Идеализм платона как основа его представлений о государстве

№125-1,

философские науки

В представленной статье рассматриваются политические взгляды Платона, основанные на его учении об идеях. Характеризуется сущность объективно-идеалистических взглядов философа, их влияние на формирование представлений о социальной структуре общества, оптимальных формах государственного правления.

Похожие материалы

Процесс интеллектуального развития человечества, во многом, определила Древняя Греция в лице своих мыслителей: философов, астрономов, математиков, географов, медиков и других. Одновременно, Античная Греция стала колыбелью развития высокой материальной и духовной культуры. Ее архитектура и литература до сегодняшнего дня являются объектом изучения истории, археологии и филологии, политические традиции, заложенные в древней Греции, легли в основу существующего многообразия политических идей.

Греческая философия легла в основу научного знания, сформировала базовые принципы современной западной философии.

Одним из величайших мыслителей Древней Греции является Платон. В представленной нами исследовании, предпринимается попытка рассмотрения объективно-идеалистических идей Платона в их взаимосвязи с его представлениями о государстве; выявления роли, которую сыграли взгляды философа в формировании современных представлений об обществе и государстве.

Платон одним из первых сформулировал мысль о том, что философы делятся на два типа: «Одни все совлекают с неба и из области невидимого на землю, как бы обнимая руками дубы и скалы. Ухватившись за все подобное, они утверждают, будто существует только то, что допускает прикосновение и осязание, и признают тела и бытие за одно и то же, всех же тех, кто говорит, будто существует нечто бестелесное, они обливают презрением, более ничего не желая слышать. [1]. Платон полагал, что «то, что существует по природе, и сама природа… возникло позднее из искусства и разума и им подвластно и что «первоначало есть душа, а не огонь и не воздух, ибо душа первична, если что и существует от природы, так это душевная сторона, физическая же вторично по отношению к душевной» [2].

Неестественному и придуманному духовному миру Платон противопоставляет «подлинное бытие». По его мнению — это некая бесцветная, бесформенная, неосязаемая сущность. Подлинное бытие — это сочетание бесконечности и неизменности. Оно всегда существует и никогда не исчезает [3].

Идеи Платона — это бесконечное многообразие духовных органических элементов. Как бытие, идея безжизненна, вечна и неизменна.

Идеализм Платона состоит в его этичности. Он противопоставляет не только конкретное — общему, но и благое — злому. Мир вещей — это второй промежуточный, вид сущего. О мире вещей Платон говорит так: «Соименный и подобный ему второй вид есть вид чувство постигаемый, рожденный, всегда подвижный, являющийся в каком-либо месте и опять оттуда исчезающий» [2]. Мир вещей является миром возникновения, убывания, постоянного генезиса и постоянной гибели, это то, что всегда происходит, но никогда не существует. В природе все изменчиво, переходящее, непрочно, смертно, несовершенно. Там все возникает на время, а погибает навечно.

Каким образом объективно-идеалистические идеи Платона оказали влияние на формирование его представлений о государстве?

Если рассматривать представления Платона о государственном устройстве, то можно сказать, что он предполагал возможность существования наилучших государств в мире идей, а их реальное воплощение — в мире вещей.

Одной из главных идей Платона по поводу вопроса организации политического управления была высокая роль справедливости в жизни государства. Справедливость, полагал Платон, — это основа идеального государства. Древнегреческий философ считал важным то, что каждый гражданин должен заниматься деятельностью, соответствующей его умениям. Через справедливое отношение к гражданам проявлялось воплощение идеи в реальность. Ведь государство будет тогда идеальным, когда его политика соответствует интересам населения страны.

Также, так как и в современной реальности существует практика деления людей на социальные страты, Платон предлагает выделять в обществе ряд сословных образований. К ним он относит: правителей (философов-мыслителей); стражей (воинов); производителей (ремесленников). Перечисленные сословия Платон отожествляет с тремя проявлениями эмоций человека: разумом, яростью и вожделением.

Стремясь реализовать свои представления о структуре общества, Платон предлагал активно внушать людям легенду о том, что Бог перемешал в душах людей стихии, перевес которых формирует социальный статус человека: золото — это правители; серебро — это стражи; медь и железо — это ремесленники.

Решающим фактором в создании идеального государства для Платона является тождественность частных интересов граждан общественным. В его представлениях гражданское общество и государство должно развиваться как единый организм.

Целью своего государства Платон считал создание благоприятных условий жизни для наибольшего количества граждан.

Самым правильным и верным, по его мнению, формой правления он считал монархию и аристократию. Аристократия, по словам Платона, — это власть лучших представителей народа. Лучший правитель тот, кто не стремиться к власти, то есть монарх, а люди одержимые деньгами, богатством и казнокрадством, не отличающиеся стремлением к обладанию власти.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что политические идеи Платона носили достаточно демократичный характер и были связаны с его Идеальными представлениями об этичности и справедливости. Эти представления нашли свое отражение в современных демократических государствах: США, Англии, Франции, Италии и других. Тот факт, что идеи древнегреческого философа пользуются широкой популярностью в современном мире, подтверждает ценность его взглядов об устройстве государства, актуализируя необходимость дальнейшего осмысления творчества великих древних философов.

Список литературы

  1. Древние учения о бытии и небытии: для одних есть только то, что телесно, для других — только умопостижение [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://iphlib.ru/library/collection/antology/document/HASHa1961fcb6c7e06863c6857 (дата обращения: 22.04.2021)
  2. Идеализм Платона. Учение об идеях. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://bstudy.net/842509/filosofiya/idealizm_platona_uchenie_ideyah (дата обращения: 22.04.2021)
  3. Смирнов, С.В. Концепция знания в интерпретации Платона / С.В. Смирнов. — NovaUm.Ru (Электронный журнал.) — 2017 г. — №7. URL: http://novaum.ru/public/p240.