Общие вопросы технологизации системы высшего образования

№56-2,

педагогические науки

В центре внимания статьи – организационно-педагогические вопросы технологизации системы высшего образования, связанные с раскрытием исследовательских и прикладных возможностей современных педагогических и информационных технологий. Приведена и охарактеризована система педагогических технологий В.М. Монахова.

Похожие материалы

В рамках данной статьи будет поднят вопрос о необходимости изменения структуры компетенций преподавателя высшей школы для успешного овладения системой педагогических технологии. Технологический поход построен на основе интеграции новых педагогических знаний и постоянно меняющегося содержания обучения, позволяет конструировать базисные элементы содержания обучения, проектировать новые профессионально-значимые учебные курсы и другие педагогические объекты. Технологический подход включает в себя элементы технологизации, специального технологического знания. Развитие представлений преподавателей высшей школы о множестве педагогических технологий важно в контексте повышения эффективности обучения, управления развитием конкурентоспособности выпускника.

В центре внимания теории педагогических технологий – особенности природы обучения. Преподавателю высшей школы необходимы полноценные представления о природе обучения и природе технологий (как аналоговых технологий, так и цифровых технологий). В последние годы мы являемся свидетелями феномена поэтапного существенного усложнения взаимодействия преподавателя высшей школы и студента бакалавриата (магистратуры) по всем технологическим параметрам:

  • Целеполагание»;
  • Дозирование»;
  • Диагностика»;
  • Коррекция»;
  • Логическая структура».

Изменениям подвержены содержание обучения, методика обучения, технологии обучения. На уровне взаимодействия трех перечисленных выше основных параметров необходима качественная интеграция новых педагогических технологий в сложившуюся практику преподавательской деятельности.

Обзор новых тенденций в использовании педагогических технологий и развитии профессиональной компетентности преподавателя высшей школы представлен в публикациях [3, 10]. Среди проблем в области технологизации высшего образования выделим теоретические проблемы и проблемы практической реализации в учебном процессе (на уровне образовательной программы в целом, на уровне образовательной области, на уровне учебной дисциплины, на уровне учебного занятия и др.):

  • проблемы в области технологического целеполагания [4, 9];
  • проблемы отбора содержания обучения [5, 6];
  • проблемы выбора стратегии развития методической системы обучения [11];
  • проблемы выделения типовых задач учебного курса [8];
  • проблемы интеграции информационных и педагогических технологий [1];
  • проблемы выбора средств визуализации элементов содержания обучения [7];
  • проблемы применения информационных технологий [2, 12] и др.

Для оптимизации последующей работы необходимо создание своеобразного профессионального руководства, охватывающего различные образовательные области («Математика», «Информатика», «Экономика», «Менеджмент», «Финансы» и др.) с широким спектром исследований и полными практическими рекомендациями по применению новых педагогических технологий в практике подготовки бакалавров и магистров в высшей школе. Для преподавателей высшей школы не секрет, что обучение студента является сложной, многоаспектной деятельностью, требующей интеграцию многих видно специальных знаний.

Несмотря на усилия преподавателя в большинстве случаев содержание обучения воспринимается студентами в виде недостаточно структурированного объекта, имеющего сложные черты, границы. Элементы этого объекта интерпретируются через различные ситуации, проблемы, случаи и контексты. Преподаватели высшей школы вынуждены рассматривать достаточно сложные, динамические контексты содержания обучения. Это требует постоянной концентрации внимания со стороны студентов и развитого понимания содержания обучения. Другими словами можно утверждать, что эффективность обучения зависит от доступа к богатым содержательным интерпретациям содержания, гибкости этих интерпретаций, уровню интеграции знаний из различных областей. Это требует от преподавателя высшей школы не только профессионального знания материала учебной темы, но и учет студенческих знаний и интересов, приоритетов профессионального развития, а также все в большей и большей степени технологии. Необходимы пересмотр и обновление инструментальных средств, используемых преподавателями высшей школы, т.к. классические средства зачастую теряют свою эффективность, не могут гарантировать качество конечного результата, для поддержания своей эффективности требуют привлечения все новых и новых ресурсов.

Сложность практической реализации технологического подхода к обучению заключается в необходимости изменения методического мышления преподавателя высшей школы. Как показывает многолетний опыт внедрения педагогических технологий В.М. Монахова [13] наибольшие затруднения возникают на первых этапах работы по созданию технологического проекта учебного процесса. Система педагогических технологий, детально разработанная В.М. Монаховым, представлена на рис. 1.

Система педагогических технологий В.М. Монахова
Рисунок 1. Система педагогических технологий В.М. Монахова

Большинство традиционных педагогических технологий обладают четко выраженной спецификой (например, карандаш для выполнения чертежа; микроскоп для изучения объекта и др.). Они характеризуются стабильностью (не менялись с течением времени) и прозрачностью своих функций (традиционно понятно как использовать). Очевидно, что эти технологии обучения достигают некой прозрачности восприятия, они становятся широко распространенными и даже считаются новыми технологиями (электронный микроскоп и т.д.). В отличие от традиционных технологий, цифровые технологии (средства информатизации, средства связи, программное обеспечение и др.) являются разносторонними. Существует возможность из применения различными способами (например, на одном планшете можно и построить график функции и наблюдать за микромиром). Они относительно нестабильны, быстро меняются и достаточно непрозрачны (механизм их работы скрыт от пользователей).

Анализ литературы по педагогическим технологиям [14, 15, 16] в высшей школе позволяет выделить систему требований, представленную на рис. 2.

Система требования к педагогическим технологиям
Рисунок 2. Система требования к педагогическим технологиям

Таким образом, новые цифровые технологии, которые являются разносторонними, нестабильными и непрозрачными могут создать новые, ранее не известные проблемы преподавателям высшей школы, особенно с недостаточным уровнем информационной культуры. Важным является понимание того, что технологии не нейтральны и не беспристрастны. Можно утверждать, что у конкретной технологии имеются собственные особенности, потенциал, границы применения и ограничения, которые делают их более подходящими для решения конкретных педагогических задач. Например, использование электронной почты предоставляет преподавателю высшей школы и студенту возможность асинхронной коммуникации и легкого обмена информацией. Однако электронная почта не предоставляет синхронную коммуникацию (в отличие от телефонного звонка, непосредственного разговора, или чата - мгновенного обмена сообщениями).

Список литературы

  1. Власов Д. А. Интеграция информационных и педагогических технологий в системе прикладной математической подготовки будущего специалиста // Сибирский педагогический журнал. — 2009. — № 2. — С. 109-117.
  2. Власов Д. А. Информационные технологии в системе математической подготовки бакалавров: опыт МГГУ им. М. А. Шолохова // Информатика и образование. — 2012. — № 3. — С. 93-94.
  3. Власов Д. А. Компетентностный подход к проектированию педагогических объектов // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. — 2008. — № 6-2. — С. 124-127.
  4. Власов Д. А. Особенности целеполагания при проектировании системы обучения прикладной математике // Философия образования. — 2008.— № 4. — С. 278-283.
  5. Власов Д. А. Проблемы проектирования содержания прикладной математической подготовки будущего специалиста // Российский научный журнал. — 2009. — № 12. — С. 9-16.
  6. Власов Д. А. Проектирование содержания математической подготовки бакалавра политологии на основе концепции фундирования // Ярославский педагогический вестник. — 2014. —Т. 2 — № 3. — С. 86-89.
  7. Власов Д. А. Технология визуализации проблем и ситуаций финансовой сферы // Педагогика высшей школы. — 2016. — №2 (5). — С. 35-38.
  8. Власов Д. А. Типовые задачи образовательной области «Финансовая математика» для учащихся школ // Школьная педагогика. — 2016. — № 4 (7). — С. 23-26.
  9. Власов Д. А. Целеполагание в системе математической подготовки бакалавра // Социосфера. — 2014. — № 2. — С. 165-169.
  10. Власов Д. А., Леньшин А. И. Методы обучения как компонент методической системы прикладной математической подготовки в системе среднего и высшего образования // Сибирский педагогический журнал. — 2009. — № 11. — С. 71-78.
  11. Власов Д. А., Синчуков А. В. Стратегия развития методической системы математической подготовки бакалавров // Наука и школа. — 2012.— № 5. — С. 61-65.
  12. Качалова Г. А., Власов Д. А. Технологии Wolframalpha при изучении элементов прикладной математики студентами бакалавриата // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 683-691.
  13. Монахов В. М. Введение в теорию педагогических технологий. — Волгоград, 2006. — 318 с.
  14. Монахов В. М., Ярыгин А. Н., Коростелев А. А. Педагогические объекты. Педагогическое проектирование. Know how технологии. —Тольятти, 2004. — 36 с.
  15. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  16. Смирнов Е. И. Технология наглядно-модельного обучения математике. — Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1998. — 335 с.