им. Г.В. Плеханова мы пришли к выводу о том, что особое внимание следует уделять технологиям контроля и технологиям самоконтроля самостоятельной работы студентов бакалавриата. Обозначенный выше факт нашел отражение в стратегии развития методической системы математической подготовки бакалавров [13]. Многолетняя практика организации профессиональной подготовки бакалавров экономики и бакалавров менеджмента в контексте математических дисциплин позволила выявить наиболее значимые проблемы и конкретизировать причины недостаточной эффективности традиционно реализуемых в учебном процессе технологий:

  • выраженная неэффективность традиционных форм и методов организации самостоятельной работы студентов бакалавриата в условиях реализации образовательных стандартов последнего поколения;
  • недостаточно высокий уровень базовой математической подготовки первокурсников («Число», «Множество», «Тождественные преобразования», «Уравнения», «Неравенства», «Системы», «Функции», «Планиметрия», «Стереометрия», «Длина», «Площадь», «Объем» и др.);
  • не достаточно развитый мотивационный компонент к изучению учебных дисциплин фундаментальной и прикладной математики, связанный с заблуждением о изолированности математики и математических методов от проблем и ситуаций реальной жизни, а тем более будущей профессиональной деятельности;
  • не достаточный уровень эффективности традиционных форм текущего и итогового контроля за результатами самостоятельной работы студентов по математике (в частности, переоценка возможностей использования заданий тестового типа при применении информационных технологий в процессе преподавания высшей и прикладной математики студентам гуманитарных специальностей [17]);
  • неполнота системы упражнений по новым математическим учебным дисциплинам, связанным с количественными методами и математическим моделированием;
  • недостаточный уровень интеграции информационных и педагогических технологий в контексте достижения стандартов CDIO [19];
  • слабый уровень начальной готовности студентов к самостоятельной деятельности без постоянного контроля со стороны преподавателя;
  • традиционное использование одних и тех же неэффективных форм организации самостоятельной работы студентов бакалавриата, слабо связанных с особенностями будущей профессиональной деятельности – вопросами принятия оптимальных решений, теоретико-игровых моделях конкурентного взаимодействия и согласования интересов, анализа управленческих, финансовых, экономических рисков;
  • трудности в практике внедрения новых информационных и новых коммуникационных технологий, поддерживающих дистанционные курсы обучения студентов элементам высшей и прикладной математики [20];
  • во многом устаревшее содержание для организации самостоятельной работы студентов бакалавриата, требующее обновление [8], трудности его постоянного адаптации под меняющие организационно-методические условиях профессиональной подготовки. Фрагменты нового содержания прикладной математической подготовки бакалавра представлены в статьях [3, 5, 6] и охватывают различные разделы высшей и прикладной математики, при этом акцент делается на осознание необходимости применения математики. Их использование в системе организации самостоятельной работы студентов по высшей и прикладной математике способствует погружению студентов в квазипрофессиональную деятельность, знакомит с прикладными возможностями математики в исследовании реальных проблем и ситуаций.

Список литературы

  1. Асланов Р. М., Муханова А. А., Муханов С. А. Проектирование интерактивных образовательных ресурсов на основе технологий Wolfram CDF // Преподаватель XXI век. — 2016. — Т. 1. — № 1. — С. 96-103.
  2. Власов Д. А. Возможности профессиональных математических пакетов в системе прикладной математической подготовки будущих специалистов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. — 2009. — № 4. — С. 52-59.
  3. Власов Д. А. Особенности реализации доходного подхода к оценке стоимости малого предприятия // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3. — С. 78-81.
  4. Власов Д. А. Особенности целеполагания при проектировании системы обучения прикладной математике // Философия образования. — 2008. — № 4. — С. 278-283.
  5. Власов Д. А. Реализация метода дерева в моделировании процесса принятия решений // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №2. — С. 34-37.
  6. Власов Д. А. Теоретико-игровая модель конкурентной борьбы за рынки сбыта продукции // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5.
  7. Власов Д. А. Технология визуализации проблем и ситуаций финансовой сферы // Педагогика высшей школы. — 2016. — №2. — С. 35-38.
  8. Власов Д. А., Синчуков А. В. Новое содержание прикладной математической подготовки бакалавра // Преподаватель XXI век. — 2013. — Т.1 — № 1. — С. 71-79.
  9. Власов Д. А., Синчуков А. В. Новые технологии WolframAlpha при изучении количественных методов студентами бакалавриата // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. — 2009. — № 4. — С. 43-53.
  10. Власов Д. А., Синчуков А. В. Прикладная математическая подготовка бакалавра менеджмента // Образование и воспитание. — 2016. — №4. — С. 57-60.
  11. Власов Д. А., Синчуков А. В. Принципы проектирования прикладной математической подготовки бакалавра экономики // Образование и воспитание. — 2016. — №3. — С. 37-40.
  12. Власов Д. А., Синчуков А. В. Проектирование содержания математической подготовки бакалавра политологии на основе концепции фундирования // Ярославский педагогический вестник. — 2014. — Т. 2. — № 3. — С. 86-89.
  13. Власов Д. А., Синчуков А. В. Стратегия развития методической системы математической подготовки бакалавров // Наука и школа. — 2012. — № 5. — С. 61-65.
  14. Качалова Г. А., Власов Д. А. Технологии WolframAlpha при изучении элементов прикладной математики студентами бакалавриата // Молодой ученый. — 2013. — № 6. — С. 683-691.
  15. Линейная алгебра. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. /Под общей редакцией О. В. Татарникова. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 334 с.
  16. Математика для экономистов. Теория и практика: учебник для академического бакалавриата / Под общей редакцией О. В. Татарникова. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 598 с.
  17. Муханов С. А. Применение информационных технологий при преподавании математики студентам гуманитарных специальностей // Педагогическая информатика. — 2006. — № 1. — С. 60-62.
  18. Муханов С. А. Проектирование общедоступных интерактивных образовательных ресурсов с использованием технологий Wolfram CDF // Приволжский научный вестник. — 2015. — № 11 (51). — С. 112-115.
  19. Муханов С. А., Муханова А. А. Проектирование учебного курса в контексте стандартов CDIO // Приволжский научный вестник. — 2015. — № 3-2 (43). — С. 62-66.
  20. Муханов С. А., Муханова А. А. Технология проектирования дистанционного курса «Дифференциальные уравнения» с использованием LMS Moodle // Наука и школа. — 2014. — № 2. — С. 28-32.
  21. Пантина И. В., Синчуков А. В. Вычислительная математика. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. — 176 с.
  22. Тихомиров Н. П., Тихомирова Т. М. Риск-анализ в экономике. М.: Экономика, 2010. — 317 с.