Исторический источник в преподавании истории: проблемы анализа и интерпретации

NovaInfo 55, с.335-338, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы анализа и интерпретации исторического источника на уроках истории. Во многом исторический источник является необходимым компонентом для понятия исторического контекста и самой эпохи. Рассмотрена классификация документов, применяемых в обучении истории. Определена роль документа в повышении познавательной самостоятельности учащихся как средство организации такой работы. Внимание уделено авторским подходам И. Я. Лернера и Н. Г. Дайри в работе с историческим источником.

Ключевые слова

ПРЕПОДАВАНИЕ, ИСТОЧНИК, МЕТОДИКА, ИСТОРИЯ

Текст научной работы

Анализ результатов единого государственного экзамена и контрольно-измерительных материалов позволяет выявить достаточно актуальную проблему в преподавании истории, которая заключается в анализе и интерпретации исторических источников. Во многом исторический источник является необходимым компонентом для понятия исторического контекста, а порой и самой эпохи.

В совокупности к историческим источникам относится все созданное человеком, результаты его взаимодействия с окружающей средой, предметы материальной культуры, обычаи, обряды. К ним же относятся и памятники письменности. В широком смысле слова памятники письменности в методике называют документами.

Классификация документов, применяемых в обучении, значительно проще той, что принята в исторической науке. Она основана на характере документальных текстов, когда все они подразделяются на три основных группы:

  1. актового характера;
  2. повествовательно-описательного характера;
  3. документы художественной литературы.

Источники актового характера - это юридические, хозяйственные, политические, программные документы (грамоты, законы, указы, прошения, челобитные, росписи, договоры, статистические и следственные документы, программы, речи). Эти документы свидетельствуют об общественном и политическом строе, морали, религии. Использование данной группы документов возможно при организации разбора их содержания под руководством учителя. В ряде случаев следует адаптировать документ (устранить трудные термины, изменить последовательность текста), чтобы облегчить усвоение его логики. В отдельных случаях учителю необходимо самому дать истолкование документа, дабы показать каким образом нужно подходить к анализу. При анализе документа необходимо знать и понимать исторический процесс, в хронологических рамках которого рассматривается сам источник.

Повествовательно-описательные документы - летописи, хроники, мемуары, письма, описания путешествий. Этот вид документов широко представлен в школьных учебниках и хрестоматиях. Эго-источник во многом позволяет оценить отношение автора к самой эпохе, а вместе с тем понять «настроение» времени. Зачастую анализ данных документов вызывает сложности, поскольку требует более углубленной подготовки и понимания самого источника и природу его происхождения.

Документы художественной литературы: произведения устного народного творчества (мифы, эпос, басни) и литературные произведения (проза, поэзия, сатира). В художественных произведениях отражена историческая действительность, они передают колорит эпохи. Данная группа источников художественно расширяет знаниевый компонент ученика, формируя образное мышление по проблеме.

Исторические источники, приведенные в учебниках, отражают важнейшие проблемы исторического развития. Чаще всего это касается проблем социально-экономического развития и положения страны, внутренней и внешней политики государства, общественных и революционных движений. Документальный материал, содержащийся в учебниках, разнообразен. Он позволяет познакомить учащихся с общими приемами исследовательской работы над основными видами исторических источников.

С цель продуктивного использования источника и расширения знаний учащихся по изучаемой проблеме документ для урока должен:

  • соответствовать целям и задачам обучения истории;
  • отражать основные, наиболее типичные факты и события эпохи;
  • - быть органически связанным с программным материалом, содействовать актуализации исторических знаний, чтобы можно было предложить учащимся познавательные вопросы и задания;
  • - быть доступным ученикам по содержанию и объему; интересным; содержать бытовые и сюжетные подробности, позволяющие дифференцировать обучение, конкретизировать представления учащихся о тех или иных событиях, явлениях, процессах; оказывать на них определенное эмоциональное воздействие;
  • - обладать литературными и научными достоинствами, достаточной информативностью для развития познавательной самостоятельности и заинтересованности, совершенствования приемов умственного труда.

В методической литературе широко освещаются вопросы о роли документа в повышении познавательной самостоятельности учащихся как средств организации такой работы. Проблемы исследовательского принципа в обучении рассматривались в работах И. Я. Лернера и Н. Г. Дайри. Они развивали развивалась мысль о необходимости знакомить учащихся с методами современной исторической науки, приемами самостоятельного познания общественных явлений и процессов. Формируя понятие исследовательского принципа в обучении, И. Я. Лернер писал: «...он состоит в том, что учащиеся под руководством учителя приобретают навыки и умения с помощью методов исторической науки самостоятельно ... анализировать и объяснять исторические факты и явления, почерпнутые в литературных, вещественных памятниках, а также в реальной жизни». Автор выдвигал на первый план значение документа как средство развития мышления, познавательного интереса, творчества. Рассматривая формы работы с документами, ставил задачи приучить школьников к внимательному чтению текста и его исчерпывающему анализу. Приводимые рассуждения, И. Я. Лернер иллюстрировал примерами использования документов на уроках по изучению истории феодализма в России, причем привлекаются документы различного вида: актовые, законодательные, статистические, мемуары и т.д. Справедлив вывод автора о необходимости учить не только пересказу основного содержания документов, но и требовать анализа мыслей авторов литературных памятников. Автором была разработана типология вопросов при анализе документов, позволяющая знакомить учащихся с некоторыми логическими методами исследования исторических и современных явлений. Важно заметить, что процесс научения работы с историческим документом должен быть систематическим, при этом минимизируя шаблонность анализа. Ученик должен творчески подходить к изучению документа и его интерпретации.

В работе И. Я. Лернера поставлен вопрос о необходимости различать виды документов и соответственно определять приемы их изучения. В монографии Н. Г. Дайри документ рассматривается в качестве одного из эффективных средств обучения истории: «... Результаты в области образования, развития и восприятия теснейшим образом связаны с характером и диапазоном источников, из которых черпают знания учащиеся, и их познавательной деятельности; чем они многообразнее и разностороннее (при прочих равных условиях), тем значительнее достигаемые результаты». Разнообразие источников исторических знаний позволяет знакомить учащихся, как с основами, так и методами науки. Принципы отбора документов раскрыты на примере изучения конкретных тем курса. К числу их Н. Г. Дайри относит правильные отражения документом сущности происходящих событий, освящение документом всех сторон общественной жизни данного периода. Документ должен содержать основу для развития учащихся и применения исследовательского метода, быть кратким и доступным по языку.

В чем же значение применения исторических документов? Исторические документы - непосредственные памятники прошлого и в силу этого обладают убедительностью и доказательностью. Документ позволяет почувствовать колорит эпохи, помогает создать яркие образы прошлого, условия для развития воображения школьников, уменьшает возможность модернизации отдельных событий. Как источник исторических знаний, документ требует анализа содержания, обобщения извлеченных из него сведений, определенный оценки. Работа с документами учит мыслить, рассуждать, извлекать информацию.

В целом, документы помогают усвоению важнейших фактов, понятий, закономерностей общественного развития, формируют убеждения школьников. Использование документального материала активизирует мышление учащихся, учит анализу и синтезу при рассмотрении событий прошлого и современности. Самостоятельный анализ документов вооружает учащихся элементарными навыками исследовательской работы, учит приемам критического осмысления исторических источников.

Читайте также

Список литературы

  1. Ежова С. А., Лебедева И. М., Дружкова А. В. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1986. – С. 18.
  2. Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968. – С. 63.
  3. Лернер И. Я. Изучение истории СССР в IX классе. М., 1963.–С. 42.
  4. Лернер И. Я. Изучение истории СССР в IX классе. М., 1963.–С. 102.
  5. Дайри Н. Г. Обучение истории в старших классах средней школы. М., 1966.– С. 196.

Цитировать

Скопа, В.А. Исторический источник в преподавании истории: проблемы анализа и интерпретации / В.А. Скопа. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 55. — С. 335-338. — URL: https://novainfo.ru/article/8837 (дата обращения: 07.10.2022).

Поделиться