Учебная программа «Общественное здоровье и здравоохранение»

№62-3,

Педагогические науки

В статье показаны основные положения учебной программы по общественному здоровью и организации здравоохранения.

Похожие материалы

Учебная программа дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения высшего профессионального образования по направлению подготовки 060105.65 с учетом рекомендаций примерной основной образовательной программы (ООП) высшего профессионального образования по соответствующему направлению подготовки. При подготовке программы нами была использована учебная, учебно-методическая и научная литература [1-15].

Учебная дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение» преследует цель формирования системных знаний, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и осуществление надзора в сфере защиты прав потребителей.

Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение» относится к профессиональному циклу дисциплин. Она является предшествующей для изучения дисциплин: гигиена питания, военная гигиена, коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков, гигиена труда, эпидемиология, медицинское право.

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

Студент должен овладеть следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей достижения (ОК-1).

Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

  • способностью и готовностью к разработке, организации и выполнению комплекса лечебно-профилактических мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья и снижения заболеваемости различных контингентов населения и отдельных пациентов (ПК-10);
  • способностью и готовностью к проведению санитарно-просветительской работы с населением по вопросам профилактической медицины, к работе с учебной, научной, нормативной и справочной литературой, проведению поиска информации для решения профессиональных задач (ПК-23);
  • способностью и готовностью к анализу результатов собственной деятельности и деятельности органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, учреждений, осуществляющих свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, иных учреждений здравоохранения с учетом требований официальных законодательных, нормативных и правовых документов (ПК-30);
  • способностью и готовностью к оценке (описанию и измерению) распределения заболеваемости по категориям, а в отношении отдельных болезней по территории, группам населения и во времени (ПК-34).

Содержание компетенций и планируемый пороговый уровень развития компетенций в результате изучения дисциплины

Код компетенции

Содержание компетенции (или ее части)

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны

Знать

Уметь

Навыки

1.

ОК-1

Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей достижения.

  • основные принципы и положения конституционного, гражданского, трудового, семейного, административного, уголовного права, права и обязанности врача и пациента.
  • применять нормативно-правовые акты РФ, действующие в сфере обеспечения и защиты прав человека по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей, технического регулирования и здравоохранения.
  • навыками поиска и применения норм, действующего Российского Законодательства.

2.

ПК-10

способностью и готовностью к разработке, организации и выполнению профилактических мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья и снижения заболеваемости различных контингентов населения.

  • факторы риска основных заболеваний человека;
  • организацию предварительных периодических и целевых медицинских осмотров;
  • организацию скрининга по выявлению лиц с заболеваниями и групп повышенного риска заболеть определённой патологией;
  • виды и стадии профилактики;
  • критерии оценки эффективности профилактики.
  • выявлять факторы риска основных заболеваний человека, проводить профилактические мероприятия;
  • анализировать и оценивать уровни здоровья различных контингентов населения: городского, сельского, детей, беременных женщин, работников промышленных предприятий.
  • алгоритмом решения профессиональных задач по организации и выполнению комплекса профилактических мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья населения и снижение заболеваемости.

3.

ПК-23

способностью и готовностью к проведению санитарно-просветительской работы с населением по вопросам профилактической медицины, к работе с учебной, научной, нормативной и справочной литературой, проведению поиска информации для решения профессиональных задач.

  • возможности поиска информации для решения профессиональных задач; — основы профилактической медицины;
  • методы санитарно-просветительной работы с населением: практически здоровым, групп повышенного риска заболеть определённой патологией и больными.
  • самостоятельно работать с научной, нормативной и справочной литературой по поиску информации о методах проведения санитарно-просветительной работы с населением.
  • навыками работы с учебной, научной, нормативной и справочной литературой;
  • методами поиска информации по вопросам профилактической медицины для решения профессиональных задач;
  • алгоритмом решения профессиональных задач при осуществлении профессиональной деятельности по проведению санитарно-просветительной работы с населением по вопросам профилактической медицины.

4.

ПК-30

способностью и готовностью к анализу результатов собственной деятельности и деятельности органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, учреждений, осуществляющих свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, иных учреждений здравоохранения с учетом требований официальных законодательных, нормативных и правовых документов.

  • законы и нормативно-правовые акты РФ в сфере здравоохранения, технического регулирования, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, иммунопрофилактики, профилактики госпитальных инфекций;
  • органы управления Роспотребнадзора;
  • номенклатуру учреждений здравоохранения;
  • теоретические и организационные основы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения;
  • правовые и законодательные документы в пределах профессиональной деятельности;
  • функции и задачи и структуру органов и учреждений Роспотребнадзора;
  • основы организации медицинской помощи населению;
  • показатели деятельности учреждений Роспотребнадзора, в том числе других медицинских организаций системы здравоохранения;
  • основы социального страхования и обеспечения;
  • учётно-отчётную документацию.
  • интерпретировать данные, содержащиеся в нормативно-правовых актах РФ в сфере здравоохранения, технического регулирования, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка в своей профессиональной деятельности;
  • производить расчёт и анализировать показатели деятельности учреждений Роспотребнадзора, в том числе других медицинских организаций системы здравоохранения.
  • навыками работы с нормативной, законодательной и правовой документацией в пределах профессиональной деятельности;
  • методикой анализа показателей деятельности учреждений Роспотребнадзора и других медицинских организаций системы здравоохранения;
  • применением в профессиональной деятельности знаний о нормативно-правовых документах по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения для понимания мер ответственности при несоблюдении Законодательства РФ.

5.

ПК-34

способностью и готовностью к оценке заболеваемости населения, распределения отдельных болезней по территории, группам населения и во времени

  • методы и источники изучения заболеваемости населения;
  • показатели заболеваемости населения;
  • современное состояние, тенденции и особенности заболеваемости населения РФ.
  • производить расчёт и анализ показателей заболеваемости населения;
  • анализ распространённости болезней по территориям, группам и во времени.
  • методикой анализа показателей заболеваемости;
  • алгоритмом решения профессиональных задач по оценке заболеваемости населения.

Список литературы

  1. Roitberg G.E., Kreymer V.D. NBI-endoscopy. Method of early diagnosis of chronic diseases of the gastrointestinal tract // International Journal of Biomedicine. 2012. Т. 2. № 1. С. 41-44.
  2. Агеева Н.С., Артамонова Н.М., Булатецкий С.В., Власенко А.В., Воронцова Л.Ф., Карпухин А.А., Ларина Г.В., Селиванов Б.С., Тютюев В.В., Шаталов Ю.Н. Рабочая программа по «Судебной медицине» // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 6. № 58. С. 410-417.
  3. Агеева Н.С., Артамонова Н.М., Власенко А.В., Датий А.В., Калинина М.Н., Креймер В.Д., Мартынова М.В., Селиванов Б.С., Субботин С.М., Фесюн А.Д. Социологический опрос пациентов мужчин после эндоскопического исследования желудка // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 2. № 59. С. 457-459.
  4. Агеева Н.С., Власенко А.В., Воронцова Л.Ф., Датий А.В., Калинина М.Н., Креймер В.Д., Мартынова М.В., Селиванов Б.С., Фесюн А.Д., Шаталов Ю.Н. Психологическая подготовка пациента к эндоскопическим исследованиям в ОАО «Медицина» // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 2. № 59. С. 406-409.
  5. Артамонова Н.М., Багреева Е.Г., Гостев В.В., Датий А.В., Карпухин А.А., Коридзе М.Т., Ларина Г.В., Мартынова М.В., Субботин С.М., Тютюев В.В. Программа по праву социального обеспечения // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 49. С. 359-363.
  6. Артамонова Н.М., Булатецкий С.В., Воронин Р.М., Калинина М.Н., Карпухин А.А., Субботин С.М., Тютюев В.В. Анализ социологического исследования мужчин в городской поликлинике Рязани // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 45. С. 294-299.
  7. Булатецкий С.В., Власенко А.В., Воронцова Л.Ф., Калинина М.Н., Карпухин А.А., Ларина Г.В., Мартынова М.В., Селиванов Б.С., Тютюев В.В., Шаталов Ю.Н. Программа «Судебная психиатрия» для обучения юристов // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 6. № 58. С. 418-426.
  8. Власенко А.В., Датий А.В., Калинина М.Н., Карпухин А.А., Креймер В.Д., Мартынова М.В., Селиванов Б.С., Субботин С.М., Фесюн А.Д., Шаталов Ю.Н. Рабочая программа по медицинской информатике // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 2. № 59. С. 343-346.
  9. Датий А.В., Дегтярев А.Л., Карпухин А.А., Ларина Г.В., Селиванов Б.С., Субботин С.М., Федосеев А.А., Шаталов Ю.Н. Результаты опроса женщин в городской поликлинике № 52 // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 42. С. 273-276.
  10. Дорош Ж.В., Кондратова Н.В., Ройтберг Г.Е., Сластникова И.Д., Тарабарин С.А., Шархун О.О. Повышение безопасности медикаментозной терапии в работе врача общей практики // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 57. С. 528-533.
  11. Дорош Ж.В., Кондратова Н.В., Ройтберг Г.Е., Сластникова И.Д., Шархун О.О. Профилактика и ранняя диагностика онкологических заболеваний в работе врача общей практики // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 57. С. 497-502.
  12. Ройтберг Г.Е., Кондратова Н.В., Галанина Е.В. Возможности повышения безопасности пациента в медицинской организации // Успехи современной науки. 2016. Т. 1. № 4. С. 135-142.
  13. Ройтберг Г.Е., Креймер В.Д., Восканян Ю.Э., Уколова М.А. Новые лечебно-диагностические и информационно-аналитические технологии в здравоохранении (Клиника ОАО «Медицина» (Москва) – первая в России и СНГ 5*-звездочная smart-клиника мирового уровня) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 11-1. С. 67-68.
  14. Ройтберг Г.Е., Кушкин Д.Н. Система менеджмента качества медицинского учреждения. От процессного подхода до самооценки // Сертификация. 2010. № 3. С. 38-45.
  15. Ройтберг Г.Е., Кушкин Д.Н., Гончарова Н.Г. Опыт международной аккредитации ЛПУ: международные модели управления // Здравоохранение. 2011. № 8. С. 96-103.