Исследование интеллектуальных транспортных систем в городской логистике

№57-3,

экономические науки

В данной статье освещается понятие городской логистики, выявлены объекты в системе управления логистики территории. Развитие территориальной логистики раскрывается с помощью вовлечения интеллектуальных транспортных систем (ИТС) на региональном уровне. Рассмотрение данной проблемы подразумевает использование информационно-управляющие технологии, интеграцию усилий частного бизнеса и органов власти, развитую транспортно-логистическую инфраструктуру.

Похожие материалы

Современное развитие, модернизация, совершенствование и распространение логистики, логистических цепей поставок, систем и их структурных элементов во все сферы социально экономической и коммерческой деятельности во времени и пространстве на международном [1-3], национальном [4-7], региональном [8] уровне, включая и логистику транспорта, востребовало особого профессионального внимания к разработке логистики мегаполисов.

Данное исследование выполнено по планам НИРС в научной школе кафедры логистики ГУУ [9,10] по методологии научных исследований [11], с учетом интегрированного и гармонизированного единства транспортных и хронометрических (кинетических) процессов переноса вещества, энергии, информации и момента импульса [12].

Значительное повышение запросов к инфраструктуре города, которое было вызвано интенсивным ростом транспортных средств, а это влечёт за собой увеличение числа транспортных сообщений, из-за которых возникают такие проблемы, как скопление грузового и пассажирского транспорта, возникновение заторов на транспортных магистралях, дисбаланс между потребностью в транспортных услугах и реальной пропускной способностью дорог, негативное влияние транспорта на окружающую среду. В целях оптимизации транспортных потоков как единое целое и решения выше выявленных проблем в частности происходит внедрение интеллектуальных систем управления транспорта (ИТС), которые основываются на передовых технологиях. Но всё же процесс модернизации транспортных систем характерен более к зарубежным странам, нежели для России.

Актуальность развития городской логистики обуславливается необходимостью построения транспортно-логистической системы города, которая будет отвечать современным показателям, а также потребностям бизнеса и общества в целом. Следует сказать, под городской логистикой следует понимать практическую организацию процесса функционирования потоков материалов, транспортных средств, людей, энергии, финансов и информации, а также организацию работы инфраструктуры (социальной, производственной, транспортно-логистической) в рамках городской агломерации в условиях усиления товарообмена субъектов хозяйствования [13].

Развитие инфраструктурного центра зависит от рационального и эффективного управления городским хозяйством на основе логистических принципов, что влечет удовлетворение потребностей жителей города, рациональную организацию во времени и пространстве социального и материального потоков и организации предприятий на удовлетворение потребностей населения. Сообразно с этим интеграция города в единую взаимосвязанную систему объектов логистики мегаполиса возможно при реализации следующих действий, как:

  • оптимизация затрат на производство и реализацию готовой продукции и услуг населению;
  • сокращение и регулирование перемещений по городу крупных транспортных средств;
  • согласование планов различных городских служб по проведению работ, воздействующих на пропускную способность транспортных магистралей и емкость автомобильных стоянок;
  • размещение мест общественного транспорта (торговых и офисных центров, предприятий и складов, образовательных и детских учреждений) с учетом логистической нагрузки конкретного района, изменение системы потоков людей и транспорта во время построек таких объектов и после их открытия;
  • снижение негативной нагрузки на экологию города;

Проблема организации транспортно-логистической системы в первую очередь затрагивает крупные города и мегаполисы, что совершенно логично по причине большой численности населения и высокой концентрации транспортных средств. Но этот факт не умаляет необходимости построения логистической инфраструктуры в более мелких по территории городах.

При выявлении конкретных приемов и методов по организации процессов следует упомянуть о двух больших по своей значимости объектах управления в рамках логистики города: пассажирские и грузовые перевозки [14]. Каждый из этих видов образует поток транспорта, в котором они взаимодействуют и создают единое целое. Если верить результатам исследования, то пассажирские перевозки превосходят грузовые, при этом на обслуживание грузовых перевозок приходится от 4 до 8% населения города. Но грузовые перевозки составляют от 12 до 17% всех перевозок, именно с их помощью осуществляются все необходимые поставки в городе: сбор отходов и утилизация мусора, поставка товаров в точки розничной торговли и торговые сети; поставка строительных материалов; поставка скоропортящихся продуктов в кафе, рестораны; поставка товаров на дом; поставка строительных материалов.

При исследовании мероприятий по оптимизации товародвижения нужно рассматривать не только непрерывное движение транспорта и доставку товарных продуктов в нужное время и место с минимальными затратами, но и влияние на окружающую среду, а также формирование имиджа города. Главную роль в исследовании мер по грамотному перемещению грузов в городах играют системы городских поставок:

  • промежуточная поставка, под которой понимается, что поток материальных грузов от отправителя к получателю прерывается, в моменты прерывания происходит ожидание операций, складирование или погрузочно-разгрузочные операции;
  • дробление крупных партий груза на средние и мелкие для поставки потребителям в товаропроводящих сетях [15];
  • непосредственная поставка, которая представляет собой непрерывное движение потоков груза напрямую к получателю без дополнительных операций;
  • смешанная поставка заключает в себе взаимодействие промежуточной и непосредственной поставки конкретному потребителю.

Результатом развития, совершенствования и распространения информационных технологий, систем, программного обеспечения во времени и пространстве, в социальных и экономических средах [1-4] стало появление и эволюционное развитие интеллектуальных систем в том числе логистических и транспортных для повышения эффективности городских перевозок [5,6].

Для эффективности работы систем городских поставок можно попробовать в использовании городской терминал, функция которого будет в выполнении роли центра объединения определенных видов грузов для одного района. Использование городского терминала поможет сфокусировать действия всех пользователей логистической системы города — покупателей, транспортных фирм, экспедиторов. Также возможен вариант реализации ночных поставок во время снижения транспортной активности с 22 до 6 часов утра. Для частных копаний использование такого способа выступает вариантом повышения скорости доставки товара до назначенного места и сокращение затрат на топливо.

Пассажирские перевозки в отличие от грузовых имеют явную социальную направленность. Получается, что пассажиры являются пользователями общественного транспорта, а также владельцы личного автотранспорта нуждаются в хорошем обслуживании, в комфортном, надежном и безопасном передвижении по городу при минимальных затратах.

В случае грузовых перевозок возникает проблема организации самого процесса перевозок, а в случае пассажирских перевозок в первые ряды выносят противоречия между пассажирами, для которых выгодно сокращение транспортных ожиданий и увеличение транспортных мест. А также тут играют роль перевозчики, для которых характерно увеличение наполнения транспортных средств на фоне уменьшения их количества для минимизации затрат на обслуживания и содержания. Последствиями невыполнения этих условий по повышению удобства осуществляемых перевозок может стать рост социальной напряженности.

На сегодняшний день в России самой актуальной проблемой является ожидание транспортных средств. Если сравнивать российскую и европейскую систему городских пассажирских перевозок, то в европейской чётко отслеживается определенное следование расписанию движения различных видов транспорта, а в российской из-за проблем на дорогах и автомобильных заторов интервал движения всегда нарушается, что прямо влияет на планирование времени, которое затрачивается на дорогу. Для того чтобы решить данную проблему необходимо спрогнозировать пассажирские потоки в долгосрочном аспекте и вовремя координировать график движения в зависимости от транспортной обстановки в городе. По моему мнению, необходимо соблюдать минимальный интервал движения, размещать остановки на маршрутах через одинаковое друг от друга промежутки, обеспечить доступность транспорта по всей территории России.

С моей точки зрения, необходимым условием решения данных проблем в сфере пассажирских и грузовых перевозок и модернизации логистической системы города в целом в рамках усиления региональных, национальных и международных процессов товарообмена является внедрение и планомерное развитие интеллектуальных транспортных систем. Из-за новых потребностей рынка, а именно в принятии решений на дорогах в режиме реального времени от различных источников информации, были разработаны системы управления транспорта, в которых сосредотачивались средства управления, контроля и связи, которые будут встроены в транспортные средства. Благодаря передовым технологиям, которым выделяют большую часть в значении транспортных средствах, они получили название интеллектуальных.

Следует, что ИТС – это взаимосвязанные элементы транспортной инфраструктуры, в задачи которых входит обеспечение автоматизированной передачи информации в режиме реального времени и находящиеся в открытом доступе для всех участников транспортного процесса. Также ИТС предназначена для рационального управления транспортными потоками, уменьшения задержек в движении транспортных средств, разрешения проблем с автомобильными заторами, обеспечения безопасности на дорогах, обеспечения активного движения наземного пассажирского транспорта. Как можно заметить, что ИТС напрямую связано с использованием коммуникационных и информационных технологических средств [7].

Хочется отметить, что на сегодняшний самыми передовыми технологиями в области ИТС обладает Сингапур, Япония и Северная Корея. Что касается ИТС в России, то за последние годы её уровень поднялся до европейский стандартов. Важно сказать, что сейчас ведётся активная работа по усовершенствованию ИТС в России, это можно проследить по результатам прошлых лет. Так, 27-28 сентября 2016г. проводился международный форум «Интеллектуальные транспортные системы России», в её работе приняли участие порядка 250 человек, среди которых представители Администрации Президента Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального дорожного агентства, Государственной Думы, АО «ГЛОНАСС», ОАО «Российские железные дороги», специалисты IT и транспортных компаний, руководители крупных подрядных организаций, работающих в дорожной отрасли и представители ВУЗов [8]. Впервые был проведён SWOT-анализ перспектив появления беспилотного транспорта на российских дорогах, у развития этого направления в нашей стране большое будущее. Форум стал и площадкой для заключения бизнес-соглашений. Было подписано соглашение о сотрудничестве: правительство Калужской области и Федеральное дорожное агентство подписали меморандум о намерениях в сфере реализации инвестиционного проекта по созданию комплексного дорожно-испытательного полигона на территории Калужской области.

В связи с большим количеством ДТП, которое происходит на территории России, одной из приоритетных целей развития ИТС для нашей страны должно выступить снижение смертности на дорогах и эта цель реализовывалась. (статистика ДТП за 2015 и 2016 годы приведена в таблице 1) [9].

Таблица 1. Официальная статистика ДТП в России за 2015 и 2016 годы

Количество ДТП

Погибло ,чел.

Ранено,чел.

2015

2016

2015

2016

2015

2016

133203

125607

16638

14567

168146

159680

Таким образом, можно прийти к выводу, что ИТС в России развивается с каждым годом, что можно увидеть в результатах проделанной работы. Хочется сказать, что построение единой базы ИТС в России за последние года происходит с активной ролью государства, которое создает условия и обеспечивает источниками финансирования, а также создает правовое поле. Что касается вложения материальных средств в предлагаемые проекты, то большую роль играет бизнес. В итоге, ИТС в России является неотъемлемым фактором инновационного развития и выступает основой создания системного подхода к регулированию пассажиро- и товаропотоков с учетом принципов логистики. Системный анализ проведен в научной школе кафедры логистики ГУУ [10-12].

Список литературы

  1. Воронов В.И., Лазарев В.А. Информационные технологии в коммерческой деятельности. Часть 1. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2000 г. ISBN 5-8224-0029-9 Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМО) - 104 с.
  2. Воронов В.И., Лазарев В.А. Информационные технологии в коммерческой деятельности. Часть 2. (учебное пособие). Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002 г. ISBN 5-8224-0029-9 Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМО) -112 с.
  3. Родкина Т.А. Логистика информационных потоков: состояние и перспективы. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. №5. С. 144-148.
  4. Воронов В.И., Воронецкий С.Ю. Стратегия проектирования и внедрения корпоративных информационных систем (КИС). Информационные технологии в управлении и учебном процессе вуза. Материалы 3-й Всероссийской конференции, октябрь – 2002, -Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003, (10 с.).
  5. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики. Аникин Б.А.; Родкина Т.А.; Волочиенко В.А.; Заичкин Н.И.; Межевов А.Д.; Федоров Л.С.; Вайн В.М.; Воронов В.И.; Водянова В.В.; Гапонова М.А.; Ермаков И.А.; Ефимова В.В.; Кравченко М.В.; Серова С.Ю.; Серышев Р.В.; Филиппов Е.Е.; Пузанова И.А.; Учирова М.Ю.; Рудая И.Л. Учебное пособие / Москва, 2014.
  6. Воронов В.И. Методологические основы формирования и развития региональной логистики: Монография. Владивосток: Изд-во Дальневосточного Университета, 2003. – 316 с.
  7. Создание интеллектуальной транспортной системы Москвы [Электронный ресурс] URL:http://www.gucodd.ru/index.php/2012-04-11-08-47-20
  8. Международный форум «Интеллектуальные транспортные системы России» [Электронный ресурс ] URL:http://itsrussiaforum.ru/
  9. Правовая защита автолюбителя [Электронный ресурс] URL: http://www.vashamashina.ru/statistics_traffic_ accident.html
  10. Ермаков И., Филиппов Е., Белова С. Становление научных школ кафедры логистики ГУУ. Логистика. 2014. № 10 (95). С. 71-75.
  11. Аникин Б. А., Ермаков И.А, Белова С. Научная школа «Логистика» ГУУ. Управление. 2015. Т.3.№ 2 С. 5-15.
  12. Воронов В.И., Сидоров В.П. Основы научных исследований (учебное пособие) Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003 г. Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМО)-160c.
  13. Губенко В.К., Лямзин А.А. Городская логистика // Висник Приазовського державного техничного университету. — 2009. — №19 [Электронный ресурс] URL: http://www.nbuv. gov.ua/portal/Natural/VPDTU/2009_19/%D0%A1/62.pdf
  14. Гусев С.А. Логистические подходы в модернизации городского пассажирского транспорта // Вестник МГОУ. Серия «Экономика». — 2011. — № 2 [Электронный ресурс] URL: http://www.vestnik-mgou.ru/mag/2011/econ/2/ st11.pdf
  15. Воронов В.И., Воронов А.В. Международные товаропроводящие сети. Маркетинг. 2013. № 6 (133). С. 20-28.
  16. Создание интеллектуальной транспортной системы Москвы [Электронный ресурс] URL:http://www.gucodd.ru/index.php/2012-04-11-08-47-20
  17. Правовая защита автолюбителя [Электронный ресурс] URL: http://www.vashamashina.ru/statistics_traffic_ accident.html
  18. Губенко В.К., Лямзин А.А. Городская логистика // Висник Приазовського державного техничного университету. — 2009. — №19 [Электронный ресурс] URL: http://www.nbuv. gov.ua/portal/Natural/VPDTU/2009_19/%D0%A1/62.pdf
  19. Гусев С.А. Логистические подходы в модернизации городского пассажирского транспорта // Вестник МГОУ. Серия «Экономика». — 2011. — № 2 [Электронный ресурс] URL: http://www.vestnik-mgou.ru/mag/2011/econ/2/ st11.pdf
  20. Международный форум «Интеллектуальные транспортные системы России» [Электронный ресурс ] URL:http://itsrussiaforum.ru/