Рабочая программа дисциплины «Археология»

№57-2,

педагогические науки

В статье показаны особенности изучения аспирантами курса археологии. Излагается краткое содержание и структура курса археологии. Программа составлена с использованием новейшей литературы.

Похожие материалы

Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины

Цели и задачи изучения дисциплины

Цель изучения дисциплины – формирование у аспирантов углубленных профессиональных знаний о возможностях данных археологии по реконструкции этногенеза финно-угорских народов с древнейших времен до периода появления достоверных сведений о них в письменных источниках.

Задачи дисциплины:

  • сформировать у аспирантов представление древних финно-угорских народах, как об одном из основных компонентов формирования современных народов Российской Федерации;
  • сформировать у аспирантов представление об основных научных проблемах и дискуссионных вопросах в изучении истории волжских финнов;
  • подготовить аспирантов к применению полученных знаний при осуществлении конкретного историческо-археологического исследования.

Место дисциплины в структуре ООП аспиранта

Дисциплина «Археология» относится к дисциплинам по выбору вариативной части учебного плана ООП по направлению подготовки 07.00.00. – Исторические науки, профилю – 07.00.06 – Археология.

  • Научно-исследовательская работа аспиранта осуществляется в каждом семестре всего периода обучения.

Связь с предшествующими и последующими дисциплинами

Курс предполагает наличие у аспирантов знаний по археологии от древнейших времен до ХVIII века, историографии и источниковедения в объеме программы высшего профессионального образования, по истории и философии науки. Знания и навыки, полученные аспирантами при изучении данного курса, готовят его к научно-исследовательской работе, подготовке и написанию диссертации по специальности 07.00.06 – Археология.2. Компетенции аспиранта, формируемые в результате освоения программы «Археология»

Процесс освоения программы направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению подготовки:

Таблица 1. Компетенции, реализуемые в результате освоения дисциплины.

Коды компетенции

Наименование компетенции

Структурные элементы компетенции (в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать, уметь, владеть)

ПК-1

Способность анализировать результаты археологических исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере отечественной археологии, самостоятельно осуществлять научное исследование

Знать: современные методы работы с археологическими объектами.

Уметь: определить набор исследовательских методов и приемов (включая информационно-коммуникационные технологии), адекватных рассматриваемой исследовательской задаче

Владеть: навыками использования информационно-коммуникационных технологий в историческом исследовании

ПК-2

Готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов исторического исследования, к анализу результатов процесса их использования

Знать: основные способы и методы источниковедческого исследования исторических, археологических и этнографических источников разных видов

Уметь: применять общенаучные и специальные методы исследования для интерпретации информации, полученной в результате источниковедческого исследования

Владеть: приемами отбора и анализа репрезентативных исторических источников для организации и проведения специального исследования

ПК-3

Способность анализировать концепции исторического знания, специфику интерпретации прошлого в отечественной и зарубежной историографии

Знать: основные отечественные и зарубежные концепции интерпретации археологических памятников волжских финнов

Уметь: анализировать концепции исторического знания, основанные на археологических данных

Владеть: основными методами анализа археологических материалов

ПК-4

Готовность применять методы комплексного анализа археологических источников для объяснения исторических фактов

Знать: методы комплексного анализа археологических источников

Уметь: применять методы комплексного анализа археологических памятников волжских финнов для объяснения специфики их исторического развития

Владеть: основными методами комплексного анализа археологических источников

Структура и содержание дисциплины

Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины 3 зачетные единицы, 108 часов, в т.ч. 36 часов подготовки к экзамену.

Таблица 2. Структура трудоемкости дисциплины для аспирантов очного обучения.

Наименование разделов и тем дисциплины (модуля)

Семестр

Недели семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (неделя)

Аудиторная работа

Самостоятельная Работа

Всего

Лекция

Семинары

Всего

Подготовка к семинару

Подготовка к экзамену

Оценка работы на семинаре

Тема 1. Введение. Историография российской археологии.

1-2

4

2

2

4

4

4

2

Тема 2. Методы археологических исследований. Процедура исследования.

5

3-6

8

4

4

16

8

8

7

Тема 3. Методика обработки археологических артефактов.

5

7-10

8

4

4

16

8

8

12

Тема. 4. Погребальный обряд как источник по изучению истории древнего населения.

5

11-14

8

4

4

16

8

8

15

Тема 5. Проблемы культурогенеза и этногенеза в археологии.

5

15-18

8

4

4

16

8

8

18

Общая трудоемкость, в часах

36

18

18

72

36

36

Пром. аттест.

Форма

Сем

Зач

Экз

1

Структура дисциплины «Археология» для заочной формы обучения.

Общая трудоемкость дисциплины 3 зачетные единицы, 108 часов, в т.ч. 99 часов самостоятельной работы.

Таблица 3. Структура трудоемкости дисциплины для аспирантов заочного обучения.

Наименование разделов и тем дисциплины (модуля)

Семестр

Недели семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (неделя)

Аудиторная работа

Самостоятельная Работа

Всего

Лекция

Семинары

Всего

Подготовка к семинару

Подготовка к экзамену

Оценка работы на семинаре

Тема 1. Введение. Историография российской археологии.

1-2

1

1

11

4

4

2

Тема 2. Методы археологических исследований. Процедура исследования.

5

3-6

2

2

22

8

8

7

Тема 3. Методика обработки археологических артефактов.

5

7-10

2

2

22

8

8

12

Тема. 4. Погребальный обряд как источник по изучению истории древнего населения.

5

11-14

2

2

22

8

8

15

Тема 5. Проблемы культурогенеза и этногенеза в археологии.

5

15-18

2

2

22

8

8

18

Общая трудоемкость, в часах

9

9

99

36

Пром. аттест.

Форма

Сем

Зач

Экз

1

Содержание дисциплины

Тема 1. Введение. Историография российской археологии

Предмет, структура и задачи курса по выбору. Зарождение археологии в России. Указы Петра 1. Деятельность В. Татищева. Российское археологическое общество. Императорская Археологическая комиссия. Археологические съезды. Деятельность Губернских архивных комиссий. Вклад А.С. Уварова, В.А. Городцова, А.А. Спицына в развитии русской археологии. Основные издания по Археологии России дореволюционного периода.

Послереволюционные изменения в развитии российской археологии. Основные научные направления в археологии советского периода.

  1. Археологическая история;
  2. Археологическая этногенетика
  3. Археологическая социология
  4. Дескриптивная археология
  5. Археотехнология;
  6. Археологическая экология;
  7. Эшелонированная археология.

Развитие археологии на современном этапе. Постперестроечные изменения в организации исследований. Современные региональные научно-исследовательские центры: научно исследовательские институты, университеты, музеи, центры по охране памятников. Возрождение практики проведения археологических съездов. Урало-Поволжские археологические конференции студентов и молодых ученых. Система подготовки археологических кадров. Основные проблемы охраны археологических памятников в современных условиях.

Тема 2. Методы проведения полевых и камеральных археологических исследований

Основные методы проведения полевых исследований. Разведочные исследования. Методика выявления памятников различных археологических эпох. Паспортизация археологических памятников. Исследования по охране археологических памятников. Методика раскопок стоянок каменного века, городищ раннего железного века, средневековых селищ, курганных и грунтовых могильников. Оформление полевой документации.

Терминология. Язык описания и его структура. Количественные и качественные признаки. Абсолютные и относительные признаки. Список признаков. Обработка данных. Классификация. Виды классификаций. Роль признака для классификаций. Задачи классификаций.

Типология. Соотношение понятий типология и классификация. Признаки и типы.

Статистики в археологических исследованиях: достижения и проблемы. Варианты статистической обработки различных материалов. Исходные данные. Корреляция количественных и качественных признаков. Корреляционная таблица. Граф связей.

Методы археологического датирования. Абсолютная и относительная хронология. Историко-филологические методы датирования. Датировка по письменным источникам, нумизматическому материалу, по стилистическим особенностям артефактов. Датировка по стратиграфии, типологии и аналогиям. Естественнонаучные методы датирования. Датировка по радиоуглероду, дендрохронологии, археомагнетизму, термолюминисценции. Методы реконструкции и моделирования. Виды реконструкций в археологии. Первичная реконструкция в поле. Графическая реконструкция. Обоснование реконструкции. Экспериментальное моделирование процессов и технологий. Технико-типологический анализ материалов. Физическое моделирование древних технологий. Интерпретация археологических фактов. Археологические и исторические факты. Уровни интерпретации. Методологическая основа. Гипотеза. Факт. Вариативность интерпретации археологических источников. Данные этнографии, лингвистики, антропологии в археологических интерпретациях.

Тема 3. Методика обработки археологических артефактов

Методика обработки изделий из камня. История изучения вопросов методики. Становление основ камеральной обработки кремня в XIX в. (Буше де Перт (1788-1868), Джон Леббок (1834-1913), Габриель де Мортилье (1821-1898)), XX в. - Франсуа Борд (1919-1982) (Франция).

Вклад русских ученых в изучение вопроса (В.А. Городцов). Работы советских ученых: М.Э. Паничкина, В.П. Любин, Н.Н .Гурина, Л.Я. Крижевская, З.А. Абрамова и др. Мезолит, неолит Прикамья (Т.М. Гусенцова).

Полевая обработка кремня: картографирование, мытье, шифровка, упаковка. Сырье. Выделение и характеристика групп кремневого инвентаря. Правила зарисовки и описания орудий. Статистический анализ. Виды статических таблиц. Принципы типологии. Составление тип-листов.

Методика обработки керамики. Камеральная обработка коллекций древней посуды. Работа В.А. Городцова «Русская доисторическая керамика».

Реставрация сосудов. Схематическая зарисовка керамики. Метод М.П. Грязнова для графического изображения глиняной посуды.

Программа обработки керамики В.Ф. Генинга для Приуралья.

Статистический анализ керамики. Формализация в изучении глиняной посуды. Компьютерная обработка данных.

Историко-культурный подход в изучении гончарства. Работы А.А. Бобринского.

Современное состояние методик по изучению археологической посуды.

Методика обработки предметов вооружения. История изучения предметов вооружения в отечественной литературе. Вклад А.В.Арциховского, Б.А. Рыбакова, Г.Ф. Корзухиной и Н.Я. Мерперта в изучение вооружения. Работы А.Ф. Медведева, А.Н. Кирпичникова, А.М. Хазанова.

Основные категории вооружения (лук и стрелы, самострел, копья, сулицы, боевые ножи, кинжалы, мечи, сабли, боевые топоры, булавы, кистени, кольчуги, панцири, шлемы, щиты, удила, оголовье, узда, седла, стремена, шпоры, плоти, подпружные пряжки, застежки от пут и недоуздка, ледоходные шипы, подковы, скребницы). Хронология предметов вооружения.

Тема 4. Погребальный обряд как источник по изучению истории древнего населения

Погребальный обряд. Компоненты погребального обряда. Традиционный погребальный обряд археологической культуры. Информационные блоки при реконструктивных построениях погребального обряда. Культурогенез. Половозрастная дифференциация. Социальная структура. Демография. Этногенез. Религиозно-мифологические системы. Мировоззрение. Погребальные памятники Поволжья. Археологические разведки могильников. Задачи археологических разведок могильников. Подготовка. План поиска. Маршрут. Общие приёмы поисков. Съёмка плана. Описание памятника. Геофизические способы разведок. Спутниковая система глобального позицирования (GPS) и геоинформационные системы в археологии. Поиски погребений периода бронзы, раннего железа, гунно-сарматского времени и средневековья.

Раскопки древних погребений. Раскопки курганов. Изучение строения насыпи. Обмер кургана. Бровки. Впускные погребения. Кенотафы. Поиски могильных ям. Приёмы вскрытия ям. Зачистка костяка. Выявление находок. Раскопки подбоев. Положение костяка. Скальные погребения. Впускные погребения. Кремация. Ингумация. Полевая документация. Планы. Масштабы чертежей. Замер глубины. Чертежи профилей. Консервация. Фотографирование. Ведение дневников. Составление научных отчётов. Картография памятников. Глазомерные и инструментальные съёмки. Надмогильные сооружения. Категории классификация. Курганы. Каменные насыпи. Земляные насыпи. Каменно-земляные насыпи. Крепида. Ров. Дольмены. Могильные ямы. Описание. Признаки. Классификация. Категория. Группа. Разряд. Раздел. Отдел. Тип. Подтип. Вариант. Могильное пятно. Заполнение ямы. Забутовка. Подбой. Катакомба. Дромос. Приступка. Заплечики. Ниши. Перекрытие. Глубина. Форма ямы. Размеры. Внутримогильные сооружения. Описание. Признаки. Классификация. Категория. Группа. Разряд. Раздел. Отдел. Тип. Подтип. Вариант. Каменные ящики. Деревянные ящики. Комбинированные ящики. Циста. Колода. Обкладка. Сруб. Настил.

Погребальный инвентарь. Описание. Признаки. Классификация. Категория. Группа. Разряд. Раздел. Отдел. Тип. Подтип. Вариант. Предметы снаряжения коня. Орудия труда. Предметы вооружения. Предметы быта. Личные украшения. Одежда. Керамика.

Погребальные памятники. Качественные и количественные признаки. Пространство признаков. Свойства. Функциональные и корреляционные связи.

Статистика. Базы данных. Блоки. Таблицы корреляций признаков. Группировка. Показатель сходства. Матрицы. Граф связей. «Дерево максимальной длины». Метод корреляционных плеяд. Формализованный эволюционный ряд.

Относительная и абсолютная хронология групп. Система датировок по аналогиям. Нижняя и верхняя хронологические границы групп. Периодизация памятников. Значение составного признака.

Тема 5. Проблемы культурогенеза и этногенеза в археологии

Принципы группировки народов в этногенетических исследованиях. Значение антропологических признаков. Культурно-хозяйственный принцип. Хозяйственно-культурная типология и географическая среда. Историко-этнографический принцип. Выделение историко-культурных областей. Лингвистический принцип. Язык как основной этнический определитель. Типология историко-этнографических общностей, их географическое разнообразие. Причины и закономерности историко-этнографической дифференциации. Критерии иерархии этнографических общностей и проблема их соответствия археологическим культурам. Понятие этногенетического пучка. Этногенетическое значение археологических исследований. Археологическая и этнографическая реконструкция. Целостный характер этногенетических процессов.

Коренные народы Среднего Поволжья и Приуралья. Свидетельства древнейшего родства алтайских и уральских языков. Характер данного сходства. Теория «ностратического» или «борейского» праязыка. Антропологический тип племен уральской и алтайской языковых семей. Проблема локализации и хронологии урало-алтайская праязыковой общности. Выделение уральской общности, ее контактный характер. Реконструкция хозяйства, образа жизни и верований уральских народов по данным лингвистики и их сопоставление с данными археологии. Локализация по лингвистическим и палеоботаническим данным. Археологические культуры и памятники на территории древнеуральского праязыкового ареала. Следы уральского языкового единства в эпоху неолита. Памятники с накольчато-прочерченной керамикой и памятники культура сперингс. Распад уральской языковой семьи на самодийскую и финно-угорскую ветви. Финно-угорская общность.

Образовательные технологии

В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используется образовательная технология, предусматривающая такие методы и формы изучения материала как лекция, практическое занятие, включающие в том числе активные и интерактивные формы занятий:

  • лекции с использованием мультимедийных средств обучения (Тема 2-4)
  • лекции проблемного характера (Тема 1, 5);
  • организация практического занятия по типу дискуссионного клуба (тема 5);

Самостоятельная работа аспиранта подразумевает работу под руководством преподавателя (консультации, коллоквиумы, собеседования, помощь в написании рефератов и др.) и индивидуальную работу студента, выполняемую в том числе в компьютерном классе с выходом в Интернет на историческом факультете и читальных залах университета.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Таблица 4. Виды самостоятельной работы аспирантов.

Неделя

№ темы

Вид самостоятельной работы

1-2

1.

Подготовка к аудиторному занятию:

представить графическую схему взаимодействия археологических организаций в дореволюционной России

Рецензия

на одну из глав книги Л.С. Клейна « История археологической мысли. В 2 т. Тт. 1-2 / Л.С. Клейн. - СПб .: Издательство С.-Петербургского университета, 2011. - 688 с. (Т. 1), 626 с. (Т. 2).» (по выбору аспиранта)

3-6

2.

Подготовка к аудиторному занятию:

Подготовить презентацию на тему «Археологические методы датирования»

Доклад

подготовить доклад на тему «Классификация и типология в археологии»

7-10

3.

Подготовка к аудиторному занятию:

Подобрать различные примеры использования статических таблиц.

Подготовить доклад на тему «Основные принципы типологии и методика составления тип-листов».

оставление тип-листов.

11-14

4.

Подготовка к аудиторному занятию:

подобрать иллюстративный материал для сравнительной таблицы, характеризующие варианты погребального обряда

Доклад

подготовить доклад на одну из тем: «Религиозно-мифологические системы и их отражение в погребальном обряде», «Компоненты погребального обряда», «Информационные блоки при реконструктивных построениях погребального обряда», «Погребальные памятники Поволжья».

15-18

5.

Подготовка к аудиторному занятию:

проанализировать содержание основных понятий по проблеме этногенеза в различных научных дисциплинах

Презентация

Ранние памятники древней мордвы

проанализировать письменные источники по расселению волжских финнов и сравнить их с данными археологии подготовить карту изменения этнических границ I-го тысячелетия н. э.

Контрольные работы и промежуточное тестирование

Не предусмотрены.

Поддержка самостоятельной работы

Литература и источники для обязательного прочтения. Регулярные консультации. Интернет-ресурсы: http://v.stavitskiy.com/, http://elibrary.ru/defaultx.asp, http://archtat.ru/ru/, https://scholar.google.ru/schhp?hl=ru, http://cheloveknauka.com/, http://www.niign.ru/nauchnyie-zhurnalyi/

Тематика рефератов

Не предусмотрены.

Промежуточный контроль

Вопросы к экзамену:

  1. Основные научные направления в археологии советского периода
  2. Развитие археологии в России на современном этапе.
  3. Соотношение понятий типология и классификация в археологии.
  4. Археологические методы датирования.
  5. Принципы описания и обработки археологических материалов
  6. Деятельность Императорской Археологической комиссии.
  7. Разделение финно-пермской общности на западнофинскую и восточнофинскую по данным археологии.
  8. Памятники пьяноборской культуры.
  9. Культурная близость городецких и дьяковских памятников.
  10. Данные этнографии, лингвистики, антропологии в археологических интерпретациях.
  11. Методика обработки изделий из камня
  12. Методика обработки керамики.
  13. Компьютерная обработка данных в археологии.
  14. Компоненты погребального обряда.
  15. Качественные и количественные признаки погребального обряда.
  16. Система датировок по аналогиям.
  17. Миграции позднесарматских и древнебалтийских племен.
  18. Основные положения культурогенеза.
  19. Этногенез народов Поволжья.
  20. Формирование культур текстильной керамики.
  21. Угроязычные культуры Западной Сибири.
  22. Племена кара-абызской культуры.
  23. Различия в археологической культуре эрзи и мокши.
  24. Изменения в расселении древнемордовских племен на рубеже VIII-IX вв.
  25. Финно-угры в средневековье и их соседи.
  26. Первые раннегосударственные образования эпохи средневековья на территории современной России.

Список литературы

  1. Ананьинский мир. Истоки, развитие, связи, исторические судьбы. Серия «Археология евразийских степей». Выпуск 20. Казань: Отечество, 2014. 524 с.
  2. Археология Восточной Европы в I тысячелетии н.э.: проблемы и материалы / Отв. ред. И.В. Исланова, В.Е. Родинкова. М.: ИА РАН, 2010. 376 с.
  3. Археология древних обществ Евразии: хронология, культурогенез, религиозные воззрения. Памяти Вадима Михайловича Массона (03.05.1929–19.02.2010). СПб.: «Арт-Экспресс», 2014. 464 с.
  4. Археология Мордовского края. Каменный век. Эпоха бронзы. Саранск, 2008.
  5. Археология озерных поселений IV—II тыс. до н. э.: хронология культур и природно- климатические ритмы. ООО «Периферия», 2014. 328 с.
  6. Березина Н.С., Березин А.Ю., Ставицкий В.В., Сидоров В.В. Устюжский бугор - жертвенный комплекс эпохи энеолоита в Среднем Присурье // В сборнике: Чувашская Археология Чувашский государственный институт гуманитарных наук. Чебоксары, 2015. С. 32-52.
  7. Вадецкая Э.Б., Поляков А.В., Степанова Н.Ф. Свод памятников афанасьевской культуры : монография / под ред. В. И. Молодина. – Барнаул: АЗБУКА, 2014. – 380 с.
  8. Вихляев В.И. Расселение мордвы в III - начале XIII вв. // Поволжская Археология. 2013 № 2 (4). С. 162-170.
  9. Восточная Европа в середине I тыс. н.э.: Коллективная монография / Отв. ред. И.О. Гавритухин, А.М. Обломский. М.: ИА РАН, 2007. 430 с.
  10. Зайцева И.Е., Сарачева Т.Г. Ювелирное дело «Земли вятичей» второй половины XI–XIII в. М.: Индрик, 2011.
  11. Зеленеев Ю.А. Мордва и другие народы лесостепного Поволжья перед монгольским нашествием // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2013. Т. 26. № 2. С. 69-81.
  12. Исланова И.В. Древности в верховьях Волги (ранний железный век и раннее средневековье) /Отв. ред. А.М. Обломский. М.: ИА РАН, 2012, 213 с.
  13. Клейн Л.С. Принципы археологии. Спб., 2001. 152 с.
  14. Клейн Л.С. История археологической мысли. В 2 т. Тт. 1-2 / Л.С. Клейн. СПб .: Издательство С.-Петербургского университета, 2011. 688 с. (Т. 1), 626 с. (Т. 2).
  15. Кольцов Л.В. К вопросу о мезолитических инновациях // Краткие сообщения Института археологии. 2007. № 221. С. 198-208.
  16. Кренке Н.А. Дьяково городище. Культура населения бассейна Москвы-реки в I тыс. до н.э. – I тыс. н.э. / Отв. ред. Н.А. Макаров. М.: ИА РАН, 2011.
  17. Марков В.Н. Нижнее Прикамье в ананьинскую эпоху (Об этнокультурных компонентах ананьинской общности). Серия «Археология евразийских степей». – Выпуск 4. – Казань: Институт истории АН РТ, 2007. 136 с.
  18. Мезолит и неолит Восточной Европы: хронология и культурное взаимодействие / Отв. ред. Васильев С. А., Шумкин В. Я. СПб.: ИИМК РАН/МАЭ РАН, 2012 – 325 с.
  19. Моргунова Н.Л. Энеолит Волжско-Уральского междуречья. Оренбург, 2011.
  20. Мясникова О.В., Ставицкий В.В. Подвески-лунницы из захоронений Армиевского могильника // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2014. Т. 30. № 2. С. 7-12.
  21. Неолит — энеолит Юга и неолит Севера Восточной Европы (новые материалы, исследования, проблемы неолитизации регионов). СПб: ИИМК РАН, 2003. 316 с.
  22. Никитин В.В. Культура носителей посуды с гребенчато-ямочным орнаментом в Марийско-Казанском Поволжье / АПУ. Вып. 3. Казань: ЗАО «Издательский дом «Казанская недвижимость», 2015. 276 с.
  23. Никитина Т.Б. Погребальные памятники IX–XI вв. Ветлужско-Вятского междуречья. Серия «Археология евразийских степей». Выпуск 14. Казань, 2012. 408 с.
  24. Носов Е. Н., Хвощинская Н. В., Медведева М. В. Новгородская Русь: Рождение державы. Свидетельства из глубины столетий. СПб.: «ЛИК», 2012. 224 с.
  25. Острая Лука Дона в древности. Археологический комплекс памятников гуннского времени у с. Ксизово (конец IV – V вв.). / Отв. ред. А.М. Обломский. М.: ИА РАН, 2015. 659 с.
  26. Пензенский край в истории и культуре России / под ред. О. А. Суховой. Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. 526 с.
  27. Поволжские финны и их соседи в древности и средневековье. Саранск, 2011.
  28. Природная среда и модели адаптации озерных поселений в мезолите и неолите лесной зоны Восточной Европы. Издательство ИИМК РАН, 2014. 102 с.
  29. Сафронов П.И., Ставицкий В.В. Курганы № 2 - 3 Армиевского курганно-грунтового могильника(по материалам раскопок М. Р. Полесских В 1969 г.) // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2014. Т. 31. № 3. С. 23-32.
  30. Сидоров В.В. Волосовские поселения и режим озер лесной зоны // В сборнике: Археология озерных поселений IV-II тыс. до н. э .: хронология культур и природно-климатические ритмы материалы международной конференции, посвященной полувековому исследованию свайных поселений на северо-западе России. 2014. С. 175-178.
  31. Славяно-русское ювелирное дело и его истоки: Материалы Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Гали Фёдоровны Корзухиной. СПб .: Нестор-История, 2010. 624 с.
  32. Ставицкий А.В., Ставицкий В.В. Актуальные вопросы изучения археологических памятников начала I тысячелетия н. э. Сурско-Свияжского междуречья // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 39. С. 117-122.
  33. Ставицкий В.В. Историография «буртасской проблемы» второй половины ХХ - начала ХХI в. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. № 1 (29). С. 84-91.
  34. Ставицкий В.В. Западный компонент в материалах Андреевского кургана // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2013. Т. 27. № 3. С. 126-141.
  35. Ставицкий В.В. К вопросу о единстве критериев неолитической эпохи для культур севера и юга // Самарский научный вестник. 2014. № 3 (8). С. 171-177.
  36. Ставицкий В.В. О происхождении накольчатой керамики Среднего Поволжья // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 4. № 56. С. 128-135.
  37. Ставицкий В.В. Основные концепции этногенеза древней мордвы (историографический обзор) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11. № 6-1. С. 261-266.
  38. Ставицкий В.В. Планиграфия и хронология погребальных памятников волжских финнов I тысячелетия н.э // В сборнике: Труды IV (XX) Всероссийского археологического съезда в Казани Ответственные редакторы: А.Г. Ситдиков, Н.А. Макаров, А.П. Деревянко. 2014. С. 417-420.
  39. Ставицкий В.В. Происхождение древнемордовской культуры // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2015. № 1 (33). С. 42-57.
  40. Ставицкий В.В. Ранний энеолит Пензенского края // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2008.№ 13. С. 138-146.
  41. Ставицкий В.В. Хронология арочных шумящих подвесок с конями // Поволжская Археология. 2016. № 1 (15). С. 90-101.
  42. Ставицкий В.В. Эрзя и мокша по данным археологии // Центр и периферия. 2016. № 1. С. 4-11.
  43. Ставицкий В.В., Ставицкий А.В. Дискуссионные вопросы изучения погребальной обрядности древней мордвы: обзор исследований последних лет // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2015. № 2 (34). С. 7-15.
  44. Ставицкий В.В., Ставицкий А.В. Нагрудные украшения Кошибевского могильника // История и археология. 2015. № 1 (21). С. 26-32.
  45. Терехов П.С., Шевченко А.А. Памятники кочевых племен скифо-сарматского времени на территории Цнинско-Хоперского междуречья // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 4 (120). С. 95-100.
  46. Традиции и инновации в изучении древнейшей керамики. Материалы международной научной конференции. ИИМК РАН. Спб., 2016.
  47. Яблонский Л.Т. Культурно-хронологические горизонты и проблема формирования раннесарматской культуры // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2015. № 5 (35). С. 17-24.
  48. Яблонский Л.Т. Что такое скифский мир? // Вестник Томского государственного университета. История. 2016. № 4 (42). С. 37-38.