Уплата экологических платежей: проблемы и перспективы

№55-2,

Экономические науки

В данной статье рассматривается необходимость уплаты экологических платежей и взаимосвязанные с данным процессом проблемы. Исследована зарубежная практика взимания экологических платежей. Выделены меры, необходимые для повышения роли налоговых инструментов.

Похожие материалы

Платежи за загрязнение окружающей среды имеют налоговую природу, но формально к налогам не относятся. Данный факт не позволяет распространять на плательщиков ответственность, предусмотренную Налоговым кодексом РФ, за нарушение правильности исчисления и уплаты налогов и сборов. В настоящее время ответственности за непредставление или несвоевременное представление отчетности по платежам за загрязнение окружающей среды не установлено, пени за несвоевременное внесение платы не взимаются. На нарушителей распространяется только положения ст. 8.41 Кодекса об административных правонарушениях РФ, которые предусматривают взимание штрафа за невнесение платежей в установленные сроки. Однако срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей – 1 год.

Обязанность по контролю за полнотой и правильностью исчисления и уплаты сборов за негативное воздействие на окружающую среду лежит на Федеральной службе по надзору в сфере природопользования. Эффективное администрирование – крайне сложная задача для такой структуры, учитывая огромное количество плательщиков. Ведь основание для уплаты экологических платежей есть у большинства организаций хотя бы в связи с наличием бытовых отходов или автотранспорта. Усилий инспекторов Росприроднадзора в лучшем случае хватает на проверку крупнейших загрязнителей.

Средства, получаемые в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду, не являются целевыми, а в соответствии с Бюджетным кодексом РФ поступают в федеральный, региональные и местные бюджеты [3]. Придание им целевого характера поможет запустить механизм финансирования процесса ликвидации накопленного экологического ущерба.

Ставки платы крайне малы, что мешает ей выполнять не только фискальную, но и регулирующую функции. Небольшой размер платы не создает стимулов природопользователям для устранения или сокращения вредного воздействия на окружающую среду.

Все виды природных ресурсов являются источником природной ренты [1]. Природная рента представляет собой сверхдоход природоэксплуатирующих хозяйствующих субъектов, не требующий для извлечения дополнительных предпринимательских усилий, а созданный самой природой. Современная российская система налогообложения природопользования не предусматривает наличия такого объекта налогообложения как рентный доход природоэксплуатирующих хозяйствующих субъектов.

Существующая система экологических платежей ограничивается взиманием платы с «загрязнителей» окружающей среды, но учитывая, что главной функцией экологических налогов является все же не фискальная, а регулирующая, направлений воздействия может быть гораздо больше:

  • повысить эффективность налогообложения добычи невозобновляемых полезных ископаемых посредством отнесения к объектам обложения природной ренты;
  • ввести налоговые льготы, повышающие экономическую заинтересованность в использовании возобновляемых источников энергии, экологически чистых технологий и технологий, позволяющих снизить потребление сырья и энергии [7].

Конкретные механизмы реализации значительной части из предложенных мер совершенствования экологического налогообложения уже существуют в зарубежной практике. Зарубежная практика содержит примеры обложения экологическими налогами производства, потребления и даже ввоза в страну вредной для окружающей среды продукции. Есть случаи включения платы за последующую утилизацию вредных отходов в цену товара. Решением проблемы является также отмена экологической платы с рассортированных бытовых отходов, идущих на дальнейшую переработку.

Наличие энергосберегающего оборудования и очистных сооружений неминуемо является причиной увеличения налоговых платежей по имущественным налогам [10]. В некоторых странах эта проблема решается путем предоставления льгот по уплате налога на имущество, например, в виде пониженной ставки.

В настоящее время при расчете транспортного налога во внимание принимается только объем двигателя. Для повышения заинтересованности владельцев транспортных средств в снижении вредного воздействия на экологию, можно воспользоваться западноевропейским опытом и ввести поправочный повышающий коэффициент, который бы учитывал объем вредных выбросов диоксида углерода. Если максимальный установленный лимит вредных выхлопов не превышен – поправочный коэффициент равен единице, в противном случае сумма транспортного налога увеличивается в зависимости от степени вредного воздействия.

Альтернативным вариантом взимания платы с загрязнителей, рассчитанной пропорционально производимым отходам, является проведение аукционов с целью продажи квот на выбросы. Природопользователи обязаны по рыночной цене выкупить квоту, которая образуется путем дробления общего допустимого объема загрязнения. Европейская система торговли выбросами (EU ETS), которую также называют Системой торговли квотами на выбросы Евросоюза, является частью «зеленой» схемы налогообложения. Стимулирующий механизм реализуется посредством наличия возможности у организаций в зависимости от необходимости покупать или продавать квоты. Если компания не укладывается в выделенную годовую квоту – ей грозят большие штрафы. Неизрасходованная же часть квоты может быть реализована или перенесена на следующий период.

В настоящее время в Российской Федерации осуществляются подготовительные мероприятия для перехода на нормирование негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с принципом «Наилучших доступных технологий». Такой подход к нормированию вредного воздействия на атмосферный воздух, водные объекты и почвы применяется в Европейском союзе с конца прошлого века. Практическое внедрение подобной системы у нас тормозится в том числе необходимостью законодательного закрепления нормативов выбросов и сбросов на единицу продукции в соответствии наилучшими технологиями.

Для достижения целей экологического развития способами, экономически и технически возможными уже на современном этапе, проектом Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования на окружающую среду и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий» (далее Законопроект) вводятся новые требования технологического нормирования, которые должны быть «привязаны» к реестрам наилучших доступных технологий. Такой подход нормирования вредного воздействия на окружающую среду давно представляет собой свод показателей выбросов для каждой технологии в расчете на единицу выпускаемой продукции. Единые требования позволят установить лимиты без учета субъективного мнения чиновников Росприроднадзора.

Подводя итог, необходимо сказать, что для повышения роли налоговых инструментов в экологическом развитии Российской Федерации, следует предпринять следующие шаги:

  1. придать экологическим платежам статус налоговых, администрирование которых осуществляли бы налоговые органы;
  2. предусмотреть поступление платы за негативное воздействие на окружающую среду в целевой фонд;
  3. повысить ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, но предусмотреть льготы для природопользователей, направляющих значительные средства на финансирование мероприятий по сокращению вредного воздействия на экологическую систему;
  4. более широко использовать налоговые механизмы экологического стимулирования при взимании уже существующих налогов (налога на прибыль, транспортного налога, налога на имущество).

Список литературы

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об охране окружающей среды" // "Парламентская газета", N 9, 12.01.2002.
  2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016, с изм. от 17.11.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016) // "Российская газета", N 256, 31.12.2001.
  3. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
  4. Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования на окружающую среду и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий».
  5. Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (ред. от 26.12.2013) "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" // "Российская газета", N 205, 16.09.1992.
  6. Гражданкина О.А., Гражданкин В.А., Киркеева Л.И. Экологические налоги в странах Европейского Союза // Вестник АГАУ. - 2013. №6 (104) - С.130-133.
  7. Гурьева М.А. Экологизация экономики: Международный опыт // Армия и общество. - 2012. №4 (32) - С.114-120.
  8. Нечипоренко Л.В., Костин М.Д., Удалов А.А. Проблемы прогнозирования развития сельского хозяйства в условиях санкций // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. – 2016. №2 (44). – С.48-51.
  9. Киреенко А.П., Батурина О.В., Головань С.А. Использование налоговых льгот в регулировании состояния окружающей среды: зарубежный опыт и перспективы в России // Известия ИГЭА. - 2014. №1 - С.25-34.
  10. Пономарева М. А. Совершенствование системы экологических платежей как элемента механизма регулирования воздействия на окружающую среду // Пространство экономики. - 2011. №1-2 - С.62-65.