Психологическая подготовка пациента к эндоскопическим исследованиям в ОАО «Медицина»

№59-2,

Медицинские науки

В статье рассматриваются психологические аспекты работы медицинского персонала кабинета (отделения) эндоскопии при проведении эндоскопических исследований.

Похожие материалы

Современным стандартом диагностики заболеваний желудочно-кишечного тракта является, безусловно, эндоскопическое исследование. В настоящее время эндоскопические методы исследования играют большую роль в раннем выявлении и адекватном лечении пациентов с заболеваниями органов пищеварения.

Необходимо отметить, что многопрофильная клиника ОАО «Медицина» является единственной клиникой в Российской Федерации, аккредитованной по международным стандартам оказания медицинской помощи JCI. Аккредитация Joint Commission International − это наиболее объективная и престижная международная сертификация в области организации здравоохранения, которая считается «золотым стандартом» качества [6, 13]. Она является подтверждением соответствия учреждения здравоохранения медицинским и административным стандартам, а также требованиям по обеспечению международных целей по безопасности обслуживаемых пациентов [7, 8, 10, 11, 12]. В работе клиники ОАО «Медицина» уделяется большое внимание вопросам медицинской этики и деонтологии [9, 12, 13].

Эндоскопический кабинет клиники ОАО «Медицина» оказывает широкий спектр эндоскопических исследований пациентам клиники.

Надо отметить, что такие исследования как эндоскопическое ультразвуковое исследование и ретроградная холецистопанкреатография как правило, проводятся под внутривенной анестезией. А гастроскопия, бронхоскопия и колоноскопия чаще проводятся без наркоза и требуют активного общения медицинского персонала клиники с пациентом перед, во время и после проведения эндоскопии.

В ряде работ отечественных авторов отмечено, да и наша многолетняя практическая деятельность убеждает, что пациенты, достаточно эмоционально реагирующие на прохождение эндоскопического исследования, переживают сильный стресс [5].

Больной человек в большинстве случаев тревожен, так как даже легкое заболевание оказывает на его психическую деятельность угнетающее действие, а еще приходится проходить исследования и процедуры, которые у большинства пациентов вызывают страх [3, 4]. К таким видам исследований относятся, в том числе, и эндоскопические методы.

Так при прохождении гастроскопии пациент испытывает страх асфиксии или аспирации содержимым желудка из-за отсутствия представления о топографическом соотношении дыхательного и пищеварительного трактов. Эндоскопическое исследование толстого кишечника пациенты часто связывают с болевым синдромом и предполагают проведение данной процедуры с общим обезболиванием. Немалую роль в этом может играть негативный опыт проведенных ранее исследований, либо опыт «знакомых», прошедших аналогичные процедуры.

При эндоскопическом исследовании неизбежно происходит контакт аппарата с внутренними средами (поверхностью слизистой оболочки, содержимым осматриваемых органов, кровью), и это вызывает опасения ряда пациентов по поводу возможного инфицирования организма во время исследования. Ряд отечественных авторов правильно отмечают, что эти и другие причины являются ключевыми моментами в возникновении стресса перед эндоскопическим исследованием [1, 2].

Психологическое состояние пациента является основополагающим условием, наряду с качественной подготовкой, для проведения безопасной и эффективной эндоскопии.

Поэтому, учитывая все выше изложенное, нами в 2013-2016 годах была разработана методика психологической подготовки пациентов к эндоскопическим исследованиям. Основное внимание было уделено вербальным приемам [4]. В этой ситуации роль медицинского персонала кабинета эндоскопии (врач-эндоскопист и медицинская сестра) многократно возрастает.

Немаловажное значение имеет общение врача с пациентом перед данными видами обследования. Зачастую пациентам важно. Прежде всего, именно с эмоциональной точки зрения, пациентам важно знать: что за врач будет их обследовать, его опыт, квалификация.

Врач, являясь ключевым звеном в общении с пациентом, выясняет повод обращения для проведения обследования, жалобы, анамнез (прежде всего заболевания), историю обращений на обследования и лечение. При этом, в беседе, врач имеет возможность и должен своим поведением, содержанием, ритмом и стелем ведения беседы, и даже интонацией в голосе максимально нивелировать отрицательные эмоции пациента, настроить его на предстоящую процедуру.

Необходимо отметить, что современная технология проведения эндоскопического исследования требует от врача предельной концентрации внимания на самом процессе проведения исследования и постановки диагноза, тогда как медицинская сестра следит за общим состоянием обследуемого пациента и имеет возможность своевременно оказать ему психологическую помощь.

Медицинская сестра на этапе подготовки к эндоскопическому исследованию, посредством адекватного психологического контакта имеет возможность максимально снизить у пациента чувство тревоги.

Медицинская сестра отделения разъясняет пациенту сущность проведения исследования и соответствующие правила поведения. При этом ей необходимо установить контакт исключительно на личном доверии пациента к врачу-эндоскописту. Вызывая личный интерес у пациента к диагностическому процессу, необходимо добиться положительного психологического результата в проведении исследования, нивелируя чувство тревоги перед проведением исследования и во время проведения эндоскопического исследования.

Правильное решение вышеизложенных задач лежит в сфере профессионального этического поведения медицинской сестры в процессе взаимодействия с пациентами. В этой связи хочется отметить, что помимо высокого уровня владения профессиональными знаниями и умениями, медицинская сестра должна обладать и навыками медицинской этики и деонтологии [4].

Можно отметить, что в 21 веке, когда у многих пациентов в Российской Федерации есть возможность выбирать место получения медицинских услуг, общение потенциального клиента с медицинской сестрой имеет не только этическое, но и коммерческое значение [5].

Поэтому, руководство ОАО «Медицина» уделяет столь большое внимание обучению навыкам психологического контакта средний медицинский персонал. Ежемесячно проводятся тренинги и мастер классы, занятия с приглашенными психологами.

Таковы некоторые аспекты деятельности медицинской сестры при проведении эндоскопических исследований в диагностическом отделении клиники ОАО «Медицина».

Список литературы

  1. Roitberg G.E., Dorosh Z.V., Sharkhun O.O. A new method for screening diagnosis of insulin resistance // Bulletin of Experimental Biology and Medicine. 2015. Т. 158. № 3. С. 397-400.
  2. Roitberg G.E., Kreymer V.D. NBI-endoscopy. Method of early diagnosis of chronic diseases of the gastrointestinal tract // International Journal of Biomedicine. 2012. Т. 2. № 1. С. 41-44.
  3. Агеева Н.С. Анализ данных социологического опроса пациентов женщин клиники «Медицина» // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 51. С. 235-236.
  4. Балабанова Н.В., Датий А.В., Федосеев А.А. Анализ опроса пациентов терапевтического профиля клиники «Медицина» // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 51. С. 278-279.
  5. Белухин Д.А. Медсестра: психолог и педагог // Сестринское дело. 2000. № 6. С. 32-33.
  6. Дорош Ж.В., Кондратова Н.В., Ройтберг Г.Е., Сластникова И.Д., Тарабарин С.А., Шархун О.О. Повышение безопасности медикаментозной терапии в работе врача общей практики // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 57. С. 528-533.
  7. Кондратова Н.В., Ройтберг Г.Е., Галанина Е.В. Подготовка к аккредитации JCI // Здравоохранение. 2016. № 1. С. 44-51.
  8. Островская И.В. Психологические особенности профессионального общения медсестры с пациентами пожилого и старческого возраста // Медицинская сестра. 2003. № 6. С.34-36.
  9. Ройтберг Г.Е., Дорош Ж.В., Шархун O.O., Ушакова Т.И., Трубино Е.А. Возможности применения нового метаболического индекса при оценке инсулинорезистентности в клинической практике // Рациональная фармакотерапия в кардиологии. 2014. Т. 10. № 3. С. 264-274.
  10. Ройтберг Г.Е., Кондратова Н.В., Галанина Е.В. Сравнительная оценка уровня культуры безопасности в медицинских организациях // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016. Т. 24. № 4. С. 204-208.
  11. Ройтберг Г.Е., Кушкин Д.Н. Система менеджмента качества медицинского учреждения. От процессного подхода до самооценки // Сертификация. 2010. № 3. С. 38-45.
  12. Ройтберг Г.Е., Кушкин Д.Н., Гончарова Н.Г. Опыт международной аккредитации ЛПУ: Международные модели управления // Здравоохранение. 2011. № 8. С. 96-103.
  13. Ройтберг Г.Е., Ушакова Т.И., Шархун О.О., Дорош Ж.В. Интегральный подход к диагностике метаболического синдрома в клинической практике // Кардиология. 2012. Т. 52. № 10. С. 45-50.