Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы

NovaInfo 57, с.463-468, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 26
CC BY-NC

Аннотация

В статье автор рассматривает основные составляющие профессиональной компетентности преподавателей ВУЗов.

Ключевые слова

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, КОМПЕТЕНЦИИ, УНИВЕРСИТЕТ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Текст научной работы

Современные преобразования в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономики, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию. Системы образования большинства ведущих стран мира отреагировали на эти вызовы тем, что стали основывать цели, содержание и технологии образования на ожидаемых от него результатах. Основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность - умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить, и работать в быстро изменяющемся мире.

В основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности». В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия - ибо компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования; во-вторых, в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»); в третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и проч.). Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность специалиста, а умение разрешать проблемы, возникающие в различных ситуациях:

  1. в познании и объяснении явлений действительности;
  2. при освоении современной техники и технологии;
  3. во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;
  4. в практической жизни при выполнении социальных ролей.

Компетентность проявляется ситуативно, и её можно отследить в ситуации включения в реальную жизненную деятельность. Кроме того, суть образовательного процесса в условиях комнетентностного подхода - создание ситуаций и поддержка действий, которые могут привнести к формированию той или иной компетенции. Однако ситуация должна быть жизненно важна для индивида, должна нести на себе потенциал неопределенности, выбора, должна находить резонанс в культурном и социальном опыте обучающегося.

Цель компетентностного подхода - обеспечить профессиональное становление личности современного конкурентоспособного специалиста, готового к полноценной профессиональной, управленческой, производственно-технологической, научно-методической, исследовательской деятельности.

Задачи компетентностного подхода:

  1. формирование у будущего специалиста ценностных отношений к собственному профессиональному образованию и профессиональной деятельности;
  2. развитие творческого потенциала его личности;
  3. воспитание полноценной направленности, готовности к самореализации в обществе.

Новая модель образования, по убеждению ученых, должна интегрировать интеллектуальные, физические, политические, социальные и эстетические аспекты знаний, ибо компетентность человека должна выступать в ее самых различных проявлениях. К областям, развивающим компетентность человека в широком ее понимании, авторы относят учебу, работу, сферу заботы о здоровье, культуру, политику, окружающую среду, экологию, мир. В качестве инструментов формирования такой компетентности выступают: общее образование, профессиональная подготовка, обучение без отрыва от производства, воспитание в семье, общинное развитие, средства массовой информации, культурно-просветительные учреждения и все виды деятельности человека, способствующие выполнению индивидом его активной гражданской роли.

Переход к такому широкому пониманию компетентности человека, как подчеркивается, открывает перспективу для развития новых стратегических идей и действий. Замена знаний, рассчитанных только на формирование практических, трудовых и производственных навыков, на знания и умения, необходимые для раскрытия всего человеческого потенциала, означает, по мнению ученых, первый шаг к более интегрированной образовательной политике, призванной служить интересам индивида и общества будущего. Такая интеграция необходима человеку для самостоятельного и успешного разрешения различных жизненных ситуаций, создания для себя лучших условий в целях конструктивного взаимодействия с другими людьми в разнообразных ситуациях, включая конфликтные.

С учетом нового широкого понимания компетентности ученые предлагают разрабатывать новое содержание образования. По их мнению, новые учебные программы должны строиться, исходя из новой концепции взаимоотношений между вузом и остальными общественными структурами в рамках стратегии развития компетентности человека. При этом знания предлагается не дробить искусственно. Меняется и функция педагога. Он должен быть не только лицом, предлагающим знания и умения, но и активным посредником между учащимися и ситуациями, в которых актуализируется и находит практическое применение тот или иной вид компетентности. Организация такого рода учебного процесса требует установления множества связей между вузом, с одной стороны, и учреждениями, людьми, чья деятельность имеет отношение к тем или иным областям компетентности - с другой, что одновременно позволяет реализовать интеграцию теории и практики.

В последние десятилетие, несмотря на то, что изучением профессиональной компетентности активно занимались как отечественные, так и зарубежные ученые, в современной литературе нет единства в вопросе определения сущности рассматриваемого понятия.

В разных трудах под профессиональной компетентностью педагога понимается:"психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно" (А.К. Маркова);"форма исполнения субъектом педагогической деятельности, обусловленная глубоким знанием свойств преобразуемых предметов труда, свободным владением орудиями производства, соответствием характера выполняемых работ профессионально важным качествам учителя" (Е.М. Павлютенков);"уровень собственно профессионального образования" (Б.С. Гершунский);"качественная характеристика степени овладения педагогом профессиональной деятельностью" (Н.В. Матяш") и пр.

Исследуя вопросы качества профессиональной деятельности педагога, его мастерства и профессионализма, педагогических способностей и требований к педагогу, известный российский ученый Н.В. Кузьмина выделяет в числе важнейших характеристик педагогических работников, влияющих на результативность труда, их профессиональную компетентность. В качестве основных элементов педагогической компетентности она выделяет: специальную компетентность в области преподаваемой дисциплины; методическую компетентность в области способов формирования знания, умений и навыков учащихся; психолого-педагогическую компетентность в сфере обучения; дифференциально-психологическую компетентность в области мотивов, способностей и направленности обучаемых и аутопсихологическую компетентность.

Специальная компетентность включает глубокие знания, квалификацию и опыт производственной деятельности в области преподаваемого предмета, специальности, по которой ведется обучение; знание способов решения технических, творческих задач, связанных с конкретным производством.

Методическая компетентность включает владение различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.

Психолого-педагогическая компетентность предполагает владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов педагогической диагностики; знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения; умение побуждать и развивать у обучаемых устойчивый интерес к выбранной профессии, к преподаваемому предмету.

Дифференциально-психологическая компетентность включает умение выявлять личностные особенности, установки и направленность обучаемых, определять эмоциональное состояние людей; умение грамотно строить взаимоотношения с руководителями, коллегами и учащимися.

Аутопсихологическая компетентность подразумевает умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; знание о способах профессионального самосовершенствования; умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе; желание самосовершенствоваться [6].

Обобщая, можно сказать, что профессиональная компетентность преподавателя высшей школы - это характеристика теоретической и практической подготовленности специалиста к осуществлению педагогической деятельности, представленная совокупностью общепедагогической, специальной, технологической, коммуникативной и рефлексивной компетенций и выражающаяся в способности самостоятельно, ответственно, эффективно выполнять функции обучения, воспитания и развития будущих специалистов.

Читайте также

Список литературы

  1. Белобрыкина О.А., Гейдебрехт Н.А. Дифференциально-диагностические основы в реализации индивидуального подхода в образовании // Инновации в медицине, психологии и педагогике: материалы VII Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией М.Г.Чухровой, О.А. Белобрыкиной. 2016. С. 135-140.
  2. Бим И. Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа. М.: Новая школа, 1995. 128 с.
  3. Воропаев М.В. По ком звонит колокол в российском образовании // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2014. № 4. С. 115-125.
  4. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Философия и культура повышения качества высшего профессионального образования // Наука. Мысль. 2015. № 9. С. 28-41.
  5. Громкова М. О педагогической подготовке преподавателя высшей школы. // Высшее образование в России. - 1994. - №4. - С. 105-108.
  6. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. -М., 1999.
  7. Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. - Л.: Изд-во Ленинградского университета. - 1974. - 112 с.
  8. Жигулин Г.Ю. Оскудение гуманитарного образования в высшей естественнонаучной школе: симптомы и лечение // Наука. Мысль. 2014. № 8. С. 23-24.
  9. Жорова И.Я. Технологические аспекты гуманизации последипломного педагогического образования // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2014. № 3. С. 20-30.
  10. Костригин А.А. Особенности реализации высшего образования на современном этапе развития общества // Наука. Мысль. 2015. № 1. С. 29-39.
  11. Кушин В.С. Общие основы педагогики. - Р-н/Д.: Март, 2002.
  12. Лакеева М.Ю., Белобрыкина О.А. Роль методического обеспечения в формировании профессиональной компетентности психолога // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2014. № 2. С. 65-73.
  13. Магомедова Т.И. Методическая стратегия модульно-компетентностного подхода к образовательному процессу в современном вузе // Дидактическая филология. 2016. № 1. С. 45-50.
  14. Маштакова А.Ю. Траектории обучения студентов в классическом университете // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2015. № 2. С. 46-60.
  15. Овсянников Д.В., Руснак Р.Р. К вопросу о различиях между студентами инновационных и классических вузов // Наука. Мысль. 2014. № 9. С. 9-11.
  16. Педагогическая энциклопедия. Т.3. Н-СН. - М.: Советская энциклопедия, 1996. - 879 с.
  17. Попов Т., Сиджимова Д. Диалог со студентами во время работьі на лекциях и место преподавателя в данном процессе // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2013. № 1-2. С. 146-150.
  18. Пушкарева Т.Г. Как способ формирования социальной компетентности: структура и содержание // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2012. № 2. С. 15-28.
  19. Рогова Г. В., Верещагина Н. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. М.: Просвещение, 1998. 232 с.
  20. Семенова Л.Э., Семенова В.Э. Гендерная составляющая компетентностного подхода профессиональной подготовки кадров в высшей школе // Образование и наука: вопросы теории и практики. 2015. № 1. С. 208-214.
  21. Сытдыков А.С. Педагогические идеи и просветительская деятельнось И. Алтынсарина. - Алматы: Мектеп, 1968.
  22. Усманова М.Н., Бафаев М.М. Внедрение современных технологий в образовании как фактор повышения качества образовательного процесса // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2012. № 4. С. 43-48.
  23. Шнейдер Л.Б. Образовательные инновации: позитивное и негативное // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2014. № 2. С. 6-18.

Цитировать

Камалова, Д.О. Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы / Д.О. Камалова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 57. — С. 463-468. — URL: https://novainfo.ru/article/9909 (дата обращения: 03.12.2022).

Поделиться