Государственная поддержка инвестиционных проектов на региональном уровне на примере Волгоградской области

№112-1,

экономические науки

На современном этапе развития Волгоградской области особо популярным становится такой новый, более эффективный тип отношений между государством и бизнесом, как государственно-частное партнерство (ГЧП). Проекты государственно-частного партнерства ориентированы на решение задач, связанных с оказанием услуг населению, развитием государственной и муниципальной собственности. Преимуществом этого типа отношений между властью и бизнесом является долгосрочный характер партнерских отношений, являющийся залогом устойчивого развития.

Похожие материалы

В настоящее время в Волгоградской области внедрение и реализация инструментов государственно-частного партнерства выступает реальной и перспективной формой качественных институциональных изменений в сфере регионального предпринимательства и инвестиций, создавая преимущества как для органов территориального управления, так и для частных инвесторов (предпринимателей) и населения. Созданные в Волгоградской области условия реализации государственно- частного партнерства позволили решить ряд важных стратегических проблем федерального и регионального значения [1].

Высокий уровень развития государственно-частного партнерства в Волгоградской области определяется достаточностью развития институциональной среды в сфере проектной реализации государственно-частного партнерства, наличием успешного опыта реализации проектов ГЧП, а также высокой степенью инвестиционной привлекательности Волгоградской области, благоприятного инвестиционного климата и потенциала развития [2].

В целях оптимизации механизмов государственно-частного партнерства в Волгоградской области необходимо создание координационного центра развития ГЧП, целевая ориентация которого должна быть направлена на отбор и структурирование перспективных инвестиционных проектов, способствующих долгосрочному развитию Волгоградской области, осуществление консалтингового, юридического и организационного сопровождения проектов, подготовку конкурсной документации и проведение конкурсов, а также сопровождение проектов за весь период их реализации. К числу приоритетных направлений государственно-частного партнерства в Волгоградской области следует отнести софинансирование строительства, модернизацию и реконструкцию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, объектов коммунальной инфраструктуры, здравоохранения, образования, культуры, спорта и отдыха, а также объекты туристической сферы и социально-культурного назначения [3].

Алгоритм отбора инвестиционных проектов государственно-частного партнерства в целях их реализации с участием Волгоградской области включает следующие этапы:

1 этап — разработка концепции проекта (обоснование необходимости реализации проекта в соответствии с целями и задачами Программ Правительства);

2 этап — оценка концепции проекта и принятие решения о реализации проекта (оценка концепций проектов проводится в целях исключения возможности реализации проектов путем участия Волгоградской области в ГЧП, не обеспечивающих наиболее эффективного использования имущества и эффективного расходования бюджетных средств);

3 этап — разработка технико-экономического обоснования (описание проекта с указанием объема работ и раздела по инфраструктуре, обоснование потребности в реализации проекта для нужд области, оценка соответствия проекта целевым ориентирам программы социально-экономического развития Волгоградской области и государственных программ) [4].

Диверсифицированная отраслевая структура Волгоградской области позволяет развивать предпринимательскую деятельность во многих ключевых направлениях: сельском и лесном хозяйстве, промышленном производстве, строительстве, транспортной сфере, образовании и здравоохранении, туризме и спорте. Практически во всех ключевых отраслях могут быть внедрены инструменты государственно-частного партнерства, поскольку в число приоритетов развития Волгоградской области.

В целом Волгоградской область является перспективным и привлекательным регионом для развития предпринимательства и инвестирования со стороны как внутренних, так и внешних инвесторов. Региональными органами власти в значительной степени поддерживаются инвестиционные и предпринимательские инициативы, создаются условия стимулирования и поддержки начинающих и молодых предпринимателей.

Анализ инструментов государственно-частного партнерства в Волгоградской области показал целенаправленность и эффективность реализации региональной модели ГЧП. Однако в стратегическом аспекте для совершенствования механизмов государственно-частного партнерства в Волгоградской области необходимо последовательное решение следующих задач:

  • оптимизация нормативно-правовой базы функционирования механизмов ГЧП, приведение ее в соответствие реальным процессам в инвестиционной и предпринимательской сферах;
  • формирование модели эффективного взаимодействия органов исполнительной власти Волгоградской области с федеральными органами исполнительной власти, субъектами регионального предпринимательства, общественными организациями, региональными кластерами и научно-исследовательскими центрами для оптимизации форм и механизмов ГЧП;
  • повышение экономической и социальной эффективности реализации проектов государственно-частного партнерства на территории области;
  • создание специализированных образовательных структур по повышению квалификации государственных служащих в области реализации форм и инструментов государственно-частного партнерства в регионе [5].

Совершенствование институциональной базы, обеспечение государственной поддержки частным инвесторам. привлечение новых инвесторов в индустриальные парки и региональные инвестиционные площадки. В настоящее время тенденция формирования и развития институтов государственно-частного партнерства выступает объективной основой эффективного взаимодействия экономических субъектов предпринимательского сектора и органов власти, обеспечивая консолидацию материальных и финансовых ресурсов и более равномерное распределение коммерческих и финансовых рисков между ними.

Государственно-частное партнерство выступает эффективным инструментом в сферах общественной инфраструктуры, а также в предоставлении специализированных услуг, обеспечивая реализацию долгосрочной стратегии экономического роста. Наиболее эффективно инструменты государственно-частного партнерства реализуются в области строительства объектов недвижимости, развития информационных технологий, в сферах образования и здравоохранения, транспорта, инноваций.

В целом активизация инструментов государственно-частного партнерства позволяет обеспечить рост инновационной емкости сфер и отраслей национальной экономики, способствует наращиванию технологического и кластерного потенциала. Контрактные соглашения в рамках государственно-частного партнерства между соответствующими органами власти и бизнес-структурами с высоким инвестиционным потенциалом, независимо от избранной организационно-правовой формы, выступают средством консолидации производственных, социальных и инновационных приоритетов долгосрочного развития за счет открытой генерации и интегрированного участия в рамках эффективной системы государственно-частного партнерства, что способствует совместному взаимодействию предпринимательского сектора и органов государственного управления.

Таким образом, сейчас большинство проектов на стадии запуска именно в коммунальной сфере. При этом самым распространенным видом ГЧП-проектов в России является концессионное соглашение. Но пока, несмотря на все усилия и положительную динамику, Россия не может похвастаться большим числом успешно реализованных ГЧП-проектов. Наблюдаются существенные отклонения от установленных бюджетов, сроков ввода в эксплуатацию.

Список литературы

  1. Айрапетян М.С. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства. URL: http://www.ppp-russia.ru/analitica/item-1.html.
  2. Акинина В.П., Aбасов Р.Г. Государственно- частное партнерство как катализатор инновационных процессов // Финансы и кредит. 2016. № 9. С. 45–50.
  3. Болехов И.Е. Государственно-частное парт- нерство как признак инновационной экономики // Креативная экономика. 2016. № 9. С. 120–125.
  4. Варнавский В.Г., Баженов А.В., Клименко А.В., Воротников А.М., Королев В.А. Государственно-частное партнерство: теория и практика. М.: ГУ-ВШЭ, 2017. 288 с.
  5. Гагарин П.А. Государственно-частное пар- тнерство: проблемы и перспективы развития // Финансовая газета. 2016. 11 апреля.
  6. Механизм государственно-частного партнёрства в реализации инвестиционной стратегии регионов: монография / С.П. Сазонов, Н.Н. Косинова, Г.В. Федотова, Е.Е. Харламова, М.Ю. Попова, Н.В. Стрельцова, В.В. Кабанов; ВолгГТУ. — Волгоград, 2014. — 226 с.
  7. Сазонов, С.П. Теория и методология анализа эффективности инвестиционной деятельности предприятия: монография / С.П. Сазонов, Е.Е. Харламова, Д.И. Живолуп; ВолгГТУ. — Волгоград, 2014. — 116 с.
  8. Харламова, Е.Е. Анализ форм и механизмов государственно-частного партнёрства в России / Е.Е. Харламова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. — 2014. — № 4. — C. 9-14.