Исследование точности движений и ее совершенствование путем использования физических упражнений

№115-1,

педагогические науки

В данной статье рассматривается вопрос о точности движений и ее совершенствование путем использования физических упражнений. При исследовании данного вопроса применялось определение точности воспроизведения пространственных признаков движения; выяснения, в каких суставах рук и ног при движениях амплитуда воспроизводится с большей точностью, как изменяется точность ее воспроизведения в зависимости от заданной величины амплитуды, как влияет сложность двигательной задачи на точность воспроизведения амплитуды движения, в какой степени сказывается влияние уровня физической подготовленности и спортивной квалификации на точность воспроизведения амплитуды и при каком двигательном задании эта зависимость проявляется в большей степени.

Похожие материалы

Целью исследования являлось: определение точности воспроизведения пространственных признаков движения; выяснения, в каких суставах рук и ног при движениях амплитуда воспроизводится с большей точностью, как изменяется точность ее воспроизведения в зависимости от заданной величины амплитуды, как влияет сложность двигательной задачи на точность воспроизведения амплитуды движения, в какой степени сказывается влияние уровня физической подготовленности и спортивной квалификации на точность воспроизведения амплитуды и при каком двигательном задании эта зависимость проявляется в большей степени.

При решении этих задач автором применялись различные методы исследования с использованием прибора, на верхней панели которого были смонтированы и подвижно закреплены по одной паре рычаги, позволяющие выполнять движения одной рукой (простые задания) и двумя руками одновременно (сложные задания), включающие одновременно передвижение рычагов на определенное количество градусов или сгибание рук, ног на определенное количество градусов с учетом ошибок в процентах и т. д. Основным методом был педагогический эксперимент.

В выводах автор указывает на большое значение исследования вопросов точности движений. Он указывает, что методика исследования точности движений должна предусматривать оценку качеств (точности) выполнения движений в целом и анализ отдельных его признаков — пространственных (амплитуда, направление), временных и силовых. Основным требованием исследования является оценка точности выполнения или воспроизведения движения по этим параметрам от заданных величин.

Точность воспроизведения амплитуды зависит от направления движения и его сложности. При движении к себе амплитуда воспроизводится точнее, чем от себя; при боковом перемещении ползунков в горизонтальной плоскости — точнее, чем при передвижении рычагов в переднезаднем направлении и вертикальной плоскости, и с еще большей ошибкой — при вращении маховичков.

При простых движениях (одной рукой) амплитуда воспроизводится точнее, чем при сложных. Наилучшие показатели точности воспроизведения амплитуды в сложных движениях имели место при одновременном перемещении ползунка и рычага.

Относительно большая точность воспроизведения амплитуды отмечается при движении в плечевом суставе, затем в коленном, тазобедренном, локтевом и голеностопом.

Точность воспроизведения мышечных усилий зависит от относительной величины: наибольшая точность была установлена при воспроизведении больших усилий (70% от максимального), наименьшая — при малых усилиях (20%).

Относительно большая точность воспроизведения усилий отмечается при сгибании и разгибании корпуса, сгибании пальцев и разгибании стопы; меньшая — при сгибании и разгибании кисти, сгибании стопы, предплечья.

Вариативность тонуса мышц при воспроизведении усилий, равных 20% от максимального, была больше, чем при 50% усилий. Наименьшая вариативность тонуса мыши отмечена при воспроизведении 70% усилий.

Точность воспроизведения времени интервалов зависит от их величины. Относительно большая точность отмечалась при воспроизведении 5-секундного интервала времени, меньшая при воспроизведении 3- и 1-секундных интервалов.

Точность движений предполагает взаимообусловленную зависимость трех ее компонентов: пространственных, временных и силовых. Точность воспроизведения каждого из них в определенной степени влияет на качество выполнения движения. Пространственно-силовые компоненты выполняемого движения оказывают определенное влияние на точность движения в целом.

Точность целостного движения, равно как и точность воспроизведения отдельных его компонентов, улучшается с повышением спортивной и физической подготовленности.

На точность воспроизведения интервала времени и мышечных усилий оказывает влияние эмоциональное состояние. В условиях эмоционального возбуждения повышается кол-во ошибок и их величина. При этом в дозированном усилии появляется тенденция к недооценке воспринимаемого усилия; в воспроизведении интервалов времени — тенденция к их переоценке.

По мере повышения уровня спортивной квалификации увеличение ошибок с изменением эмоционального состояния менее выражено.

Способность к выполнению различных двигательных координаций с высокой точностью положительно сказывается на освоении профессиональных двигательных навыков, например, на овладении навыками управления самолетом. Практическое преимущество лиц, обучавшихся летному делу и показавших высокую точность движений, выразилось в существенном сокращении количества полетов, затраченных ими на овладение техникой пилотирования (до первого самостоятельного вылета) и в более качественном усвоении летной программы по сравнению с теми обучавшимися, которые имели низкие показатели в точности движений. Специальные занятия физической подготовкой оказывают большое влияние на качество овладения профессиональными двигательными навыками пилота.