Управление социальным развитием региона

№112-1,

социологические науки

Государственное регулирование развития регионов осуществляется на различных уровнях управления: республиканском и региональном. Оно включает, с одной стороны, регулирование республиканскими органами развития областей, районов, городов; а с другой стороны − регулирование местными органами власти развития соответствующих регионов.

Похожие материалы

Государство должно способствовать поддержанию экономической, социальной и политической стабильности в каждом регионе, обеспечению эффективного взаимодействия регионов, сочетанию конкретных подходов к решению проблем в отдельных регионах и единства общих принципов функционирования рынка на всей территории. Основные параметры регионального развития задаются центром в виде законодательных и нормативных актов. Это касается порядка и механизма приватизации, ценообразования, налоговой политики и др. Центр должен вырабатывать единую научно-техническую политику, которая стала бы фактором стабилизации экономики в регионах; формировать интеллектуальный и кадровый потенциал, особенно это касается фундаментальной науки.

Социальная политика — это одна из основных частей внутренней политики государства, заключающаяся в его воздействии на социальную сферу общества.

Социальная политика — это деятельность государства направленная на:

  1. Удовлетворение материальных и духовных потребностей индивидов и социальных групп;
  2. Регулирование процессов социальной дифференциации в обществе;
  3. Управление социальными процессами в обществе.

Социальная политика — это система политических идей, решений и действий, нацеленных на обеспечение оптимального в данных условиях развития и функционирования социальных общностей (групп, слоев и т.д.), а также граждан всех вместе и каждого в отдельности.

Социальная политика — деятельность государства и других социально-политических субъектов, направленная на обеспечение условий для социального функционирования и развития индивидов, социальных групп и общностей посредством удовлетворения их интересов и потребностей.

Можно сформулировать основные направления социальной политики, которые отражают ее содержание.

  1. Политика доходов населения (регулирование жизненного уровня, содержание потребительской корзины, улучшение благосостояния).
  2. Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальное страхование, регулирование занятости населения и др.).
  3. Социальная поддержка, защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии).
  4. Развитие отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура, физическая культура и спорт).
  5. Социоэкологическая политика.
  6. Политика области современной инфраструктуры (жилье, транспорт, дороги, связь, торговое бытовое обслуживание).
  7. Миграционная политика (вынужденная миграция, защита прав и интересов соотечественников за рубежом, внешняя трудовая миграция).
  8. Политика в отношении отдельных категорий населения (семейная, молодежная политика, политика в отношении пожилых и инвалидов и др.).

Анализ управления социальным развитием региона позволяет сделать ряд выводов и сформулировать некоторые рекомендации, которые могут быть использованы при разработке соответствующих программ адресной социальной помощи населению.

Кардинальные социально-экономические, политические изменения, происходящие в российском обществе, приобрели во многом стихийный характер. Однако по мере формирования новой системы рыночных отношений, изменения роли и положения социальных групп, социальных институтов актуальной стала проблема организации, упорядочения социальных процессов, социальных отношений, эффективного управления ими.

  1. Управление социальным развитием включено в общую систему управления социумом. Оно рассмотрено как управление расширенным воспроизводством условий социальной жизнедеятельности и жизнеобеспечения населения, с целью повышения уровня и качества его жизни. Одним из базовых понятий социологии является «социальное развитие», характеризующее развитие социальных систем. В общей формулировке «социальное развитие» определяется как процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное. Антиподом социальному развитию является социальная деградация, переход от одного (более совершенного) состояния к другому, худшему. Социальное развитие, его возможности во многом зависят от проводимой в обществе социальной политики, которая формируется федеральными органами власти, а практически реализуется прежде всего на региональном уровне. Необходимо признать, что в новом тысячелетии социальная политика должна осуществляться не за счет беспредельной эксплуатации человеческих ресурсов, а для развития самого человека. Человек и его потенциал стали главной ценностью общества. При уточнении понятия «регион» за основу была взята его отличительная особенность целевая ориентация на непосредственное удовлетворение материальных и духовных потребностей населения определенной территории. Сам регион характеризуется определенным уровнем развития экономической, духовной и социальной жизни, социальной инфраструктуры, наличием постоянных трудовых и социокультурных связей.
  2. Развитие региона представляет собой комплекс процессов изменения его экономической, экологической, политической, социальной, духовных сфер, приводящих к их качественным преобразованиям и в конечном счете к изменениям условий жизни человека. Закон доминирования глобальной цели является одним из базисных законов развития социальных систем. Согласно этому закону, для поддержания целостности социальной системы необходимо доминирование главной цели над целями каждой подсистемы. Четко определенная для общества перспективная (стратегическая) цель позволяет оптимально консолидировать региональные и общегосударственные интересы. Исходя из социальной значимости развития человека, его потенциала, цель управления социальным развитием региона определена как создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, свободное развитие и реализацию его творческих возможностей, устойчивый рост его материального, духовного, жизненного потенциала.
  3. Социальные критерии позволяют субъекту управления оценивать и контролировать, насколько жизненные условия региона удовлетворяют социальные потребности его жителей, и успешно реализовывать поставленную управленческую цель. Комплекс критериев состоит из количественных и качественных показателей: социально-экологических, демографических, экономических, социально-духовных. Количественные показатели характеризуются вложением, прежде всего финансовым, в развитие человеческого потенциала (в образование, культуру, здравоохранение и др.), уровнем развития социальных отраслей, социальной сферы. Качественные показатели свидетельствуют о наличии спектра социальных потребностей и степени их удовлетворения. Исходя из социологического аспекта анализа управления социальным развитием региона социальные оценки рассматриваются как главные качественные показатели. Социальные оценки показывают отношение населения к явлениям и процессам, происходящим в социальной жизни. Среди индикаторов показательными являются оценки, характеризующие социальные условия жизнедеятельности людей: удовлетворенность системой образования, медицинским обслуживанием, функционированием инфраструктурных объектов, отношение к мерам, направленным на совершенствование и развитие социальной жизни, регулирование социальных отношений. В настоящее время основными показателями социального развития стали уровень и качество жизни населения, прежде всего их рост, а также индекс развития человеческого потенциала. При снижении уровня жизни следует использовать показатели социальной деградации.
  4. Достижение социальной цели, управление социальными процессами требует сбалансированности и последовательности управленческой деятельности,' что во многом обеспечивается применением функционального анализа к управленческим процессам и системам и на его основе координацией составляющих управленческой деятельности. Управление социальным развитием осуществляется в соответствии с определенными функциями, которые являясь специфическими составляющими управленческой деятельности, направлены на достижение конкретной цели в рамках более широкой целенаправленной деятельности, ориентированной на перспективную цель. Выделены три основные группы функций управления социальным развитием региона: информационные, технологические, организационные. Методы управления — это совокупность способов и средств воздействия субъектов управления на объект управления для достижения определенных социальных целей. Методы являются способами реализации функций управления. В управлении социальным развитием применяются административные (организационнораспорядительные), социально-экономические, социальнопсихологические и информационные.
  5. Эффективность управления социальным развитием региона во многой зависит от выявления и учета основных факторов управления. Определены и рассмотрены следующие факторы: экономический, природно-ресурсный, демографический, социально-инфраструктурный, духовно-интеллектуальный, кадровый. Успех регионального управления в настоящее время во многом зависит от возможностей региона обеспечить развитие за счет собственных средств. В состав ресурсов, необходимых для достижения запланированного уровня и качества жизни населения, всходят прежде всего ресурсы, находящиеся на территории данного региона, так как федеральные поступления в настоящее время минимальны. Северные регионы богаты природными ресурсами, что позволяет при рациональном их использовании обеспечить материальную базу реализации социальных программ.
  6. Исходя из анализа трех моделей социального развития региона (сырьевая, технологическая, инновационная) приоритетной моделью социального развития региона является инновационная модель, основанная на производстве и использовании новых знаний, приумножении социокультурного, духовного потенциала, повышении качества жизни людей.

Были сформированы следующие рекомендации:

  1. Совершенствовать меры и механизмы государственной поддержки субъектов Российской Федерации, основывающиеся на принципе дифференцированного подхода, с учетом определения типологии регионов в зависимости от их географического положения, хозяйственной специализации, социально-экономической и демографической ситуаций, а также с учетом необходимости стимулирования кооперационных и межрегиональных связей, способствующих укреплению и развитию единого экономического пространства страны;
  2. Необходимо создание системы обратной связи между органами управления Республикой и населением, как минимум — Интернет-портала, на котором граждане имели бы возможность высказаться о насущных проблемах, прокомментировать деятельность местных органов, выложить ссылки на примеры, требующие незамедлительного решения.
  3. Первым шагом при разработке методики оценки эффективности управления социально-экономической системой региона является определение целевых показателей, которые позволят объективно и точно оценить деятельность государственных органов в повышении эффективности функционирования территориальной экономической системы. В настоящее время еще не разработаны концептуальные и методические основы определения эффективности государственного управления экономикой региона. Решение данной проблемы предполагает создание теоретических представлений, объективно определяющих характер управленческого влияния органов власти и состав наиболее важных направлений деятельности органов государственного управления.
  4. Разработать дополнительные меры, направленные на увеличение собственных экономических возможностей субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе посредством совершенствования механизмов стимулирования органов государственной власти субъектов.
  5. Изучить положительный опыт реализации в ряде субъектов Российской Федерации проектов «Народный бюджет», позволяющих повысить эффективность бюджетных расходов и развить потенциал органов местного самоуправления посредством активного участия населения в выявлении и определении степени приоритетности проблем местного значения, в подготовке, реализации, контроле качества и приемке выполненных работ в рамках проектов, а также в последующем содержании и обеспечении сохранности объектов.
  6. Комплексным показателем успешного управления социальным развитием региона является его эффективность. Учитывая, что социальная сфера затратная и экономические показатели не могут однозначно ее оценить, эффективность в данном аспекте определяется через социальные критерии. Так, социологические опросы позволяют узнать мнение жителей региона о проводимых социальных реформах, определить степень удовлетворенности социальной жизнью, социальной политикой, мерами, которыми она осуществляется, определить, насколько успешно достигнуты поставленные управленцами цели по реализации социальных программ.

Для выяснения эффективности управления социальным развитием региона важно получить ответы на следующие вопросы: какова оценка материального положения различных социальных групп данного региона; какова оценка жизненных перспектив жителями региона, основными социальными группами; какие социальные трудности они испытывают и в этой связи какие социальные проблемы необходимо решить в первую очередь.

Список литературы

  1. Маргулян, Я. А. Управление социальной сферой крупного / Я.А. Маргулян — М.: Изд-во СПбАУиЭ, 2016. — 314 с.
  2. Ковалев, В. Н. Социология управления социальной сферой: учеб. Пособие / В.Н. Ковалев — М.: Академический Проект, 2013. — 214 с.
  3. Климанов, В.В. Новые подходы к финансированию государственных услуг в социальной сфере / В.В. Климанов. — М.: АНО ИРОФ, 2016. — 184 c.
  4. Куприянин, Г.Л. Государственное управление / Г.Л. Куприянин — М.: Университ. гуманит. лицей, 2015. — 102 с.