Некоторые особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения

№54-2,

юридические науки

Рассмотрен вопрос правового регулирования оборота земель сельхозназначения. Установлены особенности оборота земель данной категории.

Похожие материалы

Государственное богатство определяется инфраструктурой и эффективностью использования земельных ресурсов земли. Практика многих веков свидетельствует о том, что главным источником жизнеспособности и роста государства являются принадлежащие ему Земля, как особый вид имущества, правовое положение которого требует специального правового регулирования.

В ст. 9 Конституции Российской Федерации установлено: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» [1]. Такой юридической квалификации не дается в российском законодательстве никакому другому виду имущества. Земля и другие виды природных ресурсов являются, следовательно, особыми объектами права, правового регулирования.
В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса [2] землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей.

Большая значимость общественных земель сельскохозяйственного назначения обусловлена особенностью правового регулирования вопроса, который связан с гражданским оборотом данной категории земли, выразившейся в обособлении этих вопросов в рамках законодательного акта- Федерального закона от 3 июля 2016 г. №336 – ФЗ (Об обороте земель сельскохозяйственного назначения).

Проблеме охраны земель сельхозназначения посвящены: Федеральный закон 104-ФЗ от 5апреля2016 г. «О мелиорации земель» (далее - Закон о мелиорации земель) и Федеральный закон от 5апреля2016 г. № 101- ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон о плодородии земель).

Поскольку земли сельскохозяйственного назначения являются отдельной категорией земель, то для них установлен особый правовой режим. Его целью является повышение плодородия и охрана почв, а также недопущение выведения их из сельскохозяйственного оборота. Поскольку перечень земель в п. 4 и п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ является исчерпывающим, то можно сделать вывод о том, что земли сельскохозяйственного назначения являются оборотоспособными.

Федеральным Законом от 03 июля 2016 г. №336-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлены следующие особенности оборота земель данной категории:

  1. Преимущественное право покупки земель сельскохозяйственного назначения. Данное право принадлежит субъекту РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, органу местного самоуправления. В связи с этим продавец обязан известить в письменной форме субъекта РФ и муниципальное образование о намерении продать земельный участок с указанием цены и других существенных условий договора купли-продажи. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более 90 дней. Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения предусмотрено, что нарушение преимущественного права влечет ничтожность сделки [4].
  2. Ограничение предельных размеров земельных участков, находящихся в собственности одного лица. Статья 4 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» ограничивает минимальные и максимальные размеры земельных участков, которые могут быть в собственности одного лица.
  3. Права иностранцев на землю. Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также российские юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст. 2 п. 2 и ст. 3 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
  4. Сохранение целевого назначения земельного участка. В соответствии с п.1 ст.6 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землевладельцы, арендаторы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы.
  5. Аренда земельных участков данной категории. Пунктом 2 ст. 10 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что такие земли сдаются по правилам ст. 34 Земельного кодекса РФ (т. е. без торгов) - если поступило только одно заявление. Если же поступило два и более заявления, то участки предоставляются в аренду по итогам торгов (далее действуют правила ст. 38 Земельного кодекса РФ).
  6. Обязанность осуществлять мероприятия по охране земель. В отношениях аренды земельных участков, прежде всего имеющих сельскохозяйственное назначение [8], данная обязанность перерастает из публично-правовой в частноправовую[9].
  7. Сделки с земельными долями в праве общей собственности. Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения (ст.12-18) установлено, что сделки с земельными долями осуществляются в соответствии с правилами Гражданского кодекса РФ, но с учетом особенностей, определенных в указанном Законе.

В соответствии с Федеральным законом внесены изменения в законодательные акты Российской Федерации, направленные на уточнение и упрощение процедуры формирования земельных участков в счет земельных долей, порядка выдела земельных участков, совершенствование оборота земельных долей и земельных участков, обеспечивающих целевое использование земель сельскохозяйственного назначения.

Так, Федеральным законом предусмотрено:

  • усовершенствование порядка проведения общего собрания участников долевой собственности;
  • уточнение и утверждение общих правил порядка обращения невостребованных земельных долей;
  • санкции за ненадлежащее использование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
  • уточнение особенностей кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Список литературы

  1. Конституция РФ 1993г.
  2. Федеральный Закона от 3 июля 2016 г. №336 – ФЗ (Об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
  3. Федеральный Закон РФ104- ФЗ от 5апреля2016 г. «О мелиорации земель».
  4. Федеральный Закон РФ от 5апреля2016 г. № 101- ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»
  5. Российская газета. 1993. № 237.
  6. СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
  7. Волков Г. А., Голиченков А. К., Козырь О. М. Постатейный научно-практический комментарий Земельного кодекса. Подготовлен для Системы Консультант Плюс. 2002.
  8. Захарьин В. Р , Попов Н. А. Комментарий к федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». С. 23..
  9. Дейнингер К. Земельная политика в целях развития и сокращения бедности: научный доклад о политике Всемирного банка. М. 2005. С. 24.
  10. Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве. 2010. № 3.
  11. Правовые проблемы рационального использования и охраны сельскохозяйственных земель (материалы «круглого стола»). // Государство и право. 1998. № 4. С. 53. МАСЛОВ Ю. М., МОРГУНОВА Т. Ю., ГУЧУНОВА Д. С.