Некоторые проблемы прогнозирования социально-экономического развития региона

№55-2,

Экономические науки

В данной статье дано определение такого процесса, как прогнозирование, необходимое для планирования дальнейшей деятельности региона, основываясь на его социально-экономических показателях. Выделены методы и инструменты комплексного прогноза развития региона. Исследованы нормативно-правовые акты, регламентирующие прогнозную деятельность.

Похожие материалы

Спрос на осуществление такой деятельность, как прогнозирование и прогнозные разработки существовал всегда, поскольку всегда интересно заглянуть в будущее, связать с этим свои намерения и в соответствии с этим строить планы.

Прогнозирование – это научно обоснованное предсказание наиболее вероятного состояния, тенденций и особенностей развития управляемого объекта в перспективном периоде на основе выявления и правильной оценки устойчивых связей и зависимостей между прошлым, настоящим и будущим [1].

В процессе происходящих реформ современной экономики все в большей степени возрастает потребность в прогнозных исследованиях социально-экономических процессов на различных уровнях.

Прогнозирование является одной из функций управления, наряду с анализом, организацией, планированием, мотивацией. Активными потребителями прогнозов социально-экономических показателей являются миллионы агентов рынка, домашние хозяйства, органы государственного и территориального управления. В демократическом, открытом обществе необходимо представлять альтернативные варианты развития общества, возможности, существующие у каждого участника рыночных отношений.

Одним из важных направлений прогнозирования развития общества является социально-экономическое прогнозирование – научная дисциплина, имеющая своим объектом социально-экономическую систему, а предметом – познание возможных состояний функционирующих объектов в будущем, исследование закономерностей и способов разработки экономических прогнозов.

Эффективность решений, принимаемых на федеральном уровне, во многом будет зависеть от того, насколько эти решения реализуются в регионах [2]. В этой связи возрастает значение региональных прогнозов развития субъектов Российской Федерации, учитывающих как влияние федеральной социально- экономической политики (налоговой, бюджетной, тарифной, структурно-инвестиционной, внешнеэкономической, социальной, институциональных преобразований и другой), так и региональных особенностей на социально-экономическое развитие соответствующих территорий.

Прогнозирование социально-экономического развития региона – предвидение будущего состояния экономики и социальной сферы, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определять направления развития регионального комплекса и его структурных составляющих.

На основе результатов прогнозных расчетов определяются цели и задачи социально-экономического развития региона, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса с целью выработки и обоснования социально-экономической политики правительства, способов рационализации использования ограниченных ресурсов.

В качестве основных инструментов комплексного прогноза социально- экономического развития региона используются: экстраполяция сложившихся в прошлом тенденций в развитии экономики и социальной сферы на будущее, эконометрические расчеты на базе данных системы национального счетоводства, система макроструктурных моделей, включающая модифицированную модель межотраслевого баланса [12].

На сегодняшний день, главным звеном в действующей системе прогнозирования социально-экономического развития регионов стали краткосрочные прогнозы, на основе которых определяются текущие цели и задачи, направленные на улучшение экономической и социальной ситуации в регионе. На втором месте идут среднесрочные прогнозы, выполняемые в процессе подготовки правительственных программ развития на среднесрочную перспективу. На основе долгосрочных прогнозов вырабатываются концепции социально- экономического развития региона, где определяются основные, масштабные направления совершенствования региональной системы.

Исходя из положений Конституции Российской Федерации, законодательных и нормативных актов, определяющих экономическую и социальную политику государства, а также с учетом опыта научно-проектных разработок проблем территориального социально-экономического развития и размещения производительных сил России, основную цель прогнозирования территориального социально- экономического развития можно сформулировать следующим образом: определение вариантов экономического и социального развития регионов России, обеспечивающих максимальное использование позитивных и нейтрализацию негативных региональных факторов, а также согласование общегосударственных и региональных интересов в целях реализации задач региональной политики [6].

Большое значение имеет отражение в прогнозах факторов, непосредственно влияющих на экономическое и социальное ускоренное развитие [10]. В условиях достижения современной науки и техники состояние экономических отраслей полностью зависит от инновационных путей развития, которые позволяют осуществить более быстрый рост мощностей и производительности оборудования в сравнении с динамикой изменения их стоимости, опережение роста производительности труда в сравнении с ростом фондовооруженности, снижение удельных затрат сырья и материалов, а также их замену более новыми, совершенными экономически и экологически выгодными. Несмотря на указанные преимущества, в конкретной экономической деятельности инновации очень часто остаются невостребованными по различным причинам. Сложившаяся ситуация предполагает изучение существующих преград, а также прогнозирование и составление планов инновационного развития различных сфер деятельности человека.

Одной из главных составляющих управления экономикой любого государства является социальная политика. В общем плане она направлена на достижение нормального существования всех граждан общества, обеспечивающего их нормальное воспроизводство как личностей и работников рыночных экономических отношений. Социальная политика включает в себя следующие основные структурные вопросы: гарантирование доходов, рынок труда, социальную защиту. В этом отношении следует вместе с учетом российской специфики ориентироваться на Конвенцию Международной организации труда «Об основных целях и нормах социальной политики», в ст. 25 которой отмечается, что «человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, инвалидности, вдовства или иного случая утраты средств к существованию по независимым от него обстоятельствам» [3].

В процессе прогнозирования социально-экономического развития главное внимание должно уделяться непосредственно человеку, являющемуся не столько фактором производства, наравне с капиталом и землей, сколько основной целью процесса общественного развития.

Для определения и последующего прогнозирования эффективного социального развития, количественной оценки уровня общественного развития используются самые разные показатели:

  • экономические (уровень производства ВВП, уровень реальных доходов и т.д.);
  • социально-бытовые (обеспеченность жильем, автомобилями, другими товарами длительного пользования);
  • социально-демографические (рождаемость, естественный прирост, сальдо миграции, уровень здоровья населения, продолжительность жизни, уровень образования населения и др.)
  • социально-гуманистические (свобода, равенство, братство и др.).

В той или иной степени, с той или иной стороны каждый из этих показателей действительно характеризует уровень общественного развития, однако ни один из них не является обобщающим. Такой совокупностью показателей, отражающих уровень социального развития региона, могут выступать уровень и качество жизни.

Уровень и качество жизни отражают степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей и выражаются в количестве и качестве потребляемых человеком благ и услуг.

Данная совокупность показателей является незаменимой в составлении прогнозов социального развития и является определяющей в формировании социальной политики правительства региона.

Прогнозирование социальной политики невозможно рассматривать в отрыве от экономического развития. При этом следует особое внимание уделять финансовому прогнозированию (прогноз сводного финансового баланса), включая бюджетное и налоговое прогнозирование, анализ и прогноз интегрированных показателей финансовой, бюджетной обеспеченности на душу населения, удельных валовых налоговых ресурсов.

Роль регионального финансового прогнозирования, как краткосрочного, так и среднесрочного в системе управления экономическим развитием увеличивается еще и потому, что для подавляющего большинства регионов проблема повышения финансовой и бюджетной обеспеченности на душу населения стоит очень остро. Эти показатели являются главными ограничениями для реализации основных целей стратегии социально-экономического развития на среднесрочную перспективу.

Для составления научно обоснованных прогнозов социально-экономического развития в современных условиях требуется наличие достоверной информационной базы, обеспечивающей определение сложившихся региональных различий в уровнях социального развития.

Создание и развитие системы мониторинга социально-экономических показателей позволят решить часть вопросов, связанных с более полным учетом уровня общественного развития, и, соответственно, достовернее прогнозировать показатели экономического роста и уровня жизни населения.

Список литературы

  1. Антохонова И.В. Методы прогнозирования социально-экономических процессов: Учебное пособие. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ. - 2004. С. 7.
  2. Методические рекомендации к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Министерство экономического развития и торговли РФ. М., - 2003. С. 27.
  3. Гурьева М.А. Прогнозирование социально-экономического развития страны // Теория и практика общественного развития. - 2015. №10 - С.40-42.
  4. Келарева Е.В. Мировой экономический кризис: предпосылки возникновения и задачи прогнозирования // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. – 2011. Т.1. № 2. – С.363-365.
  5. Келарева Е.В. Цикличность как форма развития национальной экономики // Школа университетской науки: парадигма развития. – 2011. №3-4 – С.26-28
  6. Кетова К.В., Касаткина Е.В., Насридинова Д.Д. Прогнозирование показателей социально-экономического развития региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. №4 (28) С.104-120.
  7. Киянова Л.Д., Литвинова Т.И. Сущность программно-целевого метода как инструмента управления социально-экономическим развитием территорий // Новые технологии. - 2014. №2 - С.74-79.
  8. Нечипоренко Л.В., Костин М.Д., Удалов А.А. Проблемы прогнозирования развития сельского хозяйства в условиях санкций // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. – 2016. № 2 (44) – С.48-51.
  9. Придворова Е. С. Сравнительный анализ методов прогнозирования социально-экономического развития региона // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. - 2013. №1-1 (144) - С.5-14.
  10. Удалов А.А., Костин М.Д., Нечипоренко Л.В. Исследование дефиниций категорий «Экономический рост» и «экономическое развитие» // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности: сб. ст. международной научно-практической конференции. – 2015. С.193-195.
  11. Федоров Н.В., Кураков Л.П. Прогнозирование социально-экономического развития регионов Российской Федерации. М.: Пресс-сервис, - 1998. С. 61.
  12. Шаповалов С.Ю., Киселева С.А., Удалов А.А. Обзор современных экономико-математических методов и моделей // Теоретические и практические вопросы развития научной мысли в современном мире: сб. ст. международной научно-практической конф. (5 мая 2015 г., г.Уфа). – Уфа: Аэтерна. – 2015. – С.99-102.
  13. Штульлберг Б.М., Введенский В.Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелиос АРВ, - 2000. С.161.