Способы достижения солидарности в школьном классе

№117-1,

педагогические науки

Автор статьи приводит 10 способов регулирования конфликтов и достижения солидарности в школьном классе. Перед учителями стоит цель — поднять вопрос солидарности и эмпатии в глазах учеников.

Похожие материалы

Преподаватель — связующая часть в жизни школьников, он направляет, помогает в разрешении конфликтов. Именно от преподавателя зависит дух класса, как он направит детей: чему приучит учеников. Чем больше учитель говорит о симпатии, дружбе, взаимопомощи, тем чаще в умах детей откладывается в мыслях, что класс, в первую очередь, это коллектив, желательно дружный. В отличии от студенческого коллектива, где каждый член группы — уже сформированная личность, школьник — это «чистая» страница его жизни: он только начинает вступать в жизнь, только начинает дружить и любить, пробует себя во всех сферах одновременно. Каждый проигрыш, каждая неудача, предательство наиболее ярко откладывается на жизнь ребенка, что может проявиться и в дальнейшем.

Поэтому важно, чтобы педагог умел видеть проблему и предотвратить её. У него должен быть план разрешения конфликтов, путь достижения солидарности.

Что такое солидарность и почему это так важно? Солидарность — активное сочувствие чьим-либо действиям или мнениям; общность интересов, единодушие. Важно показать, что уважение и простое сотрудничества — важный компонент в классе. Только лишь потому, что в основном школьный коллектив формируется 11 лет, с первого класса [1].

Чаще всего после обучения в школе класс или группы класса остаются очень дружественными и поддерживают контакты — хотя бы раз в полгода. Но мы не можем отвечать за всех, всегда будут те, у которых были конфликты с одноклассниками и учителями. Мало кто подсказывает детям как нужно вести себя в обществе и почему общение важно. Учитель — личность, которая должна помочь каждому по возможности в коммуникациях с другими людьми. У меня был плохой опыт солидарности в классе, у нас были явные группы, между которыми были разногласия. Я же как ученик находилась всегда в нейтралитете.

Существует множество методов и способов, которые помогут установить связь между классом и педагогом. Поэтому я приведу 10 способов, которые лично мне помогли во время прохождения практики:

  1. Проводить лекции, классные часы с целью дружеского знакомства, чаепитие или различные празднования дня рождения и других праздников. Это поможет расслабить коллектив, понять, что ученики — это не только коллеги по учёбе. К тому же каждый может найти себе друга по интересу.
  2. Проводить конкурсы и выступления между классами, это поможет сплотить один класс с целью победить параллельный класс, а также увеличить круг общения. Подобный способ также сформирует у детей творческий потенциал.
  3. Спортивные игры на свежем воздухе, прогулки, экскурсии — так дети смогут вырваться из стен класса и провести время на природе или с пользой (поход в музей и др.).
  4. Создание дополнительных кружков по интересам (например, кружок фильмографии, гончарный кружок, литературный клуб) с дальнейшим их развитием. Данный способ поможет детям найти своё новое амплуа и развить творческие способности.
  5. Предложить администрации школы проводить в школе различные фестивали и ярмарки (Масленица, весенние праздники, зимние забавы, проводы зимы и т.д.).
  6. После занятий собирать класс, чтобы дети час выполняли домашнюю работу, чтобы каждый объединялся и помогал друг другу с проблемными вопросами. Также это поднимет авторитет педагога в глазах учащихся и поможет увеличить успеваемость класса.
  7. Тематические классные часы, например, поднять проблему экологии, толерантности и т.п. Объединить детей по группам, желательно, чтобы они выбрали самостоятельно, и неделю дать для подготовки защиты проекта.
  8. Благотворительные часы, волонтёрство. Предложить детям на выходных (или после школы) помогать животным, приютам, старшему поколению с целью достижения солидарности в группе и выработать эмпатические чувства к другим.
  9. Каждую неделю проводить час рефлексии, где каждый высказывает своё мнение и переживания. Данный способ сформирует у детей умение грамотно и четко не только выражаться, но и преподносить доводы и аргументы.
  10. Предложить классу завести цветочный уголок, чтобы у класса было что-то общее, то есть забота о цветах. Будет неплохо, если руководство лишь поддержит данное решение.

Таким образом, перед учителями стоит цель — поднять вопрос солидарности и эмпатии в глазах учеников. Нужно знать, что дети — это личность, которая имеет свои чувства и мысли. Поэтому взрослым необходимо уметь слушать младшее поколение.

Список литературы

  1. Смит А. Теория нравственных чувств. М.: Республика, 1997.