Анализ проблемы нарушения детско-родительских отношений, как причины девиантного поведения подростков

№104-1,

психологические науки

В статье авторами рассмотрены основные психологические особенности взаимоотношений подростков с их родителями. Проведен анализ психологической структуры личности подростка по отношению к родителям. Проанализированы особенности развития эмоциональной сферы восприятия и проблемные вопросы взаимоотношений подростков и родителей. В результате рассмотрения данной проблемы авторы приходят к выводу, что семья оказывает непосредственное воздействие, на формирование личности подростка и зависит от позиции, занимаемой родителями в процессе воспитания.

Похожие материалы

Подростковый возраст — это особенный и очень важный для дальнейшего становления личности возраст. В это время происходит существенная перестройка всего организма ребенка.

Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-16 лет. Этот период знаменуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка. «Переходным» от детства к взрослости этот возраст делают мощные сдвиги, происходящие во всех областях жизнедеятельности подростков [1, 10-13].

Подросток начинает уже осознанно относиться к жизни и приравнивать себя в социальном положении к взрослым. Зачастую это сопровождается периодическими конфликтными проявлениями, когда совет взрослого человека уже не является доминирующей основой сознательного поведения, а личность начинает прислушиваться к своей собственной логике и интуиции. Подростковый возраст можно также охарактеризовать, как стремление к равноправию и независимости. Данный этап характеризуется трудностями, кризисами и драматическими переживаниями. В этот период: складываются черты характера, формируются устойчивые особенности поведения, закрепляются способы эмоционального реагирования [2, 8-10]. Ребёнок отделяется от родителей и уходит в свой мир — мир сверстников.

Противоречие подросткового возраста заключается том, что ребёнок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но в сочетании с избеганием взрослой ответственности. Подросток зачастую отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них. Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде. Для подросткового возраста характерны раздражительность, вспыльчивость, повышенная возбудимость, которая в соединении с бурной энергией и активностью при недостаточной выдержке приводит, зачастую, к нежелательным поступкам, нарушениям дисциплины и даже правовым нарушениям и преступлениям.

В поисках себя взрослого, своего опыта, смысла жизни и общения одинокие подростки переходят от одной группы сверстников к другой, увлекаются алкоголем и наркотиками. Нередко выходом из одиночества становится самоубийство [1, 18-22].

Например, в соответствии с «теорией рекапитуляции» Ст. Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Это промежуточная стадия между детством — эпохой охоты и собирательства и взрослым состоянием — эпохой развитой цивилизации.

Его представление о «бунтующем» отрочестве, насыщенном стрессами и конфликтами, в котором доминирует нестабильность, энтузиазм, смятение и царствует закон контрастов, глубоко вошли в психологию.

Ст. Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту [3].

У подростков чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруистичностью, высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию, живая любознательность — в умственное равнодушие, страсть к чтению — в пренебрежение к нему, стремление к реформаторству — в любовь к рутине, увлечение наблюдениями — в бесконечные рассуждения.

Именно поэтому подростку так важно чувствовать себя равным взрослым. Тогда возникает вопрос: что же могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку? Избежать недопонимания и прямых столкновений можно, если родители пойдут навстречу подростку, а семья постепенно приспособится к новой ситуации, а именно примет ребенка таким, какой он есть [4, 33-40].

Для подросткового возраста характерна направленность поиска на собственную личность, самоисследование и самоанализ. Именно в этот период подросток старается найти для себя ту личность, на которую он будет равняться, подражать [5, 17-20]. Такая личность станет для него идеалом и именно поэтому этим идеалом должны стать родители ребенка!

Родители являются для подростка примером для подражания, хотя и не являются таким абсолютным авторитетом, как в детстве. Дети начинают воспринимать своих родителей более критично: стремление к подражанию и степень идентификации с родителями заметно снижаются, в качестве примеров для подражания выбираются другие люди (знакомые, сверстники, популярные личности). Вместе с тем, подростки хотят иметь таких родителей, которыми можно было бы гордиться и восхищаться и это является важным условием достижения подростком психологического комфорта [6, 39].

Еще одной важнейшей функцией родителей в подростковом возрасте является помощь ребенку в решении сложных жизненных проблем, информирование и содействие в формировании оценки самых разных сторон жизни. В этот период подросток вступает в период интенсивного овладения социальными ролями взрослого человека, круг его общения быстро расширяется. Родители являются источником жизненного опыта и для подростка, при всем его стремлении к самостоятельности, жизненный опыт и помощь старших очень важны. Поэтому в возникновении личных проблем подростка их влияние является определяющим.

С родительской точки зрения переходный возраст является тревожным периодом, сопряжённым с агрессивным и зачастую неконтролируемым поведением подростка (в большинстве, родители нервничают из-за самого факта потери контроля над своим ребёнком, а не из-за конкретных недопустимых поведенческих проявлений), началом его половой жизни, его желанием к самостоятельному принятию решений и отрицанию того, что для него психологически дискомфортно.

Проанализировав основные проблемы во взаимоотношениях подростков с родителями, мы предлагаем некоторые рекомендации направленные на установление взаимопонимания:

  1. Главное средство воспитания — это пример родителей, их деятельность. Это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи в ее заботах, радостях. Ведь только собственным хорошим примером можно научить, а так же давая ребенку, возможность высказывать свои мысли и предложения касаемые семьи, у подростка формируется ответственность и он чувствует себя нужным семье.
  2. Сделайте жизнь ребенка интересной и многообразной. Уделяйте ему больше свободного времени. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных и личных делах. Вы сами в первую очередь должны доверять ребенку, тогда и он станет доверять вам.
  3. Эффективным способом сплочения семьи, установления дружеских взаимоотношений является проведение совместного досуга. Туристические походы в лес, горы, плавание, лыжи. Важно не место, где проводишь время со своим ребенком, а впечатление от совместно пережитых испытаний. Именно в таких ситуациях ребенок учится доверять Вам свою жизнь, тайны, делится своими секретами, успехами.
  4. Не старайтесь спрятать ребенка от трудностей. Обсуждайте с детьми свою жизнь, считайтесь с их мнением в решении семейных проблем. Дети должны чувствовать ответственность за все, что они совершают в жизни.
  5. Укрепляйте в ребенке здоровье, помогайте выработать уверенность в собственных силах. Разговаривайте друг с другом, слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Общайтесь, выполняя совместные дела. Если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга!

Если подросток не находит понимания, то атаки и конфронтации с его стороны усиливаются, усугубляя тем самым и ваше противодействие. Такие «военные действия» могут затянуться надолго, наложив отпечаток на всю последующую жизнь и отрицательно повлияв на черты характера, дальнейшее отношение к людям и манеру общения.

Постарайтесь вспомнить себя в этом возрасте, свои нереализованные надежды, испытанную боль и многое другое, что пришлось тогда пережить. Поймите, как нужны вашему «трудному» сыну или дочери ваша открытость и честность, человеческое отношение, а не авторитарное воспитание. Помогите своему ребенку, общаясь с ним на равных, найти свое место в этой непростой жизни!

Семья оказывает непосредственное воздействие, на формирование личности подростка и зависит от позиции, занимаемой родителями в процессе воспитания. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Развитие подростка и помощь ему невозможно оторвать от реалий семейной жизни. Больше всего благополучию подростка способствуют доброжелательная атмосфера в семье и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие. Родительская любовь — величайший и незаменимый источник развития подростка, эмоций, нравственных качеств, положительного мироощущения, уверенности в себе.

Список литературы

  1. Истратова О.Н., Эскакусто Т.В. Большая книга подросткового психолога. М.: Феникс, 2010. — 640с.
  2. Роберт и Джин Байярд «Ваш беспокойный подросток» М.: Издательство Академический проект, 2013. — 208с.
  3. Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 272 с.
  4. Дэниэл Дж. Сигел Вне зоны доступа. Как не потерять контакт с ребенком в подростковом возрасте. М.: Эксмо, 2016. — 260с.
  5. А. Фабер, Э. Мазлиш Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили. М.: Эксмо-Пресс, 2011. — 350 с.
  6. Дробышевская Н.А. Не должны быть потеряны дети. М.: Издательство Московской Патриархии, 2013. — 174с.