Кровообращение, дыхание и работоспособность у юношей во время работы субмаксимальной мощности

№113-1,

педагогические науки

В данной статье рассматривается вопрос о кровообращении, дыхании, работоспособности у юношей при субмаксимальной мощности. В работе проведены исследования, которые определили важные аспекты касательно тренировок и соревнований в субмаксимальной мощности на примере 5-минутной езде на велотренажере и беге на 1500 м. Выяснилось, что меньшая приспособляемость к заданной работе у юношей, чем у взрослых. Тренировка данного типа расширяет приспособительные возможности юношеского организма к работе субмаксимальной мощности.

Похожие материалы

Задачей работы было изучение изменения деятельности и работоспособности организма юношей во время работы субмаксимальной мощности по показателям кровообращения, дыхания, а также выяснение влияния на деятельность юношеского организма при этой работе тренированности, разминки и второй сигнальной системы.

В опытах и наблюдениях использовались следующие методы регистрации вегетативных показателей; в лабораторных условиях визуальный подсчет количества движений за определенные промежутки времени, счет пульса, визуальный подсчет дыхания, газообмен; в естественных условиях хронометраж бега, визуальное определение количества шагов, подсчет дыхания и газообмен.

В выводах автор указывает, что фаза врабатываемости у юношей по показателям кровообращения, дыхания при 5-минутной езде на велотренажере субмаксимальной мощности и при беге на 1500 м заканчивается раньше, чем у взрослых. При соревновательном беге на 800 м о длительности этой фазы и ее зависимости от возраста трудно судить из-за отсутствия устойчивости скорости на дистанции.

Врабатываемость у юношей при работе субмаксимальной мощности, так же как и у взрослых, характеризуется следующими особенностями: а) неодновременностью перехода различных физиологических показателей на относительно постоянные уровни; б) неодинаковым характером изменений этих показателей в различные моменты вхождения организма в работу.

Фаза относительно устойчивого состояния у юношей при работе субмаксимальной мощности, так же как и у взрослых, характеризуется неодинаковой продолжительностью стабильности различных физиологических функций.

Менее высокие и относительно постоянные уровни легочной вентиляции, потребления О2 и меньший темп движений у юношей, чем у взрослых, при 5-минутной работе на велотренажере свидетельствуют о меньшей приспособляемости юношеского организма по сравнению с организмом взрослых к этой работе.

Меньшая скорость на большей части дистанции и более тяжелая «мертвая точка» у юношей, чем у взрослых, при беге на 1500 м характеризуют меньшую приспособленность юношеского организма по сравнению с организмом взрослых к этому упражнению субмаксимальной мощности.

У тренированных юношей по сравнению с нетренированными быстрей заканчивается врабатываемость при соревновательном беге на 1500 м. Позже наступает, но менее продолжительно и менее тяжело протекает «мертвая точка» при соревновательном беге как на 800, так и на 1500 м. Это свидетельствует о том, что тренировка в определенной мере расширяет приспособительные

возможности юношеского организма к работе субмаксимальной мощности.

Под воздействием разминки с сравнительно короткими и быстрыми ускорениями в специальной части ее и непродолжительным отдыхом до начала основной работы укорачивается стабилизация частоты пульса и дыхания и повышается работоспособность у юношей при «езде» на велотренажере, а также улучшается результат в беге на 1500 м.

Влияние словесных сигналов о предстоящей работе на предстартовое состояние юношей зависит одновременно от следующих факторов: а) различий в смысловом значении этих сигналов; б) типологических особенностей нервной системы юношей; в) исходного уровня возбудимости и лабильности центральной нервной системы перед подачей предрабочих сигналов; г) эмоционального состояния юношей.

Речевая установка, связанная с ознакомлением испытуемых со схемами более частой сигнализации предстоящего темпа (или скорости) работы, и подкрепление ее словесными сигналами о действительном темпе (или скорости) за оптимально короткие промежутки времени в процессе работы способствуют проявлению большей работоспособности у юношей при «езде» на велотренажере и при беге на 800 и 1500 м.