Одной из последних тенденций современной правовой науки является изучение проблемы разрешения земельных споров в Российской Федерации. Современная наука и действующее законодательство открыто рассматривают воп росы разрешения земельных споров, признавая земельные споры неотъемлемым элементом земельных отношений. Так, Земельный кодекс РФ установил, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Для сравнения напомним, что ЗК РФ 1991 г. (ст. 120, 122) предусматривал рассмотрение земельных споров в судах и арбитражных судах в качестве второй инстанции. По общему правилу, до введения в действие Земельного кодекса РФ земельные споры рассматривались в административном порядке (т.е. путем обращения с заявлением или жалобой в орган или к должностному лицу, являющимися вышестоящими по отношению к субъекту, нарушившему право). Обращение за разрешением спора в суд в этих условиях было возможно лишь после принятия решения по делу местной администрацией или её уполномоченным органом. Действующее законодательство содержит гарантии защиты любых оспоренных или нарушенных прав собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков и предусматривает механизмы их реализации. При этом судебная защита в современных условиях является наиболее приемлемой и эффективной формой защиты нарушенных или оспоренных прав, так как судебные органы отличаются самостоятельностью и независимостью по отношению к законодательной и исполнительной власти. Суды общей юрисдикции, арбитражные и третейские суды наделяются особыми полномочиями по разрешению земельных споров и осуществляют деятельность, направленную на определение, восстановления и защиту прав землеобладателей. Земельные споры возникают, когда действия участников земельных отношений, в т.ч. государственных органов, либо их необоснованное бездействие (уклонение от исполнения обязанностей) нарушают чьи-то права интересы.
Содержание земельных правоотношений определено в ст. 3 Земельного кодекса РФ. Понятие «Разрешение земельных споров» можно определить как деятельность судов общей юрисдикции, арбитражных и третейских судов, урегулированную нормами земельного, гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права, направленную на устранение разногласий между спорящими субъектами, препятствующих реализации субъективных земельных прав и интересов, а также на определение, восстановление нарушенных прав либо уяснение прав и обязанностей сторонами спора.
Земельные споры рассматриваются судами в соответствии с правилами о подведомственности и подсудности споров, установленными процессуальным законодательством РФ. До принятия дела к судебному производству судом общей юрисдикции спор может быть рассмотрен третейским судом.
Согласно ч. 1 с т. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее суд) [2]. Таким образом, в ГК РФ под судом подразу мевается в том числе и третейский суд, а следовательно, под судебным решением, являющимся основанием возникновения гражданских прав и обязанностей, – решение третейского суда. Согласно ст. 17 ФЗ. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. одним из оснований для государственной регистрации прав являются судебные решения, вступившие в законную силу. В соответствии с ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» после исследования обстоятельств дела третейский суд большинством голосов третейских судей, входящих в состав третейского суда, принимает решение. Вместе с тем ст. 40 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» предусмотрена возможность оспаривания сторонами решений третейских судов. Если же решение третейского суда сторонами не оспаривается, то они принимают на себя обязанность добровольно исполнить решение, что позволяет им осуществить в том числе и регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним путем предъявления названного решения в органы, осуществляющие такую регистрацию. Решение третейского суда является основанием для регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Однако, если в результате такой регистрации будут нарушены права иных лиц, то они не лишены возможности оспорить решение третейского суда. Процесс рассмотрения дела третейским судом исключает возможность его производства в тот же период органами правосудия, т.е. арбитражного суда или суда общей юрисдикции. Если решение третейского суда не исполнено обязанным лицом добровольно, в указанный срок, то заинтересованная сторона может обратиться в суд или арбитражный суд (по подведомственности) с просьбой выдать ей исполнительный лист. Земельные споры рассматриваются также судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Общегражданские суды рассматривают, как правило, споры с участием граждан, а арбитражные – споры организаций, предприятий, учреждений и граждан, выступающих в роли предпринимателей (в т.ч. споры КФХ).
Земельный спор возникает в случае, если стороны имеют разногласия по вопросу установления границ земельного участка. Такие споры возникают зачастую на стадии согласования границ земельного участка. Отдельную категорию составляют споры по вопросам использования участка, находящегося в общей собственности, по вопросам использования соседних земельных участков, если такое использование мешает собственнику эксплуатировать свой участок. Также очень часто споры возникают в случае, когда собственнику здания (помещения в здании) необходим проход через земельный участок, принадлежащий другому лицу. Нередко граждане защищают свои права, вступая в спор с органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Очень актуальными сейчас являются споры, связанные с изъятием у граждан земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением взамен неравнозначных участков. Эти споры рассматриваются арбитражным судом и в большинстве случаев разрешаются в пользу граждан.
В заключение можно сделать вывод, что земельные споры занимают немалое место среди иных судебных разбирательств, что говорит о росте значения земли и ее ресурсов в стране. Но разрешение земельных споров является весьма затруднительным процессом. Это связано, прежде всего, с несовершенством законодательства, нехваткой судебной практики по данным видам споров.