Возможности адаптации зарубежного опыта кредитной поддержки сельхозтоваропроизводителей в России

№57-2,

экономические науки

В статье рассмотрены возможности внедрения зарубежного опыта кредитной поддержки сельхозтоваропроизводителей в России

Похожие материалы

Государственная финансовая поддержка сельского хозяйства - это экономический механизм регулирования доходов сельхозтоваропроизводителей, структуры сельскохозяйственного производства, аграрного рынка, межотраслевых и межхозяйственных отношений [6].

Проблемы современного сельскохозяйственного кредитования в России заключаются в том, что целостная кредитно-финансовая система обслуживания товаропроизводителей в стране до сих пор не создана, о чем свидетельствует хотя бы следующий факт: основной вклад в кредитование аграрного производства вносят банки с государственным участием — Россельхозбанк и Сбербанк России.

Не секрет, на сегодня финансовое состояние заемщиков в сфере АПК оставляет желать лучшего. Предприятия АПК сталкиваются с рядом проблем. Все потери, вызванные кризисом, можно суммировать одним выражением: нехватка финансов. Основными проблемами являются: снижение цен на подавляющее большинство видов сельхозпродукции; возникающие из-за отсутствия надлежащей денежной выручки трудности с возвратом кредитов, которые многие предприятия взяли после высоких цен на зерно и другие их товары для покупки техники, постройки животноводческих помещений и т. п. в надежде расплатиться при продолжении благоприятной рыночной конъюнктуры; высвобождение работников и вероятность развития безработицы вследствие падения масштабов производства; несвоевременность расчетов различных заготовительных организаций с сельхозтоваропроизводителями, что уменьшает и без того слабый поток финансовых средств на предприятия [3].

Наряду с этим снижаются возможности использования сельхозтоваропроизводителями кредитных ресурсов и механизма субсидирования из-за ухудшения кредитной истории предприятий, что ведет к потере возможностей частичного возмещения затрат и снижению уровня финансирования инвестиционных проектов.

Тем не менее даже в таких условиях проблемы приобретения и возврата кредитных ресурсов решаются каждым сельхозтоваропроизводителем индивидуально при взаимодействии с соответствующими банками РФ, которые предлагают определенный спектр банковских услуг. Главным источником финансового обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей являются банки. Например, Россельхозбанк предлагает следующие действующие кредитные продукты:

  • кредиты под залог приобретаемой техники и/или оборудования;
  • кредиты в форме овердрафта по банковскому счету Клиента;
  • вексельное кредитование;
  • кредит на приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных;
  • кредит на приобретение земельных участков сельскохозяйственного назначения под их залог;
  • кредит под залог приобретаемого имущества для сельскохозяйственных кооперативных рынков;
  • кредитование рыбоводных хозяйств;
  • кредитование крестьянских (фермерских) хозяйств и иных субъектов малого и среднего предпринимательства в АПК [2].

Крестьянским (фермерским) хозяйствам в 2015 году Россельхозбанком было предоставлено 3,2 тыс. кредитов объемом 11,1 млрд. рублей. В 2015 году выдано розничных кредитов на сумму 121,1 млрд. рублей, 91% из которых составляют ипотечные и потребительские кредиты. Объем выданных ипотечных кредитов достиг 37,7 млрд. рублей. Розничный кредитный портфель составил 292,5 млрд. рублей, увеличившись с начала года на 5,7%, или на 15,8 млрд. рублей [8].

Основные направления кредитной поддержки РСХБ российского АПК обусловлены его активным участием в реализации Госпрограммы АПК. За 2015 год выдано 455,6 тыс. кредитов в рамках реализации мероприятий Госпрограммы АПК, включая кредиты предприятиям и организациям АПК, К(Ф)Х, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, и т.д., на общую сумму 637,6 млрд рублей (на 40,4% больше, чем в 2014 году). На долю краткосрочных кредитов пришлось 72,7% всего объема выдачи.

Доля кредитов гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, составила 5,3%, К(Ф)Х – 4,1%. В структуре вложений в АПК на кредиты предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности приходится 16,9%, предприятиям, обслуживающим АПК, – 0,4%Одним из основных направлений кредитования является финансирование сезонных работ. На эти цели в 2015 году банком выдано 189,9 млрд. рублей – это на 28,5% больше, чем в 2014 году. Важным направлением деятельности в рамках реализации Госпрограммы АПК является финансирование инвестиционных проектов, предусматривающих строительство, реконструкцию и модернизацию объектов АПК (животноводческие комплексы, теплицы, овощехранилища и т.д.). В 2015 году по данному направлению было выдано 43,8 млрд. рублей кредитов, т.е. на 31,5% больше по сравнению с 2014 годом [5].

По состоянию на 13 сентября 2016 года Россельхозбанк уже направил на проведение посевной и уборочной компаний 166 млрд рублей. Прирост к аналогичному периоду 2015 году составил более 42%. Работа Банка по данному направлению способствовала созданию необходимых условий для получения рекордного урожая зерновых по итогам года.

Приоритетом в работе Банка выступает безусловное выполнение всех обязательств в рамках соглашения с АСВ по наращиванию поддержки приоритетных отраслей российской экономики. В 2016 году Банк в 1,7 раза увеличил кредитование АПК.

Кредитование сельского хозяйства в большинстве стран Западной Европы и США характеризуется широким задействованием кооперативных банков. Их доля в сельскохозяйственном кредитовании в США составляет больше 25%, в Германии — почти половину, а во Франции — 75%.

В настоящее время Германия является образцом классического типа сельскохозяйственного кредитования, характеризующегося функционированием на кредитном рынке коммерческих банков и специализированных учреждений. При этом основная масса кредитов предоставляется фермерским хозяйствам и сельхозпредприятиям кооперативными банками (44,1%) [8].

Большинство экономически развитых государств проводит стимулирующую аграрную политику, содержанием которой является предоставление различного рода дотаций, субсидий и льгот сельхозтоваропроизводителям. Её основными инструментами являются компенсационные платежи, платежи при ущербе от стихийных бедствий, ценовое регулирование рынка сельскохозяйственных товаров, таможенно-тарифная политика, выделение средств на развитие инфраструктуры сельского хозяйства, агролизинг и другие [4].

Система государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей в странах ЕС объединяет следующие направления:

  1. кредитные программы, предусматривающие государственные займы через кредитные организации, договоры с коммерческими банками о снижении ссудного процента;
  2. программы реализации, направленные на увеличение объёма продаж того или иного вида сельскохозяйственной продукции;
  3. программы международной торговли, направленные, с одной стороны, на снятие торговых барьеров и регулирование экспортно-импортных поставок, с другой стороны - на защиту отечественных производителей путём таможенно-тарифного регулирования экспортно-импортных операций;
  4. программы регулирования объёмов сельскохозяйственного производства с целью сбалансирования спроса и предложения товаров, например, программы вывода земель из оборота путём консервации, сокращения посевных площадей ряда культур [1].

Наиболее эффективной системой государственной поддержки аграрного сектора является система США, где, по данным Министерства сельского хозяйства, в 2005 г. одна треть всех сельскохозяйственных предприятий получила бюджетные выплаты в той или иной форме. В США государственная поддержка аграрного сектора направлена на реализацию следующих направлений и целей: обеспечение высокой эффективности производства; развитие сельских территорий; продовольственная поддержка наименее обеспеченных семей; обеспечение продовольственной безопасности путём всесторонней проверки качества продуктов питания; охрана окружающей среды; разработка и реализация программ в области маркетинга и регулирования; развитие науки и образования путём проведения исследований в области АПК [7].

Основными формами поддержки доходов сельхозпроизводителей в США являются программы прямых платежей производителям, антициклических платежей, займы рыночной помощи, займы недостающих платежей, ценовой поддержки молочного сектора, консервации земель, а также льготного страхования в сельском хозяйстве. Программами страхования, которых насчитывается свыше 20, охвачено более 60% посевных площадей [3].

В российской практике могут быть использованы следующие рычаги и инструменты регулирования и поддержки сельскохозяйственной отрасли, применяемые в экономически развитых странах:

  1. ценовая политика, гарантирующая доходы производителей;
  2. компенсация части издержек по приобретению удобрений, кормов, субсидирование процентов по полученным кредитам, выплат по страхованию имущества, агролизинг;
  3. бюджетное финансирование программ развития рынка, а также всех транспортных перевозок продовольственных товаров, и товаров, обеспечивающих сельскохозяйственное производство;
  4. бюджетное финансирование развития инфраструктуры АПК, в том числе строительных работ, ирригационных проектов;
  5. финансирование региональных программ развития аграрного производства;
  6. инструменты косвенной финансовой политики (налогообложение, экспортные и импортные таможенные тарифы и квоты) [6].

Таким образом, аграрная политика большинства стран решает задачи гарантированной максимальной обеспеченности государства продовольствием и продуктами питания; поддержки стабильности в сельском хозяйстве; достижения минимального уровня доходности отрасли, ограничения избыточного производства; защиты внутреннего рынка; гарантии конкурентоспособности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Список литературы

  1. Аскаров, А.А. Оптимизация производственной программы при неистощительном землепользовании [Текст] / А.А. Аскаров, А.А. Аскарова // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2014. № 1 (29). С. 106-109.
  2. Аскаров, А.А. Совершенствование моделей оптимизации производственной структуры агроформирований [Текст] / А.А. Аскаров, А.А. Аскарова // Математические методы, модели и информационные технологии в АПК. Труды XV Межд. научно-практ. конф. Независимого научного аграрно-экономического общества России. Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева. 2011. С. 174-177.
  3. Аскаров А.А. Оценка доли факторов в стоимости произведенной продукции [Текст] / А.А. Аскаров, А.А. Аскарова //Региональные проблемы социально-экономического развития АПК. – Барнаул, 2003. - С. 23 -27.
  4. Аскаров, А.А. Устойчивое развитие сельского хозяйства: теория и практика [Текст] / А.А. Аскаров, А.А. Аскарова Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2012. – 113 с.
  5. Зарипова, Г.М. Инновационное развитие АПК России в современных условиях [Текст] /Г.М..Зарипова// В мире научных открытий: материалы II Международной научно-практической конференции (9 января 2012 года)- Москва , - С.287.
  6. Зарипова, Г.М. Кредитование малого бизнеса в современных коммерческих банках России [Текст] / Г.М..Зарипова // Наука,образование и инновации: материалы Международной научно-практической конферен-ци..Челябинск,2016. – Ч 1- С.115-117.
  7. Лаврентьев, Л. А. Совершенствование системы кредитования сельхозтоваропроизводителей [Текст] / Л. А. Лаврентье // Банковское дело. - 2014. - № 12. - С. 55-59.
  8. АО «Россельхозбанк» [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.rshb.ru/ – 02.11.2016 г.