Понятие преступлений экстремистской направленности появилось в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации в соответствии с положениями Федерального закона от 25.07.2002 №112-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» и содержалось в структуре диспозиции статьи 282.1 УК РФ.
При этом в законе рассматриваются такие понятия как «экстремизм» и «экстремистская деятельность», которые являются схожими на первый взгляд. Описывая экстремизм как юридическое или социальное явление, внимание обращается на похожесть содержания преступлений экстремистской направленности и экстремистской деятельности. Так, например, такие сходные действия как хулиганство, вандализм, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти в Уголовном кодексе Российской Федерации были однозначно отнесены к преступлениям экстремистской направленности, и вошли в состав действий, признанных экстремистской деятельностью.
После внесения изменений в 2007 году в Уголовный кодекс Российской Федерации данное противоречие было устранено, но экстремистский мотив (со ссылкой на п. «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ) был включен в ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». Отсюда следует, что к перечисленным действиям были добавлены и другие преступления экстремистской деятельности, которые не были охвачены законодателем в ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». Федеральный закон №114 «О противодействии экстремистской деятельности» не дал определение понятию «преступления экстремистской направленности», хотя упоминание о таких преступлениях можно встретить в ст. 11 и 15 указанного закона и в приказе Генерального прокурора РФ.
На сегодняшний день существует следующая система так называемых экстремистских преступлений:
- преступления, связанные с экстремистской деятельностью деяния, перечисленные в ст. 1ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и подпадающие под уголовно-правовые нормы;
- преступления экстремистской направленности деяния, подпадающие под уголовно-правовые нормы, в которых мотив идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно мотив ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы является квалифицирующим признаком;
- иные преступления экстремистской направленности остальные уголовно-правовые нормы, преступления по которым совершаются с указанным мотивом.
Приведенные теоретические положения послужили основанием к созданию ежегодно обновляемого Перечня преступлений экстремистской направленности, утверждаемого совместным Указанием Генеральной Прокуратуры РФ и МВД РФ.
Полагаем, что законодатель, закрепляя эти понятия в упомянутом Федеральном законе и в Уголовном Кодексе Российской Федерации, сделал серьезным шаг на пути к совершенствованию уголовного законодательства для борьбы с фактически существующим и распространяющимся экстремизмом.
Тем не менее, есть и другая точка зрения. Так, профессор В. В. Лунеев считает, что элитные круги, пытаясь защитить себя от экстремистских проявлений, включили в состав этих преступлений, помимо традиционных, и новые мотивы идеологический, политический и особо выделили социальный. Такого открытого цинизма по уголовно-правовой защите интересов олигархии, её идеологии и политики невозможно найти ни в одном уголовном кодексе стран Западной Европы. Там эти действия классифицируются как неполитический вандализм, хотя его сторонники, как правило, выступают против чего-то (глобализация, войны и так далее). Такого не было даже в тоталитарных идеологических уголовных законах СССР.
Учитывая вышесказанное, следует отметить, что введенная законодателем категория «экстремистских преступлений» не является обоснованным и конкретным понятием, при этом она может выступать в качестве расширения возможности применения уголовного законодательства с тем, чтобы защитить себя не только от проявлений экстремизма, но и от действий, которые не согласуются с интересами правоприменителя.
Авторы изданного Академией Генеральной прокуратуры пособия о квалификации и доказывании организации экстремистского сообщества полагают рассмотреть понятие «преступления экстремистского характера» с разных точек зрения: узких, широких и ультра-широких подходов, отдавая предпочтение последнему.
И.М. Тяжкова предлагает различать понятия «экстремистские преступления» и «экстремистской направленности». Экстремистские преступления, по мнению направленные против основ конституционного строя и ставящие под угрозу причинение вреда внутреннюю безопасность Российской Федерации.
Подобное деление преступлений, связанных с экстремизмом, на две группы представляется обоснованным. Благодаря такому делению в самостоятельную группу выводятся преступления, которые: относятся к экстремизму вне зависимости от того, совершаются ли они по экстремистским мотивам или нет. Экстремистский характер таких преступлений определяется их направленностью на такой основной объект, как основы конституционного и безопасности государства (гл. 29 УК РФ). Преступления экстремистской направленности посягают на другие основные объекты — жизнь и здоровье личности, общественный порядок и др. Кроме того, без такого относящиеся к экстремизму в соответствии с разделением преступления, Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», по сути «выпадали» из группы преступлений экстремистской направленности, если совершались не по экстремистским мотивам.
Рассматривая борьбу с терроризмом и религиозным экстремизмом как приоритетную стратегическую задачу, международное сообщество расширяет сотрудничество по предупреждению и пресечению террористических акций, совершенствует механизм координации взаимодействия по укреплению международно-правовых основ их противодействию.
Важнейшее значение в деле предупреждения терроризма имеет общественная изоляция террористических групп, лишение их внутренней и внешней поддержки, выявление и ликвидация источников их финансирования, включая легитимные и криминальные доходы террористов как внутри страны, так и из-за рубежа, в том числе изоляцию террористов от источников пополнения оружия и материальных средств, ввоза и продажи оружия.
Наиболее важным и ответственным компонентом всей антитеррористической деятельности является вскрытие и устранение причин и условий, порождающих терроризм, разработка политики государственного противодействия терроризму как социально-политическому явлению, координация и согласованность усилий силовых и гражданских структур, централизация руководства всеми действиями по профилактике и борьбе с терроризмом, а также всестороннее обеспечение осуществляемых военных, специальных и идеологических мероприятий.
Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать следующий вывод. Преступлениями экстремистской направленности следует понимать преступления, направленные против основ конституционного строя и безопасности государства, а также общественно опасные деяния, совершенные расовой, национальной или религиозной ненависти, или вражды, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части УК РФ и п. «е» ч. 1 ст.63 УК РФ. Таким образом, в основу определения понятия преступлений экстремистской направленности должен быть положен объект и мотив посягательства.