Современное состояние жилищного кредитования в РФ следует рассматривать как социально-экономическое явление, которое призвано помочь государству в решении обеспеченности населения жильем. Государство на сегодняшний день является одним из основных участников рынка жилья, так как от осуществления грамотной политики в данной области, в конечном счете, зависит успешный ввод и реализация жилищных продуктов на практике.
Ситуацию на рынке недвижимости в РФ регулирует главный экономический закон спроса и предложения, поэтому объемы и темпы ввода нового жилья в оборот являются основным влияющим фактором на предложение.
В 2015 году по данному показателю наблюдается положительная динамика, было введено в эксплуатацию 1169,4 тыс. квартир общей площадью 83,8 млн. кв. метров, что составило 99,5% к аналогичному периоду предыдущего года (в 2014 году было введено 84,2 млн. кв. метров жилья, 118,2% к 2013 году) [4].
По данным Минэкономразвития, в стране ежегодно необходимо вводить в эксплуатацию не менее 80 млн. кв. метров жилья, так значит, набранных темпов строительства пока не совсем достаточно для того, чтобы компенсировать дефицит жилья полностью [2].
В свою очередь, среди субъектов РФ строительство жилья осуществляется неравномерно. Так наибольшие объемы жилищного строительства осуществлялись в Московской области, там было введено 10,1% от общей площади жилья по России, сданной в оборот, Краснодарском крае — 5,5%, Москве — 4,6%, Санкт-Петербурге — 3,6%, Республике Башкортостан — 3,2%, Новосибирской области — 3,1%, Свердловской области — 3,0%, Республике Татарстан и Ростовской области — по 2,9%, Ленинградской области — 2,8%, Самарской области — 2,6%, Тюменской области (без авт.округов) — 2,5%, Республике Дагестан — 2,1% [6]. В этих субъектах РФ построено чуть меньше половины, введенной общей площади, жилья в России.
Вместе с тем, при значительных объемах жилищного строительства в данных субъектах РФ, в 2015 году наблюдалось снижение ввода жилья по сравнению с 2014 годом в Московской области — на 14,6%, Санкт-Петербурге — на 7,1%, Краснодарском крае — на 2,9% [5].
В 2015 году индивидуальными застройщиками введено 264,0 тыс. жилых домов общей площадью 34,3 млн. кв. метров, что составило 94,6% к 2014 году. При этом доля индивидуального домостроения в общей площади завершенного строительством жилья в целом по России составила 40,9%, в Республике Тыва, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Чеченской республиках, Белгородской области — от 80,5% до 98,2% [7].

Итак, мы видим, что в 2015 году произошло снижение ввода в действие жилых домов, но оно не имело критического характера, в том числе благодаря государственной поддержке.
Аналитиками был сделан прогноз дальнейшего развития рынка жилья. С учетом прогноза динамики доходов населения, а также возможного повышения стоимости кредитования застройщиков и населения в результате новых санкций США в ближайшие два года прогнозируется снижение спроса, а в 2018 году его падение. Застройщики будут реагировать на это уменьшением объема выводимых площадей, продолжат строить только наиболее коммерчески прибыльные объекты и предпочтут в течение некоторого времени не инициировать новые проекты (это наблюдается уже сегодня), в то время как объемы ввода растут вследствие строительного бума 2012–2013 годов. Через два-три года снижение объемов строительства выльется в уменьшение объемов ввода жилья (Рисунок 2, Рисунок 3).


В прошедшем году на базе АИЖК был создан Единый институт развития в жилищной сфере, основные задачи института сформулированы на период 2016–2020 годов и направлены на:
- содействие развитию жилищного строительства и ипотечного кредитования, в том числе стимулированию строительства жилья экономического класса и наемных домов;
- содействие комплексному освоению территории, обеспечению земельных участков, предоставленных для жилищного или иного строительства, объектами инженерной, социальной и транспортной инфраструктур;
- стимулирование развития и внедрение передовых, энергоэффективных технологий и материалов, создание условий для их использования в жилищном строительстве [1].
Планом действий Правительства, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития страны в 2016 году предусмотрено мероприятие, направленное на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, выделенных под реализацию проектов комплексного освоения территории в рамках программы «Жилье для российской семьи».
В общем, в 2017–2018 годах ожидается переход рынка в состояние кризиса: уменьшение спроса, строительства, предложения и ввода, превышение предложения над спросом, снижение объема поглощения, падение цен на первичном и вторичном рынках. С 2019 года ожидается начало восстановительной стадии рынка [9]
В связи свыше изложенным можно сделать вывод, что рынок жилья является очень уязвимым инструментом, что стало особенно очевидно в настоящее время. И поэтому в сложных современных условиях развитие рынка недвижимости должно регулироваться и поддерживаться государством, с целью улучшения социального и экономического состояния страны.