Российский и международный опыт развития спортивного потенциала

№111-1,

социологические науки

Любому государству выгодно развивать сферу спорта с экономической стороны — таким образом повышается человеческий потенциал, здоровье населения и его трудоспособность. В настоящее время большинство стран вкладывают много усилий в развитие как массового любительского спорта, так и профессионального.

Похожие материалы

Перед любым государством стоит цель защиты своих интересов, как в области обороны, политической, экономической и других сферах. Занятия спортом и поддержание здоровья молодого поколения даст государству уверенность, что граждане будут здоровы, смогут защищать свою Родину, будут активно учувствовать в жизни страны, работать, создавать семьи и воспитывать потомков, отвечая требованиям социума и при этом своей индивидуальности. Поэтому развитию спортивного потенциала уделяется большое внимание во всех странах.

Проведенные научные исследования позволили составить рейтинг «самых спортивных» стран мира на основе международного спортивного индекса. При подсчете международного спортивного индекса учитывался как энтузиазм болельщиков, так и конкретные достижения, в частности победы на Олимпийских играх и в международных соревнованиях, рейтинг ФИФА, вовлеченность населения в спорт и даже количество стадионов.

Первое место рейтинга заняли Соединенные Штаты Америки: в стране 367 стадионов и средний показатель 56,54 медали на Олимпийских играх (как летних, так и зимних). Россия и Китай заняли второе и третье места соответственно. У обоих государств высокий уровень физической активности населения и большие достижения в олимпийских играх: Россия зарабатывает в среднем 45,67 медалей, а Китай — 28,95 медалей.

В целом в десятку самых спортивных стран вошли: 1 место США; 2 место Россия; 3 место Китай; 4 место Германия; 5 место Франция; 6 место Великобритания; 7 место Австралия; 8 место Япония; 9 место Испания; 10 место Италия.

Рассмотрим практику развития спортивного потенциала в Соединенных штатах Америки. В США нет министерства спорта, никто не диктует из Вашингтона, какие объекты строить и какие виды спорта развивать, и никто не распределяет на эти цели бюджетные деньги. Массовый спорт в США — дело местных общин, меценатов, школ и университетов. А спорт высших достижений функционирует как большой бизнес.

Культ здорового образа жизни в США гармонично связан с обилием объектов спортивной инфраструктуры — от общественных площадок для баскетбола до современных спорткомплексов. А путь в спорт высших достижений начинается в школах, затем продолжается в колледжах и университетах. Каждое серьезное учебное заведение в США располагает спортивным комплексом с бассейном, полями, крытым манежем и т.п. Соревнования школьников на всеамериканском уровне курирует Национальная федерация школьных ассоциаций (NFHS), объединяющая свыше 18 тыс. учебных заведений. А соревнованиями студентов занимается Национальная атлетическая ассоциация колледжей (NCAA), куда входят свыше 1200 вузов.

Олимпийским спортом в стране занимается Национальный олимпийский комитет США (USOC) — общественная организация, работающая без какого-либо государственного финансирования. НОК получает средства от спонсоров (индивидуальных и корпоративных) и от продажи медиа-прав.

Распределяются деньги между национальными федерациями (National Governing Bodies) по отдельным видам спорта: 31- по летним видам, 8 — по зимним. Принцип распределения пропорционален медальным результатам: кто больше выигрывает, тот больше получает. Непосредственно на поддержку спортсменов-олимпийцев направляется 10% доходов НОК.

Профессиональный спорт в США — это большой бизнес.

Спорт в США традиционно является мощным социальным лифтом, особо привлекательным для молодежи из социально неблагополучной среды и малообеспеченных семей. Примеры звезд спорта вдохновляют новые поколения юных американцев штурмовать спортивные высоты.

Любому государству выгодно развивать сферу спорта с экономической стороны — таким образом, повышается человеческий потенциал, здоровье населения и его трудоспособность. В настоящее время Россия вкладывает много усилий в развитие как массового любительского спорта, так и профессионального.

Основным регулятором развития спортивного потенциала в РФ является Министерство спорта РФ. Развитие спортивной индустрии носит монопольный характер и приводит к отсутствию инициативы и конкуренции со стороны предпринимателей, что в свою очередь, приводит к неэффективному расходованию денежных средств. В России действует система советской модели подготовки спортсменов на базе ДЮСШ, СДЮШОР и иных спортшкол. В России же школьный и университетский спорт рассматривается как второстепенная, сопутствующая обучению деятельность, однако имеются предпосылки для улучшения ситуации. В сентябре 2015 стартовал розыгрыш первого турнира студенческой футбольной лиги России, в этом же году был разыгран всероссийский студенческий хоккейный турнир.

Финансирование программных мероприятий по развитию спортивного потенциала в Российской Федерации, главным образом, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и лишь небольшая часть за счет внебюджетных источников.

При изучении развития спортивного потенциала Китая наглядно прослеживается устойчивая тенденция (начиная с 1995 г.) роста спортивного потенциала страны. Ключевую роль здесь играет четко разработанная нормативно-правовая система, которая представлена «Законом о Спорте КНР», «Уставом по всенародному укреплению здоровья» от 1.10.2009 г., «Взглядом государственного совета ЦК КПК на вопросы об укреплении организма подростков спортом», «Национальной программой по укреплению здоровья» от 20.06.1995 г. и другие акты.

Функционирование спортивной отрасли строго регулируется государством. Учитывая психологические особенности разных возрастных периодов, в КНР особое значение уделяется подростковому периоду. Каждая образовательная ступень, начиная с младшей школы и заканчивая высшими учебными заведениями, имеет свои определенные задачи по развитию физической культуры и спорта.

В Китае существуют разнообразные формы физкультуры и спорта; насчитывается 850 тыс. стадионов, в среднем на каждые 10 тыс. человек приходится по 6,58 стадиона и в среднем по 1,03 кв. м спортивной площади на человека. Исследование Главного государственного управления физкультуры и спорта показывает, что свыше 60% китайских горожан посещают различные спортивные клубы. Учащиеся, чей уровень физической подготовки отвечает государственным спортивным нормативам, составляют свыше 95%.

Спортивный потенциал Китая «воспитывается» по определенным ступеням. В основе этой иерархии лежат любительские спортивные школы для подростков и низовые спортивные клубы, костяком — спортивные команды провинций, автономных районов и городов центрального подчинения, а высшим звеном — сборная страны.

По данным статистики, более 26 млн французов регулярно занимается спортом. В стране действует 110 спортивных федераций, аккредитованных Министерством молодежи и спорта. Спорт занимает важное место в жизни рядовых французов — всего насчитывается почти 180 000 клубов и спортивных обществ. Организационная структура французского спорта определяется Законом о спорте.

Федеративная Республика Германии представляет именно ту страну, в которой спорт и физическая культура нашли самое широкое развитие. Причём данное развитие происходит на основе спортивных обычаев немецкого народа. Спортивные занятия и физическая специализация в Германии имеют весьма глубокие корни. Физическая подготовка была введена в школьную программу ещё в период войны с Наполеоном. Нововведения появились между 1797 и 1815 годами. Именно тогда физические тренировки предшествовали военным натаскиваниям.

В начале двадцатого века в Германии возникло спортивное и гимнастическое движение.

Важнейшей спортивной организацией Германии считается Спортивная Немецкая Олимпийская Конфедерация (DOSB). Членами этой организации, а также её создателями являются спортивные союзы и федерации, а также и экстраординарные членские формирования. Все спортивные союзы расположены в составе земельных, районных или областных лиг. Их первостепенной задачей является усовершенствование определённых видов спорта. Спортивные союзы обязаны выявлять и подготавливать особо талантливых спортсменов, проводить различные соревнования.

Следует отметить, что в Германии отсутствует специальная законодательная база для развития спорта. Это предоставляет федерации свободу и позволяет оперативно, без внесения изменений в законы, решать, например, такие вопросы, как развитие новых видов спорта и перераспределение средств имеющихся фондов.

Но при этом основным спонсором развития спортивного потенциала является государство. Фонды, выделяемые государством на уровне местных властей, земель и федерации, значительно превосходят аналогичные фонды, выделяемые экономическим сектором и средствами массовой информации. Финансирование осуществляется не только за счет фондов, непосредственно выделяемых из общественных бюджетов, но и путем непрямой финансовой поддержки: например, за счет освобождения некоммерческих спортивных клубов от налоговых сборов.

Развитие спорта во Франции основано на смешанном частно-государственном финансировании. Отличительной чертой французской модели финансирования спорта является совместное управление государственными фондами с участием самого государства (министерство молодежи и спорта) и спортивного движения в лице Национального олимпийского и спортивного комитета, представляющего все спортивные федерации. Таким образом, французская модель организации спорта находится на полпути между американской моделью спорта, финансируемого по большей части частным сектором, и «социальной» моделью многих европейских стран.

Государственное финансирование спорта во Франции включает три составные: прямое государственное финансирование (центральное), косвенное государственное финансирование через Национальный фонд развития спорта, а также децентрализованное государственное финансирование через муниципалитеты и другие органы местного самоуправления (департаменты и районы, т.е. единицы территориально — административного деления).

Вопросами спорта по линии Министерства молодежи и спорта занимается 7290 чел. Кроме того, существует 22 региональных органов управления спортом, 83 органа на муниципальном уровне (включая 9 органов заморских территорий Франции). Вопросами подготовки спортивного резерва занимается 24 региональных средних учебных заведений и 5 национальных ВУЗов.

Огромное значение уделяется детскому физическому воспитанию. Во Франции с детьми начинают заниматься физкультурой с 4 лет.

Главным нормативно-правовым актом законодательства о спорте считается Спортивный кодекс Франции. Кодекс включает в себя 1 785 статей.

Изучив опыт развития спортивного потенциала первой пятерки «самых спортивных» стран можно сформулировать следующий вывод. Развитие спортивного потенциала — это одна из важнейших задач любого государства. Все мировые державы — лидеры в спортивных международных соревнованиях, начинают уделять внимание занятиям физкультурой и спортом в раннем детстве. Спортивная подготовка включает в себя — занятия спортом с детьми дошкольного возраста, физическое воспитание школьников, занятия в специализированных спортивных заведениях и университетский спорт.

Только упорные занятия сортом, усиленная подготовка и воля к победе помогут достичь спортсмену желаемых результатов.

Список литературы

  1. «Международная хартия физического воспитания и спорта» (Принята в г. Париже 21.11.1978 на 20-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО) // Международные нормативные акты ЮНЕСКО.- М.: Логос, 1993. С. 186 — 190. Свод нормативных актов ЮНЕСКО.- М.: Международные отношения, 1991. С. 186 — 190.
  2. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ. Принят Государственной Думой 16 ноября 2007 года. Одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 года // Справочно-правовая система «Гарант».
  3. Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. N 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» // Справочно-правовая система «Гарант».
  4. Распоряжение Правительства РФ от 2 января 2014 г. N 2-р «О Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» // Справочно-правовая система «Гарант».
  5. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 N 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» // Справочно-правовая система «Гарант».
  6. Распоряжение правительства РФ от 3 июня 2019 года №1188-р «Об утверждении Стратегии развития спортивной индустрии до 2035 г. и комплекса мер по формированию современной отрасли спортивной индустрии на 2019 — 2020 гг.» // Справочно-правовая система «Гарант».
  7. Поручение Правительства РФ от 23.01.2019 N ОГ-П12-16пр «О решениях по итогам совещания о развитии физической культуры для граждан старшего поколения» www://government.ru
  8. Закон Республики Башкортостан от 24 ноября 2008 г. N 68-з «О физической культуре и спорте в Республике Башкортостан» (с изменениями и дополнениями).
  9. Горбатова Ю.М. Проблемы развития культурно-спортивного потенциала регионов. // Наука среди нас 1 (5) 2018. — Режим доступа: http://nauka-sn.ru.