Актуальность данной работы определена тем, что экономическая структура любого общества не может функционировать без нормально организованного потока денежных средств между государством и производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Анализ динамики и структуры налоговых доходов бюджета необходимо проводить с целью преодоления негативных последствий воздействия налогов на экономику страны. В связи с этим, тема работы является актуальной и отвечает потребностям сегодняшней практики.
Доходы федерального бюджета Российской Федерации в период 2012– 2014 годов формировались за счет налоговых и неналоговых поступлений. Налоговые поступления подразделяются на нефтегазовые и ненефтегазовые и включают в себя: налог на прибыль организации, налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, акцизы, таможенные пошлины[1, 97].
Налоговые доходы федерального бюджета в анализируемый период 2012-2014 гг. в основном формируется за счет следующих поступлений (таблица 1).
Таблица 1. Динамика налоговых доходов федерального бюджета 2012-2014 гг.
Показатель |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
|||
млрд. руб. |
% к ВВП |
млрд. руб. |
% к ВВП |
млрд. руб. |
% к ВВП |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Всего доходов |
10 627,8 |
28,0 |
11 687,6 |
27,1 |
12 645,5 |
27,0 |
Изменение, +/- Изменение, % |
- |
- |
1059,8 9% |
- |
957,9 7,5% |
- |
Налоговые доходы |
5410,6 |
18,5 |
6598,8 |
18,4 |
8085,5 |
18,0 |
Изменение, +/- Изменение, % |
- |
1188,2 18% |
- |
1487,6 18,4% |
- |
|
В том числе: |
||||||
А) Нефтегазовые доходы |
4 942,2 |
8,6 |
5 228,6 |
8,2 |
5 444,3 |
7,7 |
Изменение, +/- Изменение, % |
- |
- |
286,4 5,4% |
- |
215,7 3,9% |
- |
Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов, % |
46,5 |
- |
44,7 |
- |
43,1 |
- |
Изменение, % |
- |
- |
-4,0% |
- |
-3,7% |
- |
1. НДПИ (без ненефтегазовых доходов) |
1 804,4 |
3,1 |
1 962,4 |
3,1 |
2 076,9 |
2,9 |
Изменение, +/- Изменение, % |
- |
- |
158,0 8,0% |
- |
114,5 5,5% |
- |
2. Таможенные пошлины |
3 137,8 |
5,5 |
3 266,2 |
5,1 |
3 367,4 |
4,8 |
Изменение, +/- Изменение, % |
- |
- |
128,4 3,9% |
- |
101,2 3,0% |
- |
Б)Ненефтегазовые доходы |
5 685,6 |
9,9 |
6 459,0 |
10,2 |
7 201,2 |
10,3 |
Изменение, +/- Изменение, % |
- |
- |
773,4 11,9% |
- |
742,2 10,3% |
- |
Доля ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов, % |
53,5 |
- |
55,3 |
- |
56,9 |
- |
Изменение, % |
- |
- |
3,2% |
- |
2,8% |
- |
1. НДС |
3 447,6 |
6,0 |
3 901,6 |
6,2 |
4 445,1 |
6,3 |
Изменение, +/- Изменение, % |
- |
- |
454,0 11,6% |
- |
543,5 12,2% |
- |
2. Налог на прибыль организаций |
352,2 |
0,6 |
369,2 |
0,6 |
385,8 |
0,5 |
Изменение, +/- Изменение, % |
- |
- |
17,0 4,6% |
- |
16,6 4,3% |
- |
3. Акцизы |
396,2 |
0,7 |
567,3 |
0,9 |
718,1 |
1,0 |
Изменение, +/- Изменение, % |
- |
- |
171,2 30,2% |
- |
150,8 20,9% |
- |
4. НДПИ (без нефтегазовых доходов) |
19,6 |
0,01 |
26,7 |
0,01 |
31,2 |
0,01 |
Изменение, +/- Изменение, % |
- |
- |
7,1 26,6% |
- |
4,5 14,4% |
- |
5. Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) |
752,5 |
1,3 |
836,0 |
1,3 |
942,2 |
1,3 |
Изменение, +/- Изменение, % |
- |
- |
83,8 10,0% |
- |
106,2 11,3% |
- |
Таблица 1 показывает, что из всех видов поступлений денежных средств в федеральный бюджет РФ значимую долю составляют только 5 видов:
- налог на прибыль (0,5% к ВВП или 3,3% от дохода Федерального бюджета, всего);
- НДС (6,3% к ВВП или 3,65% от дохода Федерального бюджета, всего);
- таможенные пошлины (6,1% от ВВП или 39,4% от дохода Федерального бюджета, всего);
- налог на добычу полезных ископаемых (3,6% от ВВП или 19% от дохода Федерального бюджета, всего);
- акцизы (1% к ВВП или 3,65% дохода Федерального бюджета, всего).
Таким образом, платежи в федеральный бюджет Российской Федерации только по 5 перечисленным позициям составляют 18,65% к ВВП или 50,66% от доходов федерального бюджета. Сложившаяся ситуация отражает ряд противоречий налоговой политики: снижение доли нефтегазовых доходов федерального бюджета на 1,8% ВВП очевидно не компенсируется увеличением доходов федерального бюджета в 2012-2014 гг. в связи с изменением налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации на 0,57% ВВП.
Нельзя не отметить, что акцизы и НДС, рост которых наиболее заметен в структуре доходов проекта федерального бюджета, налоги, обладающие выраженным регрессивным характером[2, 49]. Налоговое бремя при взимании данных налогов с продукции, наиболее востребованной самыми широкими слоями населения (алкоголь, табачные изделия, легковые автомобили, бензин, дизельное топливо), оцениваемое как отношение суммы налога в цене приобретаемых товаров и услуг к общей сумме доходов физического лица, очевидно смещено в сторону низко-доходных категорий граждан. Аналогично на стоимости газо- и теплоснабжения населения отразится предполагаемая индексация ставок налога на газ. Таким образом, реструктуризация налоговой нагрузки сместится в сторону ужесточения ценового давления на низкодоходные слои населения и может привести к негативным социальным последствиям.
Решение социальных задач в рамках федерального бюджета предполагается преимущественно за счет наращивания бюджетных расходов и дифференциации целевых расходных статей. Финансирование дефицита бюджета осуществлялось, в значительной мере, за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности и составляющих: свыше 11% от общего объема доходов федерального бюджета в 2012 г., свыше 12% в 2013 г. и свыше 10% в 2014 г. Столь значительные объемы необеспеченных бюджетных расходов на социальные программы объективно привели к созданию серьезных препятствий для решения задач сокращения бюджетного дефицита.
Необходимо отметить, что в рамках реформирования налоговой системы не предполагается внесения изменений в методику начисления налога на прибыль, в то время как задача инновационного развития российской экономики заявлена в качестве приоритетной. Доля НП в рамках прогнозируемого периода остается практически неизменной, а корректировка методов начисления налога с целью стимулирования инновационной и инвестиционной предпринимательской активности не предусмотрена.
Следует обратить внимание и на то, что в составе данных 4 видов платежей в доход федерального бюджета значительная доля принадлежит таможенным платежам, что предъявляет повышенные требования к совершенствованию таможенно-тарифной политики.
Как видно из таблицы 1, налоговые поступления в Федеральный бюджет РФ в 2012 г. – 10627,8 млрд. рублей, что составило 18,5% ВВП, в том числе объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 4942,2 млрд. рублей; в 2013 г. – 11 687,6 млрд. рублей, что составило 18,4% ВВП, в том числе объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 5228,6 млрд. рублей; в 2014 г. – 12 645,5 млрд. рублей, что составило 18,0% ВВП, в том числе объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 5444,3 млрд. рублей.
В целом за 2012-2014 гг. налоговые доходы федерального бюджета возросли на 2017,7 млрд. руб., что составляет 15,9%. По отношению к ВВП доходы федерального бюджета сократились с 18,5% в 2012 году до 18,4% в 2013 году и 18,0% в 2014 году.
Ненефтегазовые доходы будут находятся примерно на одном и том же уровне по отношению к ВВП на протяжении всех трех лет: в 2012 году – 5685,6 млрд. рублей (9,9% к ВВП), в 2013 году – 6459,0 млрд. рублей (10,2% к ВВП), в 2014 году – 7201,2 (10,3% к ВВП)
Поступления налога на прибыль организаций в январе-феврале 2014 года составили 385,8 млрд. рублей, что на 16,6 млрд. руб. больше, чем в январе-феврале 2013 года и на 33,6 млрд. руб. больше, чем в 2012 году.
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, в январе-феврале 2014 года поступило 4445,1 млрд. рублей, что на 997,5 млрд. руб. больше, чем в январе-феврале 2012 года.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в январе-феврале 2014 года составили 718,1 млрд. рублей и выросли относительно января-февраля 2012 года в 1,8 раза, что связано с переходом с 01.01.2011 на уплату налога один раз в месяц (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом) вместо ранее действовавших 2 сроков (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом, и не позднее 15 числа второго месяца). Таким образом, в январе 2012 года платежи поступили по трем срокам (за ноябрь по сроку 15 января и за декабрь по срокам 25 января и 15 февраля).
Налог на добычу полезных ископаемых в январе-феврале 2012 года составил 1824 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 1804,4 млрд. рублей, газа горючего природного – 19,6 млрд. рублей, газового конденсата – 1,5 млрд. рублей.
По сравнению с январем-февралем 2012 года поступления НДПИ выросли в 1,5 раза и в 2013 году они составили 1989,1млрд. рублей, а в 2014 году - 2108,1 млрд. рублей.
Итак, на основе рассмотренных данных, можно сделать вывод о том, что в период с 2012 по 2014 гг. происходит увеличение налоговых поступлений в доходной части федерального бюджета РФ.
Для дальнейшего роста налоговых поступлений в федеральный бюджет нужно принять следующие меры:
- упорядочение и четкая организация расчетов по налогам, тщательное рассмотрение системы отсрочек и долгов по налогам, повышение уровня собираемости налоговых и таможенных платежей;
- ужесточение контроля за сбором акцизов на алкогольную продукцию;
- создание благоприятных условия для развития производства, предприятий малого и среднего бизнеса;
- повышение ясности законодательства и однозначность его применения налогоплательщиками;
- повышение четкости налогообложения, ужесточение мер по борьбе с уклонением от уплаты налогов.
Итак, в период с 2012 по 2014 гг. происходит увеличение доходной части федерального бюджета РФ с 10 627,8 млрд. руб. до 12 645,5 млрд. руб., что в абсолютном выражении составляет 2017,7 млрд. руб., а в относительном выражении – около 16%. Структура доходов федерального бюджета к 2014 году такова: 63,94% приходятся на налоговые поступления, 35,95% - неналоговые поступления, а остальные 0,11% - на безвозмездные поступления и доходы от предпринимательской деятельности. В структуре налоговых поступлений федерального бюджета большую долю занимают ненефтегазовые поступления: 53,5% в 2012 году, 55,3% в 2013 году, 56,9% в 2014 году. Увеличение доли данной категории на 3,4% свидетельствует об увеличении доли поступлений налога на добавленную стоимость и акцизов в 2014 году. Для увеличения налоговых поступлений в бюджет РФ следует стимулировать инновационную деятельность, создать дополнительные условия для активизации инновационной деятельности, совершенствовать налоговое администрирование, стимулировать рациональное использование природных ресурсов.