Социальная и психологическая помощь осужденным в УИС

№57-4,

Психологические науки

В статье рассмотрены вопросы оказания социальной помощи осужденным в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Похожие материалы

В условиях современной действительности все больше осужденных в исправительных учреждениях нуждаются в социальной помощи. Этими проблемами в нашей стране занимаются специальные службы в лице социальных работников исправительного учреждения. [2, С. 53].

Поскольку коммуникация является специфической чертой социальной работы, социальный работник обязан знать все закономерности и правила процесса коммуникации, а также соблюдать коммуникативную культуру и нормативные документы. Вся человеческая жизнь построена на общении, потому что все пространство жизнедеятельности человека межличностное по своему характеру. [8, С. 14].

Специалист по социальной работе, помимо общения с осужденными исправительного учреждения и своими коллегами, контактирует с представителями различных организаций и руководителями разных уровней [1, С. 22].]. Социальный работник в своей работе использует технологии PR, современные технологии и средства массовых коммуникаций. Социальному работнику необходимо обладать коммуникативной культурой, что в свою очередь поможет ему эффективно решать поставленные задачи по улучшению жизни осужденных, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Можно выделить основные виды общения в профессиональной деятельности социального работника:

  1. Деловое (общение с представителями различных организаций с целью решения проблем осужденных),
  2. Консультативное (общение с осужденными с целью оказания психологической и социальной помощи),
  3. Межличностное (общение с осужденными, основанное на доверительных отношениях).

Все эти виды общения зачастую переплетаются и осуществляются с использованием вербальных и невербальных средств. [4, С. 49].

В функции социального работника входит координация деятельности различных организаций и учреждений, отстаивание интересов осужденных в различных инстанциях. Все это осуществляется при деловом общении, при деловой беседе социального работника с партнерами по совместному сотрудничеству.

Деловая беседа представляет собой акт непосредственной коммуникации с помощью вербальных и невербальных средств.

Деловая беседа имеет характерные особенности:

  • ощущение сопричастности и ответственности в решении проблем осужденных,
  • аналитический подход к учету и оценке субъективных и объективных факторов,
  • креативный подход к предмету обсуждения,
  • использование инновационных средств коммуникации.

К деловому общению социальному работнику желательно предварительно подготовиться с учетом следующих рекомендаций:

  1. Надо заранее подготовить план беседы.
  2. Подготовить предварительную справку-объективу на осужденного.
  3. Изучить движущие мотивы осужденного, его ожидания от встречи, уровень его притязаний.
  4. Беседу стараться проводить строго конфиденциально.
  5. Во время беседы быть искренним, вежливым, тактичным по отношению к осужденному. [9, С. 89].
  6. Не отвлекаться от предмета беседы, избегать пространных рассуждений, выражать свои мысли четко и ясно, без двояких толкований.

При ведении беседы ни в коем случае не прерывать собеседника на полуслове, необходимо выслушать все аргументы осужденного, его проблемы и жалобы, выслушать до конца его мнение [3, С. 24].

Часто в своей служебной деятельности социальный работник выступает в роли консультанта. Это может быть психологическое консультирование и консультирование по социальным вопросам, по проблеме трудной жизненной ситуации осужденного, использование своего личного опыта в жизни исправительного учреждения. Как правило, консультирование происходит при живом общении с осужденным в специально отведенном для этих целей помещении. Современные средства коммуникации позволяют общаться с осужденным непосредственно или с использованием интернет-технологий, если осужденный находится в другом учреждении. [6, С. 148]. Это позволяет вести доверительные беседы, проводить консультации, используя видеоконференцию, видео мосты, и проводить консультирование с многими осужденными одновременно в режиме реального времени. Консультирование предназначено для оказания психологической и социальной помощи людям, находящимся в исправительных учреждениях, а также лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и испытывающим трудности в исправительном учреждении.

Консультативное общение отличается от делового общения, но отдельные черты делового вида общения присутствуют. В консультировании по вопросам семьи осужденного, отношения между осужденным и социальным работником исправительного учреждения желательно выстраивать доверительными, основанными на взаимоуважении друг друга.

При проведении консультаций по юридическим, экономическим, бытовым и другим возникающим во время беседы вопросам общение проходит в официально-деловом стиле с соблюдением конституционного права и личного достоинства осужденного. Социальному работнику всегда необходимо соблюдать выдержку и спокойствие и излучать доброту и уважение к осужденному. Раздражение, повышенные тона, оскорбление осужденного недопустимы при проведении бесед и консультаций. [7, С. 136].

Социальному работнику необходимо проходить курсы повышения квалификации. Хотя бы один раз в месяц надо посещать тренинги по культуре и технологии проведения бесед, и консультаций. [5, С. 17].

Обобщая все вышесказанное, отметим, что консультирование является организованным и продуманным общением между социальным работником и осужденным в исправительных учреждениях с соблюдением всех правовых и этических норм с целью решения различных жизненно важных вопросов, возникающих у осужденного. Задача социального работника состоит в том, чтобы на все вопросы осужденный получил исчерпывающие ответы и остался удовлетворенным от общения с социальным работником исправительного учреждения.

Социальный работник является для многих осужденных в исправительном учреждении единственным человеком, с которым можно обсудить любые вопросы и получить психологическое облегчение. Социальный работник является лицом исправительного учреждения и от его компетентности зависит деловая репутация учреждения.

Список литературы

  1. Киселева И.А., Симонович Н.Е. Оценка рисков с учетом влияния человеческого фактора //Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 2 (353) , сс. 21-27.
  2. Киселева И.А., Симонович Н.Е. Проблемы самореализации личности в современных условиях инноваций // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014 № 6 (243) – сс.53-56.
  3. Киселева И.А., Симонович Н.Е. Принятие решений в условиях риска: психологические аспекты // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 18. С. 23-29.
  4. Киселева И.А., Симонович Н.Е. Проблемы социальной безопасности человека в современном обществе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 44– М., сс.48-52.
  5. Киселева И.А., Симонович Н.Е. Роль мотивации в эффективных компаниях // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 21. С. 16-24.
  6. Киселева И.А., Симонович Н.Е. Проблемы безопасности и риска с позиции психолога и экономиста – М., Новая реальность, 2016, 148 с.
  7. Киселева И.А., Симонович Н.Е. Особенности оценки рисков и роль мотивации в период кризиса – М., Новая реальность, 2016, 136 с.
  8. Киселева И.А., Симонович Н.Е. Роль мотивации в жизни людей // Аграрное образование и наука. 2016. № 3. С. 14.
  9. Симонович Н. Е., Кольцова В. А., Олейник Ю. Н. Социальное самочувствие человека: психологическая интерпретация// В книге: Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе. К 110 – летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна: Тезисы докладов к международной научно- практической конференции. 1999. С. 88 – 89.