Организационные особенности административно-ведомственных статистических структур в XIX — начале XX в. (по материалам западной Сибири и степного края)

№59-2,

исторические науки и археология

В статье рассматриваются организационные особенности административно-ведомственных статистических структур в XIX – начале XX в. в территориальных границах Западной Сибири и Степного края. На данной территории мы выделяем статистический отдел Сибирского казачьего войска, ведомственный учет Алтайского округа на Кабинетских землях, представленный частью ведомственного делопроизводства и статистические отделы Переселенческих районов. Отличительной особенностью в становлении ведомственного статистического учета, а равно и отделов, являлось их асинхронное развитие и возникающие потребности в статистических данных для организации управления.

Похожие материалы

Усложнение форм хозяйствования, запросы на оперативный статистический материал способствовали оформлению и развитию ведомственного статистического учета. С целью рациональной организации управления в структуре ведомств шел процесс формирования статистических сведений, а вместе с тем формировались условия для возникновения в их ведении статистических отделов.

Со второй половины 60-х гг. XIX в. потребность в статистических данных была неизмеримо высока, что прослеживалось в самостоятельном формировании сведений ведомствами, и проявлялось это от организации статистических работ до обработки и использования полученного материала, что в своей совокупности являлось неотъемлемой частью всего механизма их функционирования.

Для определения организации, структуры и направлений деятельности статистических отделов, ведомств, занимающихся отраслевыми статистическими обследованиями, мы исходим из определения, представленного в словаре Брокгауза и Эфрона: «Ведомство – определенная область государственных задач, возложенных законом на данное учреждение. Через подобный акт законодательной власти заведование данным кругом дел становится исключительным правом учреждения, которое может требовать от других мест и лиц невмешательства в его область. Компетенция государственных учреждений определяется основаниями троякого рода: 1) родом дел, предоставляемых учреждению; 2) пространством действия власти (общегосударственный, местные учреждения). 3) наконец, она определяется взаимным отношением высших и низших учреждений одной и той же отрасли управления».

В территориальных границах Западной Сибири и Степного края мы выделяем статистический отдел Сибирского казачьего войска, ведомственный учет Алтайского округа на Кабинетских землях, представленный частью ведомственного делопроизводства и статистические отделы Переселенческих районов. Период их становления и развития объясняется интенсификацией статистических обследований узковедомственного характера и особенностями развития региона. По мнению Н. П. Ерошкина, «усложнение задач государственного управления, рост материальных и людских ресурсов страны (городов, промышленности внутренней и внешней торговли) толкали правительство на создание органов статистики, на сбор статистической информации с мест». Формирование общегосударственной системы статистического учета в лице отдельных статистических учреждений являлось тем прогрессирующим началом в управлении, когда принцип необходимости качественного статистического материала о территории, населении и его занятиях, социокультурном развитии являлся первостепенным и был необходимым материалом для выработки управленческих решений.

Отличительной особенностью в становлении ведомственного статистического учета, а равно и отделов, являлось их асинхронное развитие и возникающие потребности в статистических данных для организации управления. Так, ведомственный статистический учет был представлен в Алтайском округе на Кабинетских землях и имел свои особенности и специфику в организации. Статистическая система Алтайского округа органично переплеталась с существующими ведомствами разветвленного аппарата управления и по своей природе являлась частью всего ведомственного делопроизводства.

Алтайский округ относился к ведомственным территориальным образованиям, входившим в состав более крупных административных единиц, на которые делился сибирский край в соответствии с общегосударственным районированием1. Как отмечала Т. Н. Соболева, организация Томской губернии превратила кабинетский хозяйственный комплекс в ее органическую часть.

Масштабы административных реформ, менявших территориальное устройство и вносивших существенные коррективы в управление округа, были различны. Они служили своеобразными вехами в политической истории региона, где очень тесно переплелись общегосударственные и ведомственные интересы, оказавшие существенное влияние на формирующуюся статистическую систему как составной элемент административной структуры округа.

С передачей заводов в аренду Министерству финансов в 1830 г. несколько изменилась система управления округом, а вместе с тем и система подотчетности. Непосредственное руководство горнозаводским производством было возложено на горного начальника, а «высшее наблюдение и распоряжение» за его деятельностью осуществлял Главный начальник Алтайских горных заводов, он же Томский гражданский губернатор. В 1855 г. рудники и заводы из арендного пользования Министерства финансов, по истечении двадцати пяти лет, были переданы Кабинету. Вся статистическая информация в округе находилась в руках ведомств, независимо от их государственной значимости и роли в принятии государственных решений. Их эволюционное изменение с течением времени – реформирование, объединение, реорганизация – оказывало влияние на форму ведомственного делопроизводства в целом. Организация и развитие структуры управления округа влекли за собой увеличение и накопление всего делопроизводства, где статистический учет приобретал характер неотъемлемости и целостности во всех отношениях его проявления. Со второй половины 60-х г. XIX в. в системе Алтайского округа начинают возникать кризисные явления горнозаводского производства, что повлекло за собой существенную потерю доходов. Одна из задач, которая интересовала Кабинет, заключалась в поиске новых источников дохода.

Отмена крепостного права создала объективные условия для этого, так как, начиная с 1865 г., в Алтайский округ хлынул поток переселенцев, которых привлекали обширные пространства плодороднейшей земли и разнообразие естественных условий, близких к привычным. Поскольку данная политика явилась прологом поиска новых источников дохода для Кабинета, для правильного решения вопроса о переселении и всех последствиях этого процесса необходимы были точные статистические данные, которые могли бы способствовать выработке управленческих решений. Обеспечить это могла только новая статистическая система, представленная не частью делопроизводства, как в системе горнозаводского управления, а как самостоятельная структурная единица. К тому же переселенческий вопрос для Кабинета был производным от земельного. Корона была заинтересована в увеличении крестьянского надела в округе в целях немедленного извлечения доходов, а основной доход приносили Кабинету не причисленные переселенцы.

Отличительные особенности в организации имел статистический отдел Сибирского казачьего войска. Он играл важную роль, как с точки зрения стратегического значения, так и социально-экономического и социокультурного изучения региона. Его организация была похожа на организацию статистических комитетов губерний и областей. Нормативное закрепление статистического отдела первоначально возлагало на него хозяйственный учет, который заключался в реализации контрольно-ревизионных функций. На практике учет подведомственной территории носил во многом самопроизвольный характер.

Территориальный охват деятельности статистического отдела был очень широким, что осложняло и без того его слабое функционирование. Руководство войска испытывало определенные сложности в получении статистических данных. С целью формирования статистического материала войсковым правлением использовались фрагментарные сведения текущего делопроизводства, касающиеся казачества. Сюда привлекались материалы главного управления Западной Сибири и окружного штаба. Начало организации практической деятельности статистического отдела при Сибирском казачьем войске растянулось на несколько лет, невзирая даже на министерские предписания по части его функционирования. В ходе анализа текущего делопроизводства войскового правления о деятельности статистического отдела и текущей статистики становится очевидным наличие лишь формального их существования. Подтверждением является ежегодная отчетность хозяйственного правления, где отмечалось, что «войсковое хозяйственное подразделение со времени учреждения статистического отдела и … по настоящие время 1873 г. израсходовало из сумм войска 15 тысяч рублей, а между тем статистические сведения остались не разработанными…». Во многом данная проблема заключалась в следующем. Во-первых, в отсутствии специалистов, практическая деятельность которых позволила бы добиваться должного результата. Во-вторых, работы «служивых людей» по организации и проведению статистических обследований не позволяли систематизировать копившийся материал, а также его обрабатывать, использовать в практических целях и распространять на научной основе, поскольку он носил отрывочный и фрагментарный характер. В одном из отчетов войскового хозяйственного правления Сибирского казачьего войска отмечалось, что «статистические сведения остаются не разработанными и безгласными, так как по войску не публикуются, а поэтому не могут быть применены к делу развития экономического быта казачьего населения…».

Административная заинтересованность в самостоятельном статистическом отделе при Сибирском казачьем войске прослеживалась в неоднократных ходатайствах самого казачьего руководства. Так, в одном из писем, поясняющем положение по статистической части, прописывалось, что «войсковое начальство Сибирского казачьего войска не может требовать при каждом случае исполнения для себя тех или иных работ. При этом каждый областной комитет может доставлять сведения только о части войска, расположенной в одной области. Свод данных о казачьем населении по обеим областям должен производиться в войсковых учреждениях, т.е. в казачьем отделении – в органе войскового наказного атамана, где составляется всеподданнейший годовой отчет по Сибирскому казачьему войску». Для решения этой проблемы было решено возложить «статистические труды специально на особого секретаря», и эта должность по распоряжению наказного атамана «должна состоять не при Войсковом хозяйственном правлении, а при казачьем отделении Главного управления Западной Сибири»1. Одна из основных причин, которая заставила структурно изменить пребывание статистического отдела, заключалась в составлении всеподданнейшего годового отчета по Сибирскому казачьему войску. Главная цель, которую преследовало казачье руководство, – контролировать процесс формирования и предоставления статистического материала, и по возможности не допускать «нецелесообразности статистических данных», которые имели место быть ранее.

Отраслевое формирование статистических сведений указывало на потребность административно-государственных структур в качественном и своевременном статистическом материале. Существенные коррективы в организацию управления и в развитие статистических служб, а вместе с тем и в их деятельность, внесли социально-политические процессы, связанные с переселенческой политикой государства. Более позднее формирование статистических отделов относится к организации Переселенческих районов.

Важнейшей стороной данного процесса являлся непрерывный статистический учет. Данное обстоятельство способствовало развитию ведомственно-отраслевых статистических отделов. Так, начиная с 90-х г. XIX в. переселение в Алтайский округ представляло собою стихийный процесс. Став на путь поощрения этого процесса, Кабинет до середины 90-х г. не осуществлял никаких попыток его урегулирования. Управление Алтайского округа не выполняло регулирующей функции, оно было пассивным и безучастным3. Данная политика оказывала продолжительное влияние на формирование новой системы статистического учета. Сбор и обработка поступающих сведений требовали постоянно действующих статистических учреждений, что привело в 1894 г. к формированию статистического бюро для «обследования крестьянских хозяйств с целью поземельного устройства крестьян в Алтае» и водворений переселенцев. Процесс образования статистического бюро был закономерным и эволюционно зрелым. К этому времени хозяйственно-административная система округа создала необходимые условия для развития самостоятельной статистической службы с конкретно определенной целью статистической деятельности.

В целом, можно сделать вывод, что к основным причинам организации и развития ведомственных статистических отделов на территории Западной Сибири и Степного края относится высокая потребность ведомств в своевременном и адекватном статистическом материале для выработки управленческих решений. Организация ведомственного учета в Алтайском округе являлась частью всего делопроизводства. Потребности в статистическом отделе Сибирского казачьего войска и статистических отделах Переселенческих районов вызваны необходимостью рациональной организацией управления, оперативностью в получении достоверных данных о территориях и идущих на них процессах.

Список литературы

  1. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. СПб, 1890-1907.
  2. Скопа В. А. Особенности организации и работы административной статистики в Алтайском округе в конце XIX века (на основе архивного материала) // Государственные реформы М. М. Сперанского в исторической ретроспективе: Материалы конференции 30 сентября – 1 октября 2004 г. Новосибирск, 2005. С. 120-125.
  3. Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 2008.
  4. Литвак Б. Г. Очерки источниковедения массовой документации XIX – начала XX в. М., 1979.
  5. Скопа В. А. Организация работы и подготовка статистиков на Алтае в конце XIX – начале XX вв. // Алтайское село: история, современное состояние, проблемы и перспективы социально-экономического развития: Международная научно-практическая конференция. 25-27 мая 2005 г. Барнаул, 2005. С. 404-411.
  6. Соболева Т. Н. Управление горнозаводским хозяйством Кабинета на Алтае в XVIII – перв. пол. XIX в. // Алтайский сборник. Барнаул, 1991. Вып. XIV. С. 30–47.
  7. Скопа В. А. К вопросу об урожайности трав и хлебов в Томской губернии (по материалам статистических исследований 1913 г.) // Горный Алтай. Исторический сборник. Вып. десятый. Горно-Алтайск-Бийск, 2006. С. 144-148.
  8. Жидков Г. П. Кабинетское землевладение 1747–1917 гг. Новосибирск, 1973.
  9. О текущей статистике в Сибирском казачьем войске. Омск, 1914.
  10. Скопа В. А. Инструктивно-методическое обеспечение статистических кампаний по материалам Западной Сибири и Степного края второй половины XIX – начала XX вв. // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6. (http://www.science-education.ru/120-16124)
  11. Отчет о состоянии Сибирского казачьего войска за 1903 год. Омск, 1916.
  12. Исторический архив Омской области Ф. 54. Оп. 1. Д. 123.
  13. Исторический архив Омской области Ф. 3. Оп. 9. Д. 15239.